Самая старая фотография из моего архива (130-летней давности)

Давно уже у меня хранится старинная фотография, сделанная на толстом картоне. Фотографии этой уже примерно 130 лет! Фото сделано в 1880-е годы. На обороте надпись:

Borel
Nevsky, №54
Atelier photographie artistique

И ещё что-то малоразборчиво по-французски. Вот и сама фотография:

Самая древняя фотография из моего архива. Грачёв Богдан.

Сегодня я переснял её, перевёл в электронный вид. Не могу точно сказать, кто на ней изображён. Могу только предположить, что возможно это мой прапрадед Грачёв Богдан, про которого известно, что он проживал в Петербурге в середине 19-го века и был довольно знатным человеком. В 1861 году родился его сын Филипп, соответственно, мой прадед, а в 1911 году у Филиппа родился мой дед, Грачёв Александр.

Не давала покоя надпись «Невский 54». И вот Только что набрал в интернете «Невский проспект, дом 54» и нашёл интересную статью про это фотоателье: «Фотоателье на Невском, 54 известно многим. Но мало кто знает историю этого фотоателье, которое существует с 1850-х годов, буквально со времени появления первых фотографий в России.

Первым владельцем ателье был Карл Людвигович Кулиш, который начинал свою фотографическую деятельность еще дагеротипистом на Гороховой улице в доме Яковлева, он упоминается в одной из первых адресных книг Санкт — Петербурга в 1849 году. Когда Кулиш приобрел ателье на Невском 54 неизвестно, но судя по адресу на обороте фотографии, это было до 1858 года, когда обозначение домов на Невском проспекте было перевернуто, теперешняя четная сторона имела нечетные обозначения, отсюда происходит путаница в определении адресов фотографов раннего периода. Дом в то время принадлежал (купцу) Демидову и адрес звучал так: Фотография Кулиша в Петербурге на Невском проспекте против Александрийского театра в доме Демидова № 55. До нас дошло небольшое количество фотографий этого мастера, в размере “визитки”, очень популярного размера фотографий в 1850-х годах. На фоне довольно скромного антуража, балясины с гипсовой вазой, искусственным цветком и хлопчатобумажной портьеры фотографируются жители Петербурга: капитан, юнкер, модница в роскошном летнем платье с кринолином, молодая женщина с сыном.

В 1866 году состоялась смена владельцев, ателье приобретает итальянец Иван (Джованни) Бианки, именитый петербургский фотограф. В отличие от портретиста Кулиша, Бианки, возможно первый из фотографов Петербурга выходит на улицу и снимает виды города, он же может считаться и первым фотографом, работающим в жанре репортажа.

В 1872 году Бианки продает фотоателье купцу второй гильдии Бейеру Рудольфу Федоровичу, впоследствии фотоателье наследует его сын Иоганн.

В 1880-х годах появляется новый владелец – Григорий Александрович Борель, петербургский мещанин, до этого имевший фотоателье на Невском в доме № 90. Надо отметить, что ателье по Невскому 54, было расположено в наиболее престижном месте, почти — что в самой середине Невской перспективы, рядом с Аничковым дворцом, Александрийским театром и Публичной библиотекой, с насыщенным торговым перекрестком, на котором располагались Гостиный Двор и Пассаж, поэтому ателье пользовалось большой популярностью у публики, которая охотно его посещала.

Итак, ателье в его первоначальном виде просуществовало до 1882 года. В 1882-1883 годах по проекту видного зодчего Сюзора П.Ю., построившего на Невском 7 домов, в том числе знаменитый “Дом Зингера” — ныне Дом книги, дом 54 по Невскому проспекту был перестроен. Вместо довольно скромного фасадом трехэтажного дома появился знакомый нам сегодня дом с богатой лепниной на фасаде, двухэтажными эркерами и эффектно закругленным углом, увенчанным небольшим куполом. Доходный дом А.М. Ушакова, тогдашнего владельца здания в разные времена вмещал в себя многие известные Петербургу заведения: библиотеку и книжный магазин А.А. Черкесова, нотное издательство В. Бесселя, парикмахерскую “Оливье”…

Фотографическое ателье в новом здании было сохранено. Владельцем его стал Чеснок (Чесноков) Иван Павлович, учредивший фотографическую фирму “Борель”. Творчество мастерской “Борель” было довольно известно в Петербурге. Но где-то около 1906-1908 года фотоателье на Невском 54 приобретает самый известный фотограф Петербурга Карл Карлович Булла, а мастерская “Борель” переезжает в соседний дом №56, где просуществовала вплоть до перестроки Елисеевского дома.

К сожалению, до нас не дошли документы, связанные с приобретением этого ателье Карлом Буллой. Карл Карлович был уже в зените славы, его бывшее ателье находилось в Пассаже, но видно и его привлекал новый красивый дом на Невском, тем более, что он приобретает (арендует?) в нем и квартиру для многочисленного семейства.

Карл Карлович Булла в это время был уже фотографом с множеством почетных званий и наград. Ему эксклюзивно было доверено иллюстрировать юбилейное издание, посвященное 200-летию города, “Невский проспект” (автор И.И.Божерянов), где он представил Панораму современного Невского проспекта, сфотографировав каждый его дом. На момент выхода в свет юбилейного издания Карлу Карловичу было 48 лет. Что интересно, может быть, в этом издании впервые была размещена реклама Карла Буллы, где мы видим энергичного человека в котелке в окружении многочисленных фотографических камер, стремящегося и готового к съемкам нового объекта городского вида!

С самого начала своей фотографической деятельности К. Булла тяготеет к натурным съемкам.

В 1876 году Булла служил купеческим приказчиком, фотографическую деятельность начал в начале 1880-х годов, помощником фотографа в фотоателье на Невском проспекте 110, в этом же фотоателье К.Булла позже работал самостоятельно.

В 1886 году он пишет прошение градоначальнику Санкт-Петербурга о получении права производства «всякого рода фотографических работ вне дома, как то: на улице, квартирах, в местах ближайших окрестностей Петербурга» (из прошения Буллы, хранящегося в РГИА). Такое разрешение было им получено, и выдано свидетельство за № 1507 (там же).

За свою многолетнюю деятельность в фотографии (более 40 лет) Булла был награжден многими наградами, а за серию снимков сиротских домов в 1910 году Карлу Булле было присвоено звание потомственного почетного гражданина Санкт — Петербурга (причем это звание распространялось и на прямых наследников).

Карл Булла сотрудничал во многих иллюстрированных журналах, более всего в журнале «Нива». Сам занимался изданием своих фотографий — как в оригиналах, так и в технике фототипии в формате открытых писем. Многие издательства, такие как «Ришар», «Община святой Евгении», «Гранберг», издавали открытки по его фотографиям. С его негативов выпущено большое количество фотооткрыток, в фотопечатне А.И.Центера. Его фотографии также использовались и в оформлении книг и путеводителей. Много внимания Карл Булла уделял неординарным событиям, известна серия его фотографий о наводнении в Санкт — Петербурге в 1903 году, о городских пожарах. В поле зрения фотографа также оказались: обвал Египетского моста в 1904 году, обвал потолка в здании Государственной думы 2 мая 1907 года, а также проведение в Санкт-Петербурге авиационной недели в 1910 году и многие другие яркие и важные события городской жизни. По фотографиям Карла Буллы в разных изданиях выпущено более 1000 открыток с видами Санкт-Петербурга.

Переехав в новую квартиру и ателье, Карл Булла, уже имел двух взрослых сыновей, Александра и Виктора, которые с полным основанием были его полноценными помощниками. Фигура отца была настолько яркой, что полностью затмила участие в съемках и создание собственных работ его сыновей.

С большим трудом, исходя из публикаций того времени, мы можем вычленить из огромного наследия Карла Буллы наследие его сыновей. Например, В. Никитин в книге “О фотографах и фотографиях” пишет, что в Ясной поляне в 1908 году Карл Булла снимал Л.Н.Толстого вместе с Виктором, но в одном из издательств открытых писем того времени мы встретили изображение Л.Н.Толстого, автором которого был Александр Булла. Этот факт лишний раз подтверждает, что исследование наследия этой династии не только не закончено, а находиться еще в начале пути.

Виктор и Александр Булла продолжили дело отца после 1917 года, когда Карл Булла уехал в Эстонию. После революции фотосалон продолжал работать уже в качестве государственного учреждения.

Тяжелые социальные потрясения не обошли стороной знаменитую династию: в 1928 году был арестован и отправлен в ссылку Александр Булла, а в 1938-м как немецкий шпион по доносу своего “коллеги” по фотоателье Виктор Булла был приговорен к расстрелу. Сотрудниками НКВД у семьи Буллы был конфискован результат их творческого труда – негативы, накопленные за десятилетия кропотливой работы. Часть негативов была варварски уничтожена при обыске, оставшиеся негативы были изъяты и в настоящий момент составляют основу коллекции Государственного фонда кино-фотодокументов (более 130000 единиц хранения!).

Знаменитая некогда фамилия Булла на десятилетия была предана забвению. Хотя фотоателье на Невском, 54 продолжало существовать. Любимое горожанами фотоателье не прекращало свою работу даже в годы Великой отечественной войны и Блокады Ленинграда. “Фотография №1” в послевоенные годы стала центром портретной и семейной фотосъемки нашего города. Тысячи Ленинградцев ежегодно посещали фотосалон на Невском, 54, чтобы сделать фото на паспорт или памятное фото в семейный альбом.

В 2002 году по инициативе и на средства нового владельца помещения Валентина Евгеньевича Эльбека к 300-летию Санкт-Петербурга в фотосалоне была проведена масштабная реконструкция, позволившая сохранить для города мемориальное помещение фотосалона Карла Буллы. Был воссоздан исторический стеклянный купол фотомастерской К.Буллы, возвышавшийся над зданием дома 54 дореволюционного Невского проспекта. В помещениях нового фотосалона действует Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы, ставящий своей задачей изучение и популяризацию отечественной фотографии ХIХ – первой половины ХХ века, работает музей, проводятся экспозиции.

Исходя из этого, делаю вывод, что фото сделано в 1880-е годы, поскольку чётко видна на обороте фамилия хозяина — Борель.

Вот так старинная фотография из семейного сундука может перенести на 130 лет назад, особенно когда под рукой есть интернет.

P.S. Прямо сейчас набрал в интернете «Невский проспект, дом 54» и нашёл интересные сведения про это фотоателье:

«Дом в то время принадлежал (купцу) Демидову и адрес звучал так: Фотография Кулиша в Петербурге на Невском проспекте против Александрийского театра в доме Демидова № 55. До нас дошло небольшое количество фотографий этого мастера, в размере “визитки”, очень популярного размера фотографий в 1850-х годах. На фоне довольно скромного антуража, балясины с гипсовой вазой, искусственным цветком и хлопчатобумажной портьеры фотографируются жители Петербурга: капитан, юнкер, модница в роскошном летнем платье с кринолином, молодая женщина с сыном».

Исходя из этого, сначала я подумал, что фото сделано в 1850-е годы. Удивительно, что совпадает описание до мелочей- балясина и скромный антураж. Самое интригующее, что сказано, что до нас дошло совсем мало таких фотографий! Однако, прочитав дальше, обнаружил:

«В 1880-х годах появляется новый владелец – Григорий Александрович Борель, петербургский мещанин, до этого имевший фотоателье на Невском в доме № 90. Надо отметить, что ателье по Невскому 54, было расположено в наиболее престижном месте, почти — что в самой середине Невской перспективы, рядом с Аничковым дворцом, Александрийским театром и Публичной библиотекой, с насыщенным торговым перекрестком, на котором располагались Гостиный Двор и Пассаж, поэтому ателье пользовалось большой популярностью у публики, которая охотно его посещала».

Итак, ателье в его первоначальном виде просуществовало до 1882 года. В 1882-1883 годах по проекту видного зодчего Сюзора П.Ю., построившего на Невском 7 домов, в том числе знаменитый “Дом Зингера” — ныне Дом книги, дом 54 по Невскому проспекту был перестроен.

Так что, скорее всего, это фото сделано между 1880 и 1882 годами.

Вадим Грачев

 




Просмотров - 2 721

Оставьте комментарий