О счастье и любви, о вере и Божьей благодати рассуждает «серебряный голос России» Олег Погудин, концерты которого с огромным успехом прошли в Кисловодске.
В этот вечер зал имени В. Сафонова государственной филармонии на Кавминводах был полон. Ценителей камерного жанра собрал прекрасный концерт Олега Погудина, Народного артиста России, лауреата фестиваля «Глас Ангельский России», обладателя премии «Триумф», награжденного церковно-общественным орденом Святого Александра Невского и медалью Лермонтова.
Артист открыл вечер романсом на молитвенно-созерцательное стихотворение Михаила Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», продолжая музыкальную встречу в пятигорском лермонтовском музее, где певцу оказали самый теплый прием.
«Иногда единственное, что остается у человека, – любовь», – эти вступительные слова Олега Погудина стали темой всего концерта, посвященного городскому романсу. Много, много выдающихся личностей эпохи обожгло это трепетное чувство, благодаря чему и появились на свет шедевры камерного жанра, популярные и сегодня. Образ минувшей любви не умирает и не уходит из памяти без следа, остается где-то в душе, отзываясь на заветные слова и мелодии романса.
Олег Погудин признается: «Когда исполняю романс, я помню, что любовь – это не просто комфортное времяпрепровождение, а счастье, построенное на самоотдаче. Есть, конечно, манерные романсы, но я стараюсь их не исполнять. А если и берусь за них, то обязательно «выравниваю» в сторону серьезного разговора о человеческих чувствах, о жизни и смерти, о красоте. В этом смысле романс ХIX века лишен позы и манерности. Жанр этот существовал на переломе эпохи. Авторы прошли через горнило испытаний, что защитило их от слащавости в творчестве».
В Кисловодске певец исполнил самые интересные произведения. Например, знаменитую «Калитку» – шедевр высокой поэзии и единственное увековеченное сочинение А. Будищева, заслужившее широкое признание многих поколений.
Прозвучали популярные «Хризантемы» Николая Харито – романс о его долгой любви. В цветущем саду Харито безнадежно влюбился в подругу своей сестры. В этом же прекрасном саду он встретил ее снова через много лет, но любовь, как оказалось, не угасла, а только затаилась в душе.
Мало кто знает, какая необыкновенная романтическая повесть сокрыта в романсе «Забыли вы», написанном полтора столетия назад… вторым секретарем Особой канцелярии Министерства иностранных дел Павлом Козловым.
Потомственный дворянин Павел Алексеевич влюбился в заезжую немолодую иностранную актрису. История не сохранила ни ее имени, ни репертуара, ни объяснения, почему она подарила молодому человеку надежду на счастье и покинула его.
Любовь эта оказалась безумной, неуправляемой и разрушительной. Павел Алексеевич бросил прекрасную службу, покинул друзей, уединился и начал писать стихи, в которых изливал обиду и неугасимую любовь к женщине, покинувшей его навсегда.
Она «до гроба клялась любить поэта» и коварно его обманула. Козлов даже отправился в Европу на поиски единственной. Он тратит огромные деньги, колесит по столичным городам и провинциям, проезжает Италию, Францию, Германию, Испанию и, нигде не найдя возлюбленную, возвращается в Россию.
Но оставаться здесь без нее он не может, и вскоре опять решается искать безвестную иностранку, но на сей раз – в Варшаве. Козлов устраивается на службу при генерал-губернаторе, актрису не находит и погружается в печаль, давая повод к насмешкам сослуживцев. Павел Алексеевич вызывает на дуэль одного из обидчиков и получает пулю в грудь. Едва оправившись от тяжелого ранения, он… снова отправляется на поиски актрисы! Но, увы, чуда не происходит…
И как тут не вспомнить русского писателя Ивана Тургенева, который весь свой век провел на краю чужой семьи, в напрасной надежде увести чужую жену. Она, знаменитая актриса Полина Виардо, сделала из литератора своего раба. То звала его в Париж, то прогоняла в Россию. Конечно, покорный писатель страдал. Виардо он посвятил множество любовных стихотворений. Одно из них, «Утро туманное», было положено на музыку В. Абаза и стало популярным романсом. В исполнении Погудина он прозвучал особенно трогательно.
Описанные трагические истории – скорее исключение из правил, ведь, как правило, сумасшедшая любовь, лишающая здравомыслия, толкающая к безумствам и глупостям, имеет несчастье оставаться неразделенной и счастливое свойство проходить.
Даже если это странное чувство взаимно, оно все равно не вечно, но оставляет на сердце шрам, как будто от раны. Потому свое сердце нужно беречь от ненужных страстных увлечений к случайным людям. А если уж не уберегли, тогда бороться с ним, вырывая с корнем, как сорную траву.
Настоящая любовь выглядит совсем иначе. Любовь складывается из ежедневного, упрямого труда над собой, над отношениями со «второй половинкой». Любовь – это самопожертвование, терпение, смирение, взаимовыручка. И совсем не обязательно сопровождается она всеобъемлющим пламенем сердца. Она может даже выглядеть, как тлеющий уголек.
Этим светлым, трепетным чувством проникнуто все песенное творчество знаменитого исполнителя Олега Погудина. Все, что он исполняет, – высоконравственное, чистое, возвышенное, пленительное, яркое – отобрано со вкусом и с любовью к своей публике.
Неудивительно, что зрители отвечают ему взаимностью. Вот и в Кисловодске публика была в восторге от концерта и просила продолжения, аплодисменты просто зашкаливали!
Концерты Погудина всегда собирают полные залы, хоть певец и не занимается саморекламой. При этом Олег Погудин остается скромным человеком, который не копит земных богатств, не утопает в шелках, золоте, дорогих автомобилях, деликатесах. Хотя слава в России и за рубежом, как большое искушение, тянется за ним подобно королевскому шлейфу.
После концерта артист встретился с корреспондентом и так же, как на сцене, «выровнял» разговор в сторону серьезных размышлений о Боге, человеческих чувствах, красоте, жизни и смерти.
– Искусство – это душевная область, – объясняет Олег Погудин. – Оно может быть наполнено страстями, чем-то низким, а может содержать нравственные ценности или даже вплетать в себя нечто богодухновенное, благодатное, как, например, песнопения отца Романа, без которых не обходится ни один мой концерт.
Иеромонах Роман ведет подвижнический образ жизни, удаленный от благ цивилизации. Его песни – это высокохудожественное сочетание русского и церковно-славянского языков, наполненное яркими образами и сравнениями, проникнутое удивительной искренностью и потому очень близкое мне.
– А ваш слушатель как реагирует на духовные песни?
– Большая часть моей публики – люди воцерковленные. Творчество иеромонаха Романа дает им эмоциональное удовлетворение, духовное наслаждение. Им понятно исповедование веры и мое служение Богу на сцене. Я могу поговорить с ними со сцены о самом близком и дорогом, что нас объединяет, – о Боге.
Вообще, я считаю, очень важно, какую музыку слушает человек. Потому что безнравственные песни порождают только худые мысли, поступки, привычки. Доброе порождает доброе, духовное служит ступенью на пути к Богопознанию.
Человек делает свой выбор каждый день. Он может выбрать что-то низменное, а может и возвышенное, достойное. Есть пример людей, которые живут среди порока, и порок их не касается. Итак, наш выбор – это каждодневный труд.
Но внутренний нравственный человек создается все-таки не одним только слушанием хороших песен, а духовным подвигом и, в первую очередь, благодатью. Человек идет верным путем, если он верит во Христа-Спасителя.
– А как лежал ваш путь к вере?
– Начало моего христианского пути совпало с тысячелетием Крещения Руси в 1988 году. Тогда много молодых людей обратились к Богу, и я в том числе. Это был год романтических порывов, время горячей устремленности.
Семья моя на тот момент была не церковная, а сам я немало времени провел в Святогорском монастыре, пел в церковном хоре. Проникся христианским духом, уважением к монашеству. Мне очень нравятся слова протоиерея Андрея Ткачева:
«Воздух похож на Бога. Он всегда рядом, и его не видно. То, насколько он нужен, узнаешь, когда его не хватает. Солнце похоже на Бога. Оно может и греть, и сжигать. На его огненный диск нельзя смотреть без боли. Все живое тянется к нему. Все живое пьет его силу. Море похоже на Бога. Когда оно прозрачно и ласково, это похоже на нежность Большого к маленькому. Когда оно бушует и пенится – с ним нельзя спорить. На Бога похож мужчина. Когда он кормит семью и готов за нее драться. И еще когда он скуп на слова и улыбается редко. На Бога похожа женщина. Когда она кормит грудью и ночью встает на плач. Когда она растворяется в детях и отвыкает думать о себе. Так много всего в мире похоже на Бога. Откуда взялись атеисты?»
Светлана ФАТЬЯНОВА для изданий “Открытая” и “Эксклюзив”.
ОЛЕГ ПОГУДИН. ФОТОГРАФИИ С КОНЦЕРТА
Фотограф Светлана Фатьянова.
Каждому читателю желаю помощи Божией в созидании крепкой и дружной семьи, где царят добрые христианские отношения, построенные на соблюдении заповедей Божиих, любви, и взаимопонимании.
Очень понравилось интервью! И взгляд автора интересно изложен. Спасибо! Олег такой прекрасный, умный исполнитель! Таких сейчас мало!
Согласна с Олегом, но важно, чтобы все слова у нас не расходились с делом, а это, увы, бывает:(
у Олега Погудина все слова расходятся с делом :)