Перейти к содержимому

Сергей Зыков. Очерк творчества (Часть-2)

Читать первую часть очерка

В моем романсе старом сокрыта грусть недаром. Романсы

Как и любой русский певец, Сергей Зыков исполняет много романсов. Этот жанр пришел в наше искусство из Западной Европы, но нашел в России благодатную почву. В жанре романса отечественными авторами создано бесчисленное множество произведений. Певец отмечает, что хотя романс в основном показывает человеческие страсти, страдания от неразделенной любви, в нем, как и в русской песне, есть что-то более высокое – это скорбь об утраченном рае.

Певец Сергей Зыков

Романс – это словно плач человека о чем-то высоком и чистом. Лучшие образцы этого жанра заметно украшают репертуар Сергея. Будучи утонченной художественной натурой, он умеет не только мастерски исполнить романс, но и пропустить его через свое сердце, каждый раз «прожить» эту историю. Потому-то так и любит публика романсы в исполнении Сергея Зыкова. Руководитель проекта «Весна романса», директор агентства «Русская музыка» Галина Ковзель, когда в первый раз увидела Сергея (он пел «Ты жива еще, моя старушка») сразу сказала: «О, этот парень, наверное, наш, «романсовый». Творческая дружба Сергея Зыкова с Галиной Ковзель продолжается и сейчас. Основные его достижения, официальное признание также связаны с романсами: он завоевывал Гран-при на таких конкурсах, как «Весна романса» и «Романсиада».

Особенно тонко и проникновенно Сергей исполняет классичекие романсы, написанные во второй половине 19-го — начале 20 веков. Одним из примеров является романс Фомина-Дризо «Прости меня за все»:

Прости меня за все, за мой обман невольный.
Небрежно жесткий тон, и слов не нужных в нем.
Прости меня — поверь, поверь — мне тоже больно
Я больше не могу играть смешную роль.

Исполняя это произведение, Сергей не просто услаждает слух зрителей прекрасным голосом, но словно проникает в психологический мир героев этого романса. Он показывает нам своим переживанием раскаяние человека перед любимой женщиной после того, как их отношения пошатнулись. Его мятущаяся душа ищет покоя, мира, прежней любви – это и есть та самая «тоска об утраченном рае», о которой говорил Сергей в одном из интервью. Хочется верить, что дальше отношения героев этого романса наладятся, по крайней мере, такое покаянное исполнение артистом вселяет на это надежду. У героев другого романса Бориса Фомина уже на стихи Бориса Подревского – «Твои глаза зеленые» — другая история. Здесь уже закончилась любовь, и, очевидно, больше не вернется:

Не надо ничего, ни поздних сожалений,
Былого все равно нам больше не вернуть.
Но хочется хоть раз, на несколько мгновений,
В речную глубину, как прежде, заглянуть.

Пусть эта глубь бездонная,
Пусть эта даль туманная
Сегодня нитью тонкою
Связала нас сама.
Твои глаза зеленые,
Слова твои обманные
И эти речи звонные
Свели меня с ума.

Сергей исполняет этот романс с более легким душевным настроем, как бы даже слегка игриво – это всего лишь приятное воспоминание о прошедшей любви.

Сергей Зыков

Совсем с другим душевным состоянием, возвышенно-печально, исполняется известный романс Булахова-Чуевского «Гори, гори, моя звезда». Даже для такого, казалось бы, «запетого» романса Сергей нашел искренние, живые интонации, которые держат внимание слушателей и заставляют сопереживать лирическому герою.

Таким образом, романсы являются неотъемлемой частью репертуара Сергея. Они помогают выразить самые утонченные оттенки человеческих чувств, настраивают публику на высокий лад. Особенно приятно, когда артист дает концерт в небольшом, камерном зале, поет без микрофона – у зрителей возникают аллюзии с прежними временами, словно они переносятся в некий дворянский салон старой России, и получают большое наслаждение и радость от такого талантливого исполнения.


Есть одна хорошая песня у соловушки. Сергей Есенин

Не удивительно, что Сергея Зыкова, глубоко русского человека со светлой душой, с самого начала артистической карьеры привлекло творчество его тезки Сергея Есенина. У Есенина достаточно сложная и противоречивая судьба. Многие коллизии жизни нашли отражение в его поэзии. В одном интервью Сергей Зыков выступает «адвокатом» Есенина, говорит о том, что духовный мир поэта был светлым, возвышенным, его душа тянулась к Богу. Иногда у поэта были отступления с этого пути, падения, но он каждый раз, даже ломаясь, преодолевая себя, тянулся к Истине. Именно этот путь поэта к красоте, покою, добру, истине, одним словом – к Богу и показывает Сергей Зыков в тех произведениях на стихи Есенина, которые он исполняет. А таких песен в его репертуаре немало – получился целый музыкальный диск и отдельная концертная программа. Одно время его концерты состояли из двух отделений: в первом он исполнял песни на стихи Есенина, а во втором – Николая Рубцова, что было очень закономерно и логично, ведь обоих поэтов объединяет щемящая любовь к России.

Песня Григория Пономаренко «Выткался на озере алый цвет зари» исполняется лирично и задушевно:

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.

Даже сам певец преображается во время исполнения и сам немного становится похожим на Сергея Есенина.

Такое же светлое, но более грустное чувство вызывают известные песни «Не жалею, не зову, не плачу» и «Клен ты мой опавший».

Одно из лучших произведений – это полное нежности и любви «Письмо к матери»:

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Сергей настолько проникается настроением лирического героя, с такой задушевностью исполняет эту песню, что многие в зрительном зале, особенно женщины, утирают слезы. В этом произведении опять же мятущаяся душа поэта ищет пристанища, покоя:

Я по-прежнему такой же нежный,
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Эти слова с особенным проникновением исполняются артистом.

Но Сергей Есенин – это не только нежная лирика, возвышенная любовь, — это еще и мятежная, разгульная, широкая русская душа. Задорные, веселые, разгульные есенинские песни тоже есть в репертуаре Сергея Зыкова. Конечно, и исполняет он их с соответствующим темпераментом и настроением. Например, «Сыпь тальянка звонко». Но и здесь нет лишних движений, нагромождения выразительных средств. Всего лишь одна деталь: в одной руке микрофон, а другая рука — в кармане брюк, чуть раскованная поза – и в этом уже мы видим всего «разгульного» Есенина:

Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело!
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?
Не шуми, осина, не пыли, дорога.
Пусть несется песня к милой до порога.

Поэт в этих стихах вспоминает свою любовь, свою прежнюю жизнь, былое веселье. Но задор той жизни остался и в этом произведении. Сергей Зыков ярко дает нам это почувствовать.

Есенин – один из лучших певцов русской природы. Проникновенно и трогательно певец исполняет песню Александра Лепехина «Я по первому снегу бреду»:

Я по первому снегу бреду.
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
Я не знаю — то свет или мрак?
В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зимы на полях,
Это лебеди сели на луг.

По своему настроению эти стихи напоминают уже лирику следующего, крупнейшего поэта, Николая Рубцова. Исполняется эта песня сосредоточенно, возвышенно, с большой любовью к этой природе, к своей Родине. Часто исполнение сопровождается видами заснеженной России на большом экране, что также усиливает впечатление.

Афиша концерта с песнями на стихи Есенина и Рубцова
Афиша концерта с песнями на стихи Есенина и Рубцова

Можно сказать, что Сергей Зыков – один из наиболее тонких и верных современных интерпретаторов творчества Есенина. Он глубоко погружается в духовный мир поэта, а богатые выразительные средства, прежде всего оттенки голоса и артистические способности, помогают ярко представить этот мир на сцене.


До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста. Николай Рубцов

Думается, что одна из наивысших вершин в творчестве Сергея Зыкова – это песни на стихи Николая Рубцова. Рубцов – один из самых великих поэтов второй половины 20-го века, да и вообще, пожалуй, во всей русской поэзии. Выбор для исполнения произведений на стихи этого автора говорит о высоком вкусе нашего героя. Важнейшим фактором является и то, что музыку к великой поэзии Рубцова писал такой превосходный композитор как Александр Морозов. Для многих произведений на стихи Рубцова Морозов написал конгениальную музыку, которая открыла второе дыхание для этих великих стихов. Сергей исполняет цикл из шестнадцати произведений Морозова-Рубцова. В творческую жизнь певца Николай Рубцов вошел относительно недавно, и он говорит, что «очень рад этому приобретению». По его словам, если Есенин писал еще о живой и даже процветающей деревне, то Рубцов, спустя годы, пишет о деревне уже умирающей. «Николай Рубцов по степени скорби, боли мне даже ближе, поскольку я сам родился, почитай, в деревне – мой городок Орлов стоит, но он вымирает, как и близлежащие деревни» — говорит певец в одном из своих интервью.

Молитва – это одно из наиболее совершенных творений Морозова-Рубцова. Это произведение захватывает слушателей с первых своих звуков. В нем что-то есть от Реквиема Моцарта. Конечно, для такого уникального творения нужен и исполнитель высочайшего уровня. И здесь Сергей Зыков является наряду с авторами третьим, также конгениальным творцом этого произведения. С самых первых тактов этой высокой мелодии исполнитель проникается ее духом. Мы видим легкий, еле заметный наклон головы вперед и серьезный, сосредоточенный взгляд куда-то внутрь себя, в глубину своего сердца. Певец во время исполнения максимально аскетичен, собран, сосредоточен – как во время настоящей молитвы. Очевидно, что главная его задача — именно погрузиться внутрь себя и как бы пропустить это произведение через свою душу. И чем сильнее он это делает, тем сильнее зрители ощущают глубину и величие этого шедевра. Сергею Зыкову удается максимально проникнуть в духовный мир авторов этой песни. Когда после первых строк песни он поднимает глаза немного вверх, то мы видим в них тихие огоньки, словно это отражение свечей, горящих перед иконой. В этой песне, как и в настоящей молитве, речь идет о душевной чистоте, о стяжании Благодати Божией, а также о глубокой любви к своей «захолустной» родине. Наибольшую часть стихотворения составляет именно эта «исповедь» в любви к родине. Соприкоснувшись с этим произведением, слушатели ощущают в душе мир, покой, тишину, тихую грусть – это им смог передать свое душевное состояние певец. Вот смолкли последние звуки песни, но зрители как бы не хотят разрушить это душевное состояние, и даже аплодируют сначала сдержанно, лишь потом проявляют восторг овацией. А сам исполнитель также во время аплодисментов сохраняет душевную сосредоточенность, скупость, не выходя из настроения песни, и лишь позже на его устах мы видим скромную полуулыбку. После такого произведения ты чувствуешь, что соприкоснулся с настоящим, высоким искусством, которое бывает нечасто.

Еще одно замечательное творение Морозова на стихи Рубцова – это песня «Журавли». Николай Рубцов писал в советскую эпоху, однако как великий поэт, он проник духом в тысячелетнюю русскую традицию, ощутил и передал в Слове то, что чувствуют многие русские люди. Суровая северная природа, осознание тщетности суетливой мирской жизни сформировали высокое стремление русской души к Богу, жажду прикосновения к высоким смыслам. Кратковременное появление журавлей в весеннюю, а особенно в осеннюю пору воспринимается русским человеком как символ прикосновения к Высшей красоте и справедливости, потому и написал поэт:

«Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полет этих гордых прославленных птиц».

И чуть позже:

«Вот замолкли — и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что — молчи! — так никто уж не выразит их…»

Человек трудится на земле душою и телом, и не ждет здесь от природы особенных наград, чая Высшей награды в Вечности. А здесь лишь иногда промелькнувшее ласковое солнышко, погожий денек, или вот этот пролет журавлей над деревней на мгновение осветят душу тихой радостью, напоминая человеку, что он идет правильной дорогой. Потому так и дорог полет журавлей русскому человеку – как прикосновение к Божьей Благодати. Все эти чувства и мысли ты испытываешь, слушая вступительные аккорды данного произведения и вдохновенное исполнение Сергея Зыкова. Замечательная музыка Александра Морозова не мешает восприятию, а органично дополняет слова Рубцова. В мелодии мы словно ощущаем полет и крик журавлей. Сергей Зыков, как и в предыдущей песне, собран и аскетичен. В начале он даже не раскрывает полностью свои богатые вокальные данные: песня звучит как бы приглушенно, но от этого душевное впечатление как раз только усиливается. Местами вокал словно отступает на второй план, и мы соприкасаемся с глубоким душевным миром исполнителя. На память приходят некоторые песни в исполнении Шаляпина: он так же мог начать долго-долго тянуть какую-нибудь высокую ноту – приглушенно, еле слышно, и это при богатстве душевного содержания завораживало слушателей, и продолжает воздействовать и на нас, слушающих записи сегодня. Так же и у Сергея: временами полуприкрытые глаза, скупой жест руки, напоминающий взмах журавлиного крыла, негромкое пение – вводят тебя в духовный мир и в круг мыслей Рубцова. И уже после этого идет усиление вокала, а на словах «Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!» исполнитель протягивает руку вперед, словно видя в небе журавлей, и провожая их взглядом. После этого между словами «Вот замолкли» и «и вновь сиротеет душа и природа» следует небольшая пауза, и песня заканчивается также тихо-сосредоточенно, как и начиналась. Этот шедевр, так же как и предыдущий, наполняет душу слушателей несказанным светом и тихой радостью!

Следующая, наверное, самая известная нам песня Морозова-Рубцова – это «В горнице моей светло». На первый взгляд здесь всё очень просто: автор, очевидно, вспоминает своё детство, матушку, которая приносит воду, затем рассказывает о своих думах, о том, что будет делать завтра. Однако можно увидеть в этом произведении и духовные смыслы. «Горница» — это символ не просто жилища, а высшего, «горнего» места. Лодка, как и корабль, является символом спасения в христианстве. Автор говорит нам, что его лодка «скоро догниёт совсем», то есть, очевидно, с его жизнью что-то не так. И он должен правильно выстроить свою жизнь. Он, словно инок, будет трудиться – «поливать цветы», мастерить себе лодку – свой корабль спасения, а также «думать о своей судьбе» — то есть, очевидно, молиться до ночной звезды – это также иноческий символ. Таким образом, здесь мы можем угадать глубокий духовный подтекст. Эту песню Сергей поёт внутренне более раскованно, чем предыдущие, он открыт зрителю, и даже вступает с ним в своеобразную игру – порой он устраняется от микрофона, давая возможность зрителям самим спеть несколько фраз знакомой им песни. Во время исполнения, торжественного и красивого, артист словно излучает внутренний свет. Ведь если человек нашел смысл жизни, начинает правильно строить свое бытие, то это для него очень большая радость. Отсюда исполнитель и проникается этим высоким настроением, передавая его слушателям.

Глядя на исполнение Сергеем Зыковым песен на стихи Рубцова, можно представить, что сам поэт, будь он жив сейчас, по достоинству бы оценил его творчество. В его устах поэзия Рубцова словно засверкала новыми красками, в то же время, сохраняя свой неповторимый дух. Следует сказать, что и композитор Александр Морозов очень высоко оценил творчество Сергея Зыкова. На одном из концертов он сказал буквально следующее: «Я такого исполнения Рубцова ждал всю свою жизнь. В свое время Глеб Горбовский сказал, что Рубцов – это долгожданный поэт. Так вот мне кажется, а я большой путь на эстраде прожил, у меня много друзей – исполнителей, и я всегда переживал за Рубцова: такое количество песен написано, сердцем написано, а вот наши эстрадные певцы никак не могут дорасти до Рубцова. И вот я сейчас могу сказать смело, что явился еще один долгожданный певец – Сергей Зыков, который «родил» Рубцова по-настоящему. И мы ему желаем большого творческого пути». Поистине, такие слова дорогого стоят!


Русь называют святою. Православие, духовный мир

Певец Сергей Зыков

Русская культура, как и культура мировая, неотделима от христианства. Все великие произведения культуры, искусства прямо, или косвенно связаны с христианством. Святитель Николай Сербский сказал: «Никто не велик, если не держится кого-то величайшего». Смысл этих слов можно понять так: для достижения какой-то высокой цели, выхода на высокий уровень человек должен чем-то подпитываться, быть кем-то поддержан. Это же можно отнести и к искусству. Христианство является огромным стимулом для мировой культуры. Сегодня мы видим как в тех странах, где пытаются «забыть» о христианстве, отказаться от него, культура находится в полном упадке.

К счастью, в России есть еще люди, понимающие, где лежат корни истинной культуры, подлинного искусства. Лучшие представители артистического мира обращаются к духовной теме, как к одной из главных в своем творчестве. Это мы можем сказать и о нашем герое. Обращение к духовной теме, к православию, прямо, или косвенно мы можем видеть в большей части произведений, исполняемых Сергеем Зыковым.

В репертуаре певца присутствуют песни известного автора-исполнителя иеромонаха Романа (Матюшина). Сергей говорит, что песни отца Романа привлекают отсутствием какой бы то ни было сверхидеи, он не призывает людей словами «идите в храм, там вас ждет спасение». Он говорит о своем внутреннем мире, мироощущении, покаянии. И когда он это говорит, то вам хочется это испытать, пережить – вот что важно.

Одна из наиболее известных песен отца Романа «Колокольный звон». Текст этого произведения как бы вплетен в церковную ектенью, в конце каждого куплета повторяется «Господи помилуй»:

Колокольный звон
Над землей плывет,
А в монастыре
Братский хор поет:
— Господи, помилуй.

Сергей исполняет эту песню с самым главным чувством, которое должен испытывать христианин – покаянием. Общее его настроение – сосредоточенно-молитвенное. Статичная поза, минимум движений, и даже пение как бы приглушенное, не в полную силу – все эти средства умело и со вкусом используются им при исполнении этого высокого произведения духовной лирики. При таком состоянии человека есть еще надежда, что Господь помилует и продлит наши дни на земле:

С музыкой такой
Хоть иди на смерть!
Много ли тебе,
Русь Святая, петь?
Господи, помилуй.

Такими словами заканчивается эта замечательная песня, талантливо исполненная Сергеем Зыковым.
Еще одна песня отца Романа – «Пел соловей». В этом произведении Сергей показывает нам уже другое состояние – это восхищение перед природой, как Божьим творением. Для верующего человека природа невероятно красива, полна смысла, и в каждой своей детали прославляет Творца:

А воздух травами пропах,
И я стоял в преддверье рая,
А он трещал в своих кустах,
Людскую славу отвергая.

Певец исполняет эту песню с нежной улыбкой на устах, с тихой внутренней радостью, что, очевидно, и соответствует замыслу автора.

Из духовной лирики, исполняемой Сергеем, можем отметить песню «За святую Русь помолюсь» иеродиакона Феофила. Здесь по смыслу песня – также молитва, но уже более «воинствующая». Автор просит Бога защитить Русь от разных напастей:

Чтобы Русский щит не был бит,
Чтобы Русский меч спас от сеч,
Чтобы Русских рать – не объять,
Чтобы Русский царь был, как встарь.

Сергей исполняет это произведение мощно и широко, словно показывая нам своим пением эту битву за Святую Русь.

Можно и еще продолжать список духовных произведений в исполнении Сергея: «Русь называют святою» архидиакона Романа, «Богоматерь в городе» Свиридова – Блока, и ряд других. Но духовными можно назвать многие произведения, исполняемые им, где непосредственно не идет речь о Боге, церкви, молитве. Как уже нами отмечалось, вся высокая, настоящая культура – духовна. Хотелось бы упомянуть замечательную песню «Покаяние» Морозова – Муравьева. В ней речь идет о позднем раскаянии сына перед уже ушедшими родителями. Он возвращается в родительский дом:

Домик маленький на окраине,
Вишня старая в палисаднике.
Здравствуй, матушка, здравствуй, батюшка.
Почему меня не встречаете?

Побыв в заброшенном родительском доме, он испытывает чувство глубокого раскаяния перед родителями — очевидно, он когда-то был крепко виноват перед ними, а может и просто от того, что не приезжал их навестить. И вот это-то сильное покаяние как бы перерождает его душу, он становится другим человеком. И хотя он и утверждает, что «У пустых икон поздно каяться», но, очевидно, после этого осознает внутренне, что родители приняли его запоздалое покаяние, и простили его. Он с благодарностью и как бы даже с удивлением спрашивает:

Здравствуй, матушка, здравствуй, батюшка.
Почему меня вы прощаете?

На наш взгляд, эта песня относится к одной из вершин в творчестве Сергея Зыкова. Все исполнение пронизано печалью и покаянием. Для глубокой скорби он находит какие-то удивительные краски в своей душе: голос звучит как-то необычно, хотя и узнаваемо, но с оттенками некой хрипотцы, словно плачь, как будто этот человек пролил много слез, и теперь вот излагает нам свою печальную историю. И удивительным образом мы к концу этой песни испытываем катарсис вместе с героем, ощущаем мир, покой, и тихую радость в душе.


Артистичность

Александр Пахмутов и Сергей Зыков
Александр Пахмутов и Сергей Зыков

Певцы бывают разные. Есть просто певцы, а есть Артисты в высоком значении этого слова. Иногда бывает так, что у исполнителя прекрасный голос, но он на сцене ведет себя «академически», сдержанно, или даже зажато, ему мешают руки, лишний раз не улыбнется. Когда же мы смотрим концерт Сергея Зыкова, то можем сказать, что он в песне чувствует себя как птица в полете. Выражение «смотрим концерт» здесь нами употреблено не случайно, поскольку каждое произведение, исполняемое им – это небольшой театральный номер, маленький спектакль. Сравнение поющего артиста с птицей в полете нам также кажется особенно удачным. Ведь птица может высоко парить в воздухе, может делать небольшой перелет, часто взмахивая крыльями, она также ловко использует потоки воздуха для удобства полета. Также и наш артист. Одни песни исполняются им тихо, с внутренней концентрацией, как бы молитвенно. Мы уже приводили в пример произведения Морозова-Рубцова. Другие – мощно и эпически, как например военные, патриотические песни. Третьи – задушевно, лирично, как русские народные песни, или произведения о любви. С особенной искрометностью он исполняет веселые, жизнерадостные, полные юмора песни. Так, на одном из концертов во время пения знаменитого «Чубчика» он так лихо пустился в пляс, что и зрители с трудом удерживались на своих креслах, чтобы составить ему компанию. На концертах Сергея Зыкова никогда не бывает равнодушных, или скучающих зрителей. Как птица для полета он использует конкретную обстановку сцены и всевозможные обстоятельства, порой даже непредвиденные, для исполнительского номера. Старожилы Московского Художественного театра рассказывали, что так же вел себя на сцене гениальный Михаил Чехов. Поскольку он «жил в предлагаемых обстоятельствах», то что бы ни произошло на сцене, даже какая-то заминка, оплошность, — все это обыгрывалось им в том образе, в котором он существовал.

Сергей Зыков на сцене абсолютно свободен и раскован. Вот он выходит и устанавливает первый контакт со зрителями, пока только визуальный. Если это небольшая аудитория, камерная обстановка, то он обязательно осматривает зал, находит знакомые лица, одному-двум слегка кивает с улыбкой, а каждому зрителю кажется, что это он кивнул именно ему. Вот мы слышим первые звуки мелодии, и Сергей как бы настраивается на песню, иногда слегка покачивается в такт, иногда немного взмахивает рукой, а дальше погружается в то, или иное произведение, органично существуя в нем, и стараясь максимально раскрыть авторский замысел и порадовать нас прекрасным исполнением.

Как истинный артист, Сергей порой даже внешне преображается, исполняя некоторые произведения. Так, мы уже отмечали, что иногда он чем-то напоминает Сергея Есенина. Порой, когда он поет песни из репертуара Эдуарда Хиля, становится поразительно похож на этого легендарного певца. Во время исполнения цыганских песен, например, «Прощай, мой табор», его голос действительно приобретает цыганскую манеру, и чем-то напоминает голос Николая Сличенко.

Большую роль в жизни Сергея на сцене играет его пластика и мимика. Как настоящий артист, он широко использует эти средства в своем искусстве. Диапазон их очень широк. Нам уже приходилось выше говорить об этом. Их использование зависит от того, какая песня исполняется в данный момент. Если это духовное, молитвенное произведение, то певец статичен, глаза его прикрыты, а всю жизнь своего духа он показывает только голосом и внутренним переживанием. Если же это произведение о любви, дружбе, верности, то он часто улыбается задушевной неподражаемой улыбкой, как бы внутренне сияет. Произведения игровые, веселые, шуточные исполняются им широко, от души, с активной жестикуляцией. На лице он может показать хитрость, простодушие, коварность, испуг, насмешку, обиду, влюбленность, очарование, и много других, самых разных психологических оттенков.

Отдельно следует упомянуть о раскованности и артистизме нашего певца, когда он поет с кем-нибудь дуэтом, в группе, или когда на сцене присутствуют другие люди. Так исполнение песни «Очи черные» дуэтом с Натальей Михайловой Сергей превратил в целый маленький спектакль, где остроумно, на ходу, обыгрывалась каждая строчка, каждая фраза и слово. Все это вызывало, конечно, восторг у зрителей. Довольно часто можно увидеть, как в такие же спектакли превращается совместное пребывание на сцене Сергея Зыкова и дирижера Станислава Горковенко, обладающего также большим юмором и артистизмом. Прославленный дирижер порой настолько увлекается этой «игрой», что полностью отстраняется от управления оркестром, и включается в диалог с певцом. Так, во время исполнения песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» весь свой монолог Сергей «направляет» в сторону дирижера, который подхватывает его слова, отвечая на них пантомимой с большим юмором. Особенно забавно звучат в его сторону слова «За победу б мы по полной осушили, за друзей добавили б еще», «Может ты случайно не женатый – ты, дружок, нисколько не грусти», или «Мы тебе колхозом дом построим» — Станислав Горковенко, таким образом, становится «главным героем» этой песни. Это придает звучанию не только лирику, но и большую долю юмора, что с энтузиазмом воспринимается зрителем.

Дополнительное впечатление от концертов Сергея Зыкова дает видеоряд, который можно посмотреть на экране, если это большая сцена. Во время его пения мы можем увидеть фотографии, видеокадры. Если исполняются произведения Есенина, Рубцова, то мы видим фотографии этих поэтов, изображение их родных мест, русской природы, героев их стихов. Если это песни о войне, то на экран подается документальная кинохроника военной поры, или кадры из художественных фильмов. Песню «Ах ты, степь широкая», как уже отмечалось нами, певец исполняет на фоне спелого хлебного поля и заходящего солнца. Причем, видео так смонтировано, что кажется, будто сам он стоит в этом хлебном поле. Безусловно, эта небольшая, но очень важная деталь усиливает еще больше впечатление от концертов.


Признание, популярность

Сергей Зыков

Замечательный певец, Сергей Зыков уже около двух десятков лет радует слушателей своими прекрасными песнями. Он прошел хорошую жизненную и профессиональную школу. За эти годы у него сложилась своя аудитория зрителей, слушателей, которые очень высоко его ценят. Сергей не гонится за дешевой популярностью, в его репертуаре практически нет случайных, «проходных» песен. Выступает он с концертами, как в Санкт-Петербурге, так и в других городах, часто гастролирует. Поклонники Сергея Зыкова – это русская образованная, интеллигентная публика с отменным вкусом и высокими эстетическими потребностями. Как он сам говорит: «Моя публика не столь обширна, но очень качественная». Периодически он выступает на телевидении, его записи широко представлены в интернете, и каждый желающий может с ними подробно ознакомиться. Там же, в интернете, можно прочесть многочисленные комментарии, которые оставляют зрители после просмотра видеороликов. Вот только некоторые из них.

«Умница! Великолепно! Господи, когда же наступит время, когда таких певцов можно будет на центральных каналах телевидения услышать и увидеть?!»

«Хорошо поет! Чем-то на самого Есенина похож».

«Великолепно! И голос, и манера исполнения, и, самое главное — ДУША! Умница! Так держать!».

«Сердце щемит от нежности молитвы. Чистая душа — как это нам необходимо!»

«Божественно! Что музыка, что слова, что исполнение — просто божественно! Господь поцеловал всех троих! Других слов нет…» [это о песне «Молитва» Морозова-Рубцова].

«Молодец, Сергей! У него такое редкое для сегодняшней молодежи переживание поэтического слова».

«Молодец, Сергей! Умеет завести зал! Немногим удается так спеть вместе со зрителями, а у него это всегда получается».

«Красиво! Очень нравится Ваш голос и манера исполнения! Правда, романсы не очень люблю, но ваше обаяние перевешивает».


Заключение

Сергей Зыков

Мы попытались дать краткий очерк творчества одного из наиболее замечательных вокалистов нашего времени – Сергея Зыкова. Его жизнь в искусстве можно сравнить с добрым семенем, посеянным в благодатную почву. Семя – это тот талант, дар, которым Бог щедро наградил нашего героя. Он имеет превосходные вокальные данные – сильнейший голос, баритон, богато украшенный различными оттенками, помогающими передать тонкости и нюансы исполняемых им произведений. Сергей также является и великолепным артистом в высоком смысле этого слова. Палитра, которой он пользуется, создавая свои произведения, невероятно разнообразна. Он может проникнуть в авторский замысел и в духовную сущность самых высоких произведений, таких, как духовная лирика иеромонаха Романа, или произведения Александра Морозова на стихи Николая Рубцова. При этом он на сцене молитвенно проживает эти творения, вызывая высокое душевное состояние и у зрителей, слушателей. Он способен передать красоту, печаль и мудрость народной и казачьей песни. При исполнении песен военной поры лирический герой Сергея Зыкова преображается в русского солдата, этакого Василия Теркина, который с великой простотой и юмором, с жизнелюбием передает в песне душевное состояние бойца. При исполнении романсов, белогвардейских песен его герой – это посетитель великосветских дворянских салонов и собраний, у него благородная душа и высокая культура. Исполняя песни советских композиторов, Сергей Зыков доносит до слушателей все то лучшее, что принесла нам советская эпоха, все, что ценил интеллигентный человек того времени.

А почва – это то, что питает артиста, что дает ему стимулы для дальнейшего развития. Это, прежде всего, тысячелетняя русская традиция, на которую он опирается. Кристально чистые родники русской истории, веры, культуры насыщают душу художника, наполняют ее высокими смыслами. Именно воплощение этой традициии рождает на сцене, то, что Станиславский когда-то назвал жизнью человеческого духа. И, постигая творчество Сергея Зыкова, мы с радостью можем видеть, насколько прекрасной может быть эта жизнь, как она одаривает зрителя душевной чистотой и вдохновением! Именно эта традиция дает ему правильный духовный компас, помогающий ориентироваться в сегодняшнем, мягко говоря, не всегда чистом мире общественной жизни и культуры. Именно благодаря этому мы могли услышать в его исполнении достойный русский ответ на духовно и исторически лживый и лукавый текст с украинской стороны «Никогда мы не будем братьями». Очевидно, также во время войны в ответ на вопиющую нацистскую агрессию и злодеяния родилось с нашей стороны столько шедевров гражданской лирики, песен о любви, верности, о Родине, что даже в самые тяжелые времена было ясно: победа будет за нами, а русская сила пересилит нацистскую гадину. Многие из этих шедевров, кстати, и сегодня мы с удовольствием слушаем в исполнении Сергея Зыкова.

Можно с уверенностью сказать, что Сергей Зыков в самом высоком смысле Народный артист, поскольку в своем творчестве он отражает жизнь всех слоев русского народа от самых взыскательных утонченных интеллектуалов до простого человека с доброй душой. Остается только надеяться, что народная любовь к этому замечательному исполнителю будет подкреплена и соответствующим высоким признанием на государственном уровне.

Сергей Зыков вступает в ту золотую пору творчества, когда не только обаяние молодости и душевной чистоты, но и жизненный опыт, мудрость, глубокие знания, высочайшее мастерство, профессионализм являются слагающими его внутреннего мира. Все это способствует тому, что на сцене он глубоко проникает в сущность исполняемых произведений, раскрывает их богатое содержание, а очень часто и сам становится создателем произведения – не только непосредственно в виде авторства музыки и стихов, но и в виде достойного артистического исполнения. Хочется пожелать нашему герою сохранить душевную чистоту, богатство внутреннего мира, высокий профессионализм, и пусть он не останавливается на достигнутом, пусть перед ним открываются новые горизонты творчества, пусть его ждут новые свершения и творческие удачи, а также признание и любовь тех, для кого он трудится – зрителей и слушателей!

Автор текста Вадим Грачев

 

Сила и тайна таланта. О творчестве Сергея Зыкова



Просмотров - 3 808Поддержать проект

3 комментария для “Сергей Зыков. Очерк творчества (Часть-2)”

  1. ДААА, АВТОР РЕАЛЬНО ПОСТАРАЛСЯ. ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО ДЛЯ ПОКЛОННИКОВ ТВОРЧЕСТВА СЕРГЕЯ!

  2. Благодарю автора очерка о великолепном современном русском певце Сергее Зыкове. Очерк большой, развернутый, затрагивает все стороны многогранного таланта певца, а он этого заслуживает. Я познакомилась с творчеством С. Зыкова благодаря интернету, случайно. Мои самые любимые произведения в исполнении Сергея — песни и романсы на стихи Н.Рубцова, музыка А. Морозова. Гениальные стихи и потрясающее исполнение! Браво Сергею и дальнейших успехов в творчестве!

Добавить комментарий для Галина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *