Вот и подошел день 100-летнего юбилея одного из любимейших моих писателей, Фёдора Александровича Абрамова. Его можно назвать и совестью нации, и столпом русского народа, и одним из главных «деревенщиков». До обидного мало он прожил, ушел в самом расцвете сил и таланта. Он уже и в те глухие годы писал очень остро, кидался в бой с открытым забралом, жаль, что не дожил до переломного времени. Уж он сказал бы свое веское слово, может быть, еще более острое, чем у Белова и Распутина. Он был с ними одного духа.
Помню, что в старших классах школы на лето нам задавали читать разные произведения литературы. Что-то из этого нравилось, что-то нет, что-то и вовсе не прочитывалось. Но вот я дошел по программе до абрамовской тетралогии про Пряслиных, и это было что-то потрясающее, это же про мою деревню, про всех нас, весь трагический двадцатый век, прикатавший катком русскую деревню, все трагедии нашего народа, смявшие, но не уничтожившие нас до конца — всё это было в этих четырех романах. Никто больше так не писал о Русском Севере, да и вообще о русском народе так, как Абрамов. Здесь и беды, и трагедии, и жизненная мудрость, и залихватский крестьянский юмор, и любовь, и воспоминания о прошлом, и мечты о будущем, и люди, и природа, вся многообразная Россия. С того момента Абрамов вошел не только в круг моих любимых писателей, но и словно стал частью меня самого. В том, какой я сейчас, большая роль принадлежит и прозе и личности самого писателя.
Умирая так рано, он завещал своей жене жить за них двоих, что она и исполнила, прожив почти целый век, и всю эту часть жизни без него, посвятив ему и популяризации его творчества. Спасибо Людмиле Владимировне Крутиковой-Абрамовой, что сохранила его наследие, и благодаря этому стоит у нас на полках, и постоянно востребовано полное собрание сочинений Фёдора Абрамова.
Сегодня в век гламурного постмодерна, крушения идеалов, господства золотого тельца, сытой и пресной жизни так не хватает сурового и горького абрамовского слова, его аскетизма и жертвенности, его страстной, красивой и благородной речи, льющейся из горящего русского сердца! Пожалуй, дня не проходит, чтобы я не вспомнил его осознанно или подсознательно. Будем же читать и перечитывать то, что всем своим сердцем и душой, всем умом и талантом запечатлел и оставил нам Фёдор Александрович Абрамов. Вечная ему память и Царствие Небесное!
Вадим Грачев
Вспоминая «Последний срок» и «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина, «Царь-рыбу» и «Последний поклон» Виктора Астафьева, «Деревянные кони» и «Братьев и сестёр» Фёдора Абрамова, «Привычное дело» и «Лад» Василия Белова, «Усвятских шлемоносцев» Евгения Носова хотя бы только эти произведения, не упомянув многие другие яркие, запоминающиеся, то, думаю, гораздо затруднительнее после такого блистательного перечня было бы утверждать, что деревенская проза вызвала у некоторых лишь разочарование и сожаление о напрасно затраченных духовных усилиях талантливых людей, что почвенническая литература не выработала пути выхода из кризиса, не подсказала его. Неужели именно об этих, столь значимых для отечественного читателя произведениях, у кого-то повернулся язык сказать, что они не укрепили нацию духовно, не стали нравственной, духовной опорой для нескольких поколений русских людей?!