Перейти к содержимому

Сергей Зыков. Очерк творчества (Часть-1)

В данной работе мы попытаемся дать очерк творчества одного из замечательных современных певцов — Сергея Зыкова.

Певец Сергей Зыков

По имени и житие

Есть такая русская народная мудрость: по имени и житие. Каким-то удивительным образом так совпало, что главное дело в жизни этого артиста и певца оказалось с самого рождения зашифровано в его фамилии. Если мы откроем словарь В.И. Даля, то сможем насчитать 18 слов с корнем «зык». И все они несут в себе значение мощно изливающегося сильного звука. Зычный – это гулкий, звонкий, голосистый. Зык – это эхо, зыкаться – аукаться в лесу, а сам лес, когда издаёт сильный шум, то он «зычит». Даль приводит такую поговорку: «Песни за горою поют – только зык стоит». Этими словами и понятиями можно очертить и круг творчества нашего героя. Сильнейший певческий голос, баритон, богато украшенный различными оттенками, помноженный на артистический талант, трудолюбие, дисциплину создали такое явление нашей современной культуры как творчество Сергея Зыкова. Вполне возможно, что Сергей и не случайно носит такую «музыкально-звуковую» фамилию. В старину зачастую человеку давали фамилию, в которой отражалось какое-то его основное качество. Такой талант мог быть пронесен в череде поколений предками и получить свою реализацию в личности нашего героя.

Певческий голос, да еще такого масштаба, как у Сергея – это настоящий дар Божий. Ведь пение – это показатель высокого состояния человеческого духа. Как известно, даже ангелы на Небесах прославляют Бога не просто словами, а пением. Кстати, к этому дару Сергей относится спокойно, никаких особых попыток «беречь» голос он не предпринимает:

— У меня такое кредо: чем больше мы пытаемся что-то сохранить, тем больше вероятность это потерять. Единственное, что я боюсь потерять, это друзей, а больше — ничего. Пока есть друзья, все остальное будет. Чем больше мы тепличных условий для голоса создаем, тем больше он начинает капризничать. У меня он как спартанец. Добавим также, что в самый разгар зимней стужи, в крещенские морозы Сергей не прочь искупаться в ледяной воде. Многие певцы о таком не могут даже помыслить, только не наш герой!

Сергей Зыков — настоящий русский певец, и в этих простых словах скрыто очень многое. Он любит свою Родину, его взрастила русская культура и вера. Когда человек припадает к таким благодатным источникам, они его питают, его талант развивается и преумножается. Потому и находит его творчество такой горячий отклик в сердцах самых разных поколений слушателей и зрителей нашей страны.


«Мы, вятские, ребята хватские». Происхождение, начало творческого пути

Такой фразой себя и своих земляков характеризовал знаменитый «сталинский сокол», родившийся на вятской земле и проживший почти сто лет, Вячеслав Михайлович Молотов. Этим он подчеркивал свое русское происхождение, ум, смекалку, силу и крепость духа, волю к жизни. Сергей Викторович Зыков родился и провел свое детство также на Вятской земле. День его рождения 12 сентября 1977 года. Родной город – Орлов, который в советские годы носил название Халтурин. По данным историков поселение на этом месте было основано еще на рубеже 12-13 веков новгородскими переселенцами. Статус города Орлов получил в 1780 г. Расположен он в живописных местах, на правом берегу реки Вятки.

Город Орлов до революции
Город Орлов до революции

С детских лет внутренний мир Сергея был богатым и разносторонним. С одной стороны он тяготел к точным наукам – физике, математике, но с другой, его мама, преподаватель русского языка и литературы, привила ему горячую любовь к литературе и великому русскому Слову.

Сергей Зыков в школьные годы
Сергей Зыков в школьные годы

Однако на первых порах точные науки и любовь к русскому воинству направили жизнь Сергея в военное русло. Он поступил в Красноярское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО. Здесь-то, во время маршировок в строю, однокурсниками было замечено, что курсант Зыков среди них «самый голосистый». Вскоре он даже начал выступать в училище под аккомпанемент военного ансамбля. Раскрывшиеся вокальные данные заставили серьезно задуматься о перемене жизненного пути. Кстати, училище постигла участь многих военных заведений того времени – оно было расформировано в 1998 году. Очевидно, если бы Сергей в нем доучился, то был бы последним выпускником. Но судьба повернула совсем в другую сторону, и повела его неизведанным путем в мир искусства.

Первым пристанищем на этом пути было Новосибирское музыкальное училище, отделение вокала. Здесь Сергей учился полтора года. С теплотой он вспоминает педагога по вокалу Нину Леонидовну Дынкину. После этого приехал в Культурную столицу России – Санкт-Петербург, и здесь его ждала первая неудача – не приняли в консерваторию. Не падая духом, он работает год в хоре при консерватории, и поступает в 2000 году в школу при Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Большую роль в формировании Сергея как исполнителя и как личности сыграл Георгий Васильевич Заставный:

— Я занимался у Георгия Васильевича один год. Не помню, что бы я сознательно пропустил занятие, или не хотел идти. Каждый урок с ним был бесценен, каждый совет дорог, каждая похвала заслуженная. Я могу с гордостью сказать, что у меня было два отца — отец, воспитавший меня человеком и отец, воспитавший меня певцом.

В одном из интервью Сергей рассказывает о своем становлении под руководством Г.В. Заставного:

— Будучи студентом академии, в начале я большими формами грезил – операми, партиями. Но Георгий Васильевич сказал: «Сережа, тебе не надо большие полотна петь».

Г.В. Заставный
Г.В. Заставный

Тем не менее, на первых порах были «большие полотна». Сергей вспоминает:

— Когда ушел из академии, начал судорожно искать – куда же мне податься? Первая попытка была – театр «Зазеркалье» Пел в операх «Иоланта», «Богема».

Надо отметить, что Сергей очень скромный человек, поэтому, несмотря на высокую оценку многих профессионалов, к своему участию в оперных спектаклях относится сдержанно:

— Я пел, все нормально звучало, но этого было недостаточно для такой формы.

Однажды ему пришлось выступить на вечере памяти Валерия Агафонова, который проводила Галина Петровна Ковзель:

— Я пришел, и не ждал для себя каких-то чудес. Все обошлось, я спел романс, и Галина Петровна, она фактически и определила мой дальнейший путь, сказав, что мне нужно петь романсы: «У нас сейчас «Весна романса» будет, участвуй».

Конкуренция на конкурсе «Весна романса» была сильной, однако, Сергей получил Гран-при. А с некоторыми участниками конкурса, как например, с Евгением Южиным, он дружит до сих пор, и даже соревнуется – «кто больше городов объездил».

Позже, в 2007 году, в Москве он участвует в конкурсе «Романсиада», исполнив произведения «Романс Рощина» и «Гитара семиструнная», и вновь получает Гран-при. Победив в двух самых престижных конкурсах, Сергей стал одним из наиболее популярных и любимых молодых исполнителей. Своим искусством он покорил сердца не только москвичей и петербуржцев, но и жителей многих других городов России от Петрозаводска и Калининграда до Барнаула. В последнее время с большим успехом выступал также в Латвии, Литве.


Слушай, Ленинград, я тебе спою. Петербург-Ленинград в творчестве Сергея Зыкова

Основную часть своей творческой жизни на сегодня Сергей Зыков провел в городе на Неве. Петербургская публика, строгая и взыскательная, интеллигентная и высококультурная, давно считает его «своим» исполнителем.

Значительное место в его репертуаре занимают песни, посвященные Петербургу-Ленинграду. Для старшего поколения особенно дороги песни о войне и блокаде. Песня о Ладоге, написанная в суровые годы войны, когда Дорога Жизни была единственной ниточкой, соединявшей блокадный Ленинград с Большой землей, звучит в устах исполнителя серьезно, приподнято-торжественно. Хотя она написана еще в годы войны, в ней уже светится огонек будущей победы:

Когда пройдут года войны суровой,
Залечит раны город мой,
Народ вздохнет и песню с силой новой
Споет о Ладоге родной.

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург

И Сергей подчеркивает в своем исполнении эту уверенность жителей блокадного города в будущей победе, привнося в исполнение внутренний оптимизм и силу духа русского человека.

Другая песня, написанная уже ближе к концу войны, Волховская застольная (Сергей ее в концерте объявляет как «Ленинградская застольная» — такой вариант названия тоже существует), звучит в его исполнении также торжественно, но здесь уже больше радости: ведь враг уже разбит, блокада прорвана, и бойцы вспоминают тех, кто:

Выпьем за тех, кто зимою холодною
В мерзлых лежал блиндажах,,
Бился на Ладоге, бился на Волхове,
Не отступал ни на шаг.

Ленинградская публика очень любит эту песню. Исполнитель вступает в особенно близкий контакт со зрителями, предлагая им петь вместе. При этом весь зал ему подпевает, а он порой даже устраняется от микрофона, только дирижируя хором зрительских голосов.

Совсем другую окраску имеет исполняемый Сергеем романс Александра Лепехина «Петербуржская княжна». Само по себе это произведение необычайно красивое, нежное, словно написанное акварельными красками. Тонко проникая в ткань этого романса, исполнитель будто высвечивает для нас его самые потаенные уголки, показывает хрупкую красоту. Использует он при этом самые нежные и лирические оттенки своего голоса:

И приснится мне Она,
Как весна зимой,
Петербуржская княжна
С золотой косой.
Буду реять на ветру
Журавлем во сне,
Если только не умру
От любви к княжне…

Когда заканчивается романс, то слушатели все еще продолжают находиться под его обаянием, в их душах долго еще сохраняется любовь, тихая радость и нежность, которые только что на сцене пережил исполнитель.

Сергей Зыков, человек высокой культуры и тонкого вкуса, с аристократической, благородной душой, стал настоящим петербуржцем. Культура Северной Столицы воспитала его, а он теперь несет эту культуру в своем творчестве по всем просторам нашей Родины.


Где же вы теперь, друзья-однополчане? Военная тема

Отдельную главу в творчестве Сергея Зыкова занимает военная тема. Он с особым духом, мастерством и удалью исполняет как песни времен Великой Отечественной войны, так и советские песни, посвященные армии, солдатам, патриотизму. Судя по его воспоминаниям, Сергей с самого детства был настроен патриотически. В одном интервью он приводит пример о том, как в пятилетнем возрасте шел в пилотке, а окружающие его ласково называли «солдатик», на что он вполне серьезно заявил: «Я еще не солдат, а вот мои деды были солдатами, они воевали с фашистами!» Большую роль в патриотическом воспитании и знакомстве с военными песнями сыграла бабушка Сергея.

Песен о Великой Отечественной войне написано очень много. Наш народ с самых первых дней войны начал давать отпор врагу, в том числе и словом, песней. Как отмечал один из выдающихся умов 20-го века, Вадим Кожинов, с самого начала войны было понятно, за кем будет победа: с нашей стороны было написано множество песен о войне, любви, верности, чести и долге, а у немцев такого не было. Многие авторы продолжали писать песни на эту тему и после войны.

Многие лучшие песни, посвященные войне прочно вошли в репертуар Сергея Зыкова. Он часто их исполняет, особенно в памятные даты – 9 мая, 22 июня, 27 января и многие другие.

Часто во время этих выступлений сценический костюм певца представляет собой военную форму тех времен. Эта деталь позволяет еще лучше «вживаться в образ», Сергей выглядит на сцене простым русским солдатом, исполняющим любимые песни.

Сергей Зыков в военной форме
Сергей Зыков в военной форме

Исполняя военные песни, он использует богатую палитру своих не только вокальных, но и артистических данных. Например, такая известная песня, как «В землянке» исполняется им проникновенно, с любовью и нежностью. В ней он показывает грусть бойца по своей любимой, и в то же время веру в победу, надежду на скорую встречу. Поэтому, хоть песня и повествует о трудных временах, она оставляет легкое и радостное чувство в душе. Песня «Смуглянка» также исполнена любви, оптимизма и веры в победу. Исполняется она Сергеем весело, с задором, поднимая настроение зрителям. Периодически он даже пританцовывает на сцене в промежутках между куплетами, чем вызывает восторг публики.

Когда кончилась война, настало время подводить итоги. Советский народ чествовал героев-освободителей, чтил память погибших воинов. Эти настроения тоже нашли свое отражение в песнях. Одна из наиболее эпических, мощно звучащих песен на эту тему в исполнении Сергея Зыкова «Поклонимся великим тем годам»:

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам.
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!

Проходили годы, десятилетия, поколение победителей мало-помалу стало уходить. Теперь их осталось совсем немного. При этом рождались такие печальные песни, как «Журавли» Френкеля-Гамзатова. Эту песню Сергей поет сосредоточенно, с сердечной грустью, порой прикрывая глаза, как бы припоминая погибших солдат. Ведь лирический герой этого произведения вспоминает своих погибших товарищей, предчувствуя и свой уход:

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

В репертуаре певца есть много песен и не только о Великой Отечественной. Сергей Зыков, как настоящий русский патриот, увлечен исполнением песен о русских воинах, героях. В одном из выступлений на телевидении он даже «бросил клич» зрителям, чтобы они присылали ему материалы и песни о подвигах русского солдата. Это одна из главных тем в его творчестве. Он и сам является автором некоторых произведений на данную тему, например песня о событиях Первой мировой войны «Защитникам крепости Осовец» — стихи и музыка написаны им самим. Времена идут, а дух русского солдата, его отвага, любовь к родине, готовность к подвигу – остаются. И в наше время есть герои, о которых поет Сергей, например псковские десантники из шестой роты – их подвиг тоже воспет им в песне.


И подвиги сегодняшние станут обычною профессией землян. Песни советских авторов

Советская эпоха оставила нам громадное культурное наследие, в том числе и песенное. Этот багаж, конечно же, не забыт, а взят в творческий путь большим числом современных исполнителей, в частности и нашим героем. Слушая лучшие советские песни, старшее поколение вспоминает счастливые времена, свою молодость, а нынешнее – может по достоинству оценить огромное дарование, высокий вкус и поэтический талант авторов этих песен.

Афиша концерта с песнями А. Бабаджаняна
Афиша концерта с песнями А. Бабаджаняна

Современные певцы помогают советским песням обрести второе дыхание, придавая им новое звучание. Несколько десятков песен советских авторов входят в репертуар Сергея Зыкова. Некоторые из них, например, такие, как песни Арно Бабаджаняна, составили целую концертную программу и отдельный диск. Песни этого композитора написаны на стихи многих выдающихся поэтов, они с одной стороны имеют глубокий философский смысл, а с другой – отличаются красивейшими, запоминающимися мелодиями. Зрители с огромным энтузиазмом воспринимают его исполнение, например, такой известной песни, как «Сердце на снегу»:

Дороги дальней стрела
По степи пролегла,
Как слеза по щеке.
И только топот копыт,
Только песня летит
О замерзшем в степи ямщике.

После такого задорного, яркого исполнения раздается шквал аплодисментов, а хорошее настроение публике обеспечено на целый вечер! Таким же настроением проникнуты песни «Королева красоты», «Солнцем опьяненный», «Свадьба» и многие другие.

Есть в репертуаре Сергея и песни Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова. Один из шедевров этого творческого тандема, песня «Мелодия» исполняется им с одной стороны возвышенно, торжественно, а с другой – с необыкновенной нежностью и грустью:

Ты — моя мелодия,
Я — твой преданный Орфей,
Дни, что нами пройдены
Помнят свет нежности твоей.

Все, как дым, растаяло,
Голос твой теряется вдали…
Что тебя заставило
Забыть мелодию любви?

Когда-то непревзойденным эталоном исполнения этой песни был Муслим Магомаев. Пришли новые времена, и думается, что авторы, как и зрители, смогли оценить, что не менее достойным исполнителем стал и наш современник Сергей Зыков.

В небольшом очерке, конечно, невозможно даже перечислить имена всех советских авторов, чьи песни замечательно исполняет Сергей. Самый скромный обзор позволяем нам назвать композиторов В.Гаврилина, В. Баснера, А. Петрова, В. Соловьева-Седого, Г. Пономаренко, Г. Свиридова, М. Блантера, Б. Мокроусова, А. Зацепина, Д. Тухманова, К. Молчанова, поэтов – М. Матусовского, Р. Рождественского, А. Суркова, М. Исаковского, Л. Дербенева, Е. Долматовского, и многих других. Замечательные песни этих авторов стали неотъемлемой частью исполнительского искусства Сергея Зыкова, и во многом сформировали его самого как певца, артиста.


Не для меня придет весна. Народные и казачьи песни

Наше отечество невероятно богато народными песнями, как авторскими, так и безымянными. Особенно популярны в народе русские песни, родившиеся в 18-20 столетиях. Многие русские народные песни прочно вошли в репертуар эстрадных певцов. Такие исполнители, как Ф.И. Шаляпин, Н.В. Плевицкая, О.В. Ковалева, Л.А. Русланова, И.П. Яунзем, И.М. Скобцов, и другие профессионально пели на эстраде русские песни, доведя их исполнение до абсолютного идеала в художественном отношении. Сегодня многие эстрадные исполнители также имеют эти песни в репертуаре, и Сергей Зыков, будучи глубоко русским человеком по духу, не мог пройти мимо их. Он исполняет как широко известные песни: «Коробейники», «Ах ты, степь широкая», «Ой мороз, мороз», «Вдоль по Питерской», так и довольно редкие, малоизвестные: «Прощай, радость, жизнь моя», «Жили двенадцать разбойников», «Липа вековая».

Знаменитая песня о двенадцати разбойниках и атамане Кудеяре исполняется аскетично и торжественно. Во время исполнения мы можем увидеть лишь скупые жесты – взмахи руки вверх и вниз. В первой части этого произведения, когда перечисляются злодеяния Кудеяра, исполнитель внутренне осуждает героя, как бы поражаясь всем преступлениям. Но вот к середине песни наступает важный перелом в жизни атамана:

Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Эти строки Сергей выделяет интонационно, делая на них смысловое ударение. А дальше он внутренне радуется за героя, который:

В монастырь пошел
Богу и людям служить.

Эта народная песня вполне отвечает творческому кредо Сергея, о котором он как-то говорил – поиск Высшей справедливости. Именно такие произведения вокального искусства заставляют слушателей сопереживать, а затем позволяют испытать своеобразный катарсис – ведь все закончилось хорошо, добро победило. Такое зрительское настроение, безусловно, дает огромное удовлетворение и артисту, творцу этого произведения.

Другая атмосфера возникает при исполнении Сергеем песни «Ах ты, степь широкая». Как это часто и бывает в народных песнях, она не несет какой-то конкретной смысловой нагрузки, в ней нет «сюжета». Дело здесь в другом. Сама песня, ее протяжная, раздольная мелодия вызывает подсознательно ощущение чего-то глубоко русского, родного, задушевного, а наполнить эту мелодию подтекстом, своими думами может мысленно каждый слушатель. Вот почему она так широко любима в нашем народе. Даже главный герой популярного советского сериала – Штирлиц – выражает свою тоску по далекой Родине именно этой песней. Сергей исполняет ее на фоне прекрасного видеоряда: спелое хлебное поле и заходящее солнце. Погружаясь в атмосферу этой песни, он и сам словно излучает тихий внутренний свет, живет ее протяжной мелодией и духом. Зрители с радостью и восторгом принимают это прекрасное исполнение.

В последние годы все больше и больше в репертуаре Сергея Зыкова встречаются казачьи песни. Русское казачество всегда жило на окраинах Родины, в любую опасную минуту казак становился защитником Отечества. Сергею, как человеку, связанному с армией, воинством, как русскому патриоту, очевидно, героическая история и дух казачества очень близки. Есть здесь и личный момент: в роду нашего исполнителя также есть казачья кровь, которая не может не «взыграть» во время исполнения казачьих песен.

Одна из таких героических песен «В степи широкой под Иканом» посвящена забытому подвигу уральских казаков, сражавшихся с кокандцами при невероятном численном соотношении 1:100. Всего лишь сотня казаков три дня сражалась с тысячами солдат неприятеля, дождалась подкрепления и выиграла сражение ценой неимоверных усилий. Этот подвиг Сергей Зыков воспевает в песне, причем настолько проникается героизмом русских солдат, описанным в этом произведении, что его артистический темперамент охватывает не только голос, но и все тело: он как бы помогает себе в исполнении, раскачиваясь корпусом, взмахивая руками, и даже притопывая ногами. Публика также заражается его темпераментом: по окончании песни раздается шквал аплодисментов и крики «браво» — такое мощное исполнение никого не оставляет равнодушным.

Знаменитый казачий романс «Не для меня». На наш взгляд, Сергей – один из лучших его исполнителей. Он поет его не просто «по эстрадному», а именно по-казачьи, с подлинными интонациями, причем без музыкального сопровождения, а капелла. Великий театральный деятель К.С. Станиславский утверждал, что признаком подлинного искусства является скупость выразительных средств, то есть настоящий большой артист способен передать художественное впечатление минимумом внешних действий. Эти рассуждения невольно приходят на ум, когда ты смотришь и слушаешь данное исполнение. Первая половина романса поется практически без дополнительных физических действий: руки опущены, даже глаза прикрыты. Весь тот печальный настрой этого романса передается исключительно голосом и внутренним переживанием – душой артиста:

Не для меня придет весна,
Не для меня Дон разольется,
Там сердце девичье забьется
С восторгом чувств – не для меня.

По мере развития сюжета мы можем увидеть лишь скупой взмах руки и движение головы – этими средствами певец сопереживает лирическому герою. Основной выразительный аппарат, опять же, — голос. Затем следует небольшая пауза, и артист приводит нас к печальной концовке этого произведения:

А для меня кусок свинца,
Он в тело белое вопьется,
И слезы горькие прольются.
Такая жизнь, брат, ждет меня.

Но все же, не смотря на трагический финал, у слушателей остается в конце светлое ощущение: ведь очевидно герой этого романса погибает за правое дело, за Родину, за веру – именно эта уверенность поселяется в нас, когда мы слушаем исполнение Сергея Зыкова.

Сергей Зыков. Во время концерта
Сергей Зыков. Во время концерта

Прикосновение к казачьей теме для Сергея – это не только народные казачьи песни, но и авторские. Одним из ярких примеров является стихотворение Николая Туроверова «Снег», музыку к которому написал сам Сергей Зыков, и песня получилась невероятно глубокая, философская, грустная и светлая:

Ты говоришь: — Смотри на снег,
Когда синей он станет к ночи.
Тяжелый путь за прошлый грех
Одним длинней, другим короче;

Но в час глухой я выйду в ночь,
В родную снежную безбрежность —
Разлуку сможет превозмочь
Лишь познающий безнадежность.

Это, без сомнения, одна из творческих удач нашего героя, как композитора, и как певца.

Сергей Зыков. Очерк творчества (Часть-2)

Автор текста Вадим Грачев



Просмотров - 8 603Поддержать проект

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *