Эвклид Кюрдзидис: деньги не делают человека счастливым

Заслуженный артист России Эвклид Кюрдзидис провел творческую встречу и церемонию награждения художников на IX Всероссийской выставке «Арт-май» — «Арт-победа» в Историко-Краеведческом музее «Крепость» г. Кисловодска.

В теплой, дружеской атмосфере артист рассказывал о себе и своем творчестве, отвечал на вопросы зрителей и журналистов. Но для нашего Интернет-издания он дал эксклюзивное интервью.

Эвклид Кюрдзидис

Мы дополнили интервью новыми событиями и опубликовали уже после кинофестиваля «Хрустальный источник», который прошел в конце июля. Потому что музей поучаствовал в вернисаже на фестивале Эвклида.

-В Вашей фильмографии 71 проект. Можете сейчас вспомнить и назвать те фильмы, в которых Ваши герои положительные, надежные, настоящие мужчины?

-Я вас расстрою, я много играл в кино бандитов и дорожу этими ролями. Но положительных героев я тоже играл. Например, в таком сказочном фильме, как «Семь верст до небес», культовом фильме Балабанова «Война», «Мой личный враг», «Жизнь после жизни», приключенческом «5 центурия. В поисках зачарованных сокровищ».

Я считаю, что все люди хорошие. Но иногда хорошие люди совершают плохие поступки, а плохие люди, наоборот, делают добрые дела. Поэтому мы не можем определить характер человека только по одному его поступку.

-Так Вы говорите, что сыграли больше отрицательных персонажей?

-Ну, конечно! Они мне интересны. Я всегда пытаюсь разобраться, почему мои персонажи оступались. Ведь собака бывает кусачей, только от жизни собачей. Всегда важно разобраться в проступке, а не топтать человека сразу. И когда начинаешь копаться, выясняются достаточно серьезные причины.

Даже когда я играю положительные роли, я придерживаюсь важного актерского правила — в хорошем человеке надо искать плохое, а в плохом- хорошее. Иначе, положительный герой может получится слащавым. А мы знаем, что идеальные люди — это только святые, которых единицы. И даже внутри святых происходит тяжелейшая внутренняя борьба! И чем выше духовная планка, тем тяжелее борьба. Все не так просто. Знаете, это как в гору подниматься. Чем выше вы поднимаетесь, тем тяжелее дышать.

Светлана Фатьянова и Эвклид Кюрдзидис

-Кто у нас сейчас финансирует кино? Государство?

-Раньше в Советском Союзе все финансировало только государство. Поэтому получались киношедевры. А сейчас государство всего лишь принимает участие, скажем так. И оказывает некую финансовую 20% помощь, но еще не всякой кинокартине. И даже при этой помощи остальные 80% надо где-то искать. Другие кинокартины снимаются абсолютно на частные деньги инвесторов. И можно еще сказать, что сейчас настало время шарлатанства. В любой профессии так, не только в кино. Например, строители возводят некачественные дома, в которых текут краны, нет никакой шумоизоляции, и слышно, как по потолку бегают соседи. Врачи не лечат, а калечат… Зато у них есть деньги на дорогие аппараты.

-Вы снялись в главной роли рассказчика в таком замечательном целомудренном фильме «Главный грек Российской Империи». Он очень актуален к 2021 году истории России и Греции. Не могли бы Вы сказать пару слов об этом фильме. Греческое общество, наверное, финансировало его, поэтому национальный герой не опошлен?

-Я люблю эту удивительную картину. Называется она «Главный грек Российской Империи». Безусловно, помогали снимать греки. Выдающийся Ионнис Каподистрия, о котором документальная драма, был чистокровным греком, но при этом он был первым министром иностранных дел в Российской Империи при Александре I. А потом стал первым правителем независимой Греции. Он внес выдающийся вклад не только в историю России и Греции, но и Австрии, и других Европейских стран. Эту картину продюсировали Наталья Иванова и Мария Ксинопуло. Снимала режиссер Светлана Музыченко. Помогали, безусловно греки. Ионниса Каподистрия сыграл талантливый артист из Осетии. Получился такой замечательный симбиоз.

Эвклид Кюрдзидис

-Как Вы думаете, почему сейчас происходит обмельчание личностей, творчества, культуры? Может быть, наша цивилизация катится к своему закату?

-Смею предполагать, что человечество выбрало неправильный путь развития. Было два пути: духовный и технический. Человечество пошло по техническому развитию и достигло огромнейших успехов. Видите, мы уже говорим по телефону без провода, уже видим друг друга. Уже наушники у нас без проводов, уже в космос летаем за 3 часа, уже скоро чипы людям будут вставлять. т.д.

А представляете, если бы мы пошли по духовному пути развития, то каких бы достигли высот! Сейчас мы пожинаем достойные плоды…

Я чуть-чуть застал Советский Союз и был воспитан соответственно. И когда в 90-е годы все ринулись зарабатывать деньги, всем показалось, что счастье в деньгах, что деньги сделают нас лучше. Если в Советском Союзе все жили на одинаковую зарплату, 90% населения одинаково одевались. У всех были одинаковые возможности. Ну, плюс-минус. В целом. То когда появилась якобы свобода, все ринулись зарабатывать “бабло”. 30 лет прошло, как рухнул Советский Союз и только сейчас к людям приходит понимание, что деньги не делают человека счастливым!

В моем кругу есть очень богатые и достаточно близкие мне знакомые, и я вижу, что они самые мрачные люди! То есть деньги не сделали их счастливыми. И есть очень-очень бедные люди. У них огонь в глазах, желание жить, любить, созидать, желание отдавать, внутренний оптимизм. Тут дело не в материальном. Мы постоянно испытываем искушения материальным. Но наше земное время дано нам не для того, чтобы мы наживали себе дома и машины. А чтобы, дожив свою жизнь до конца, мы приобрели что-то для души.

В погоне за деньгами и хорошей материальной жизнью мы перестали смотреть хорошее глубокое кино. А зачем оно нам? О, нет, мы лучше посмеемся! Ха-ха-ха. И это все.

Вот скажите мне, кто теперь слушает поэзию? Да практически никто. Потому что, чтобы понимать поэзию, нужно трудиться над своей душой и головой. Поэзия — это закодированные мысли, чувства и эмоции. Ее надо потрудиться понять! Вот возьмите, например, молодежь. Кто из них читает Достоевского? Ну, скажем, в Советском Союзе почитывали тоже не 80%. Но в те времена, если молодежь спрашивали кто такой Федор Михайлович, все отвечали, что это Достоевский. А сейчас вам скажут, что это сосед через дорогу.

И мне кажется, что каждый человек должен чувствовать себя виноватым, за то, что мы все обмельчали за эти 30 лет!

Я объездил очень много стран. Я был в Америке, Англии, Израиле, Греции, Ливане, Бейруте, Японии. И скажу вам, что в тех странах, где преобладает только материальное благополучие, мне было очень грустно общаться с людьми. А в странах, где обращают внимание на душу и знания, мне было очень интересно пообщаться.

Это Греция, Япония. Удивительная Япония! И вроде другая религия, другое сознание, другое видение… Но на сколько в Греции развито почитание семьи, а в Японии еще больше! Там два святых поколения — это дети и старики! В Японии все для них.

Эвклид Кюрдзидис, "Арт-май 2021"
Эвклид Кюрдзидис, «Арт-май 2021»

-Вас воспитывали в православном духе? Как это было в советское время?

-Я помню, как с меня сорвали крест и сказали, чтобы я больше в школу его не одевал. Помню, как мы прятали иконы во времяночке, куда никто не мог войти. Потому что к нам, как многодетным, периодически приходили из школы и проверяли, как дети обуты, одеты, как питаются. Но греки до мозга костей православные люди. И нашими главными, семейными праздниками были: Рождество, Пасха, день святого Ильи, день святого Георгия Победоносца, Богородичные праздники. Многие церковные торжества были нашими детскими. День Рождения еще. А в самой Греции День Рождения не отмечают, там отмечают День Ангела, чтоб Вы знали.

Еще нас мама водила в храм причащать. Я вырос в православном духе.

-Но одно дело, когда Вас мама ребенком приводила в храм, а другое дело, когда Вы самостоятельно пришли в храм к Богу. Когда и как это произошло?

Эвклид Кюрдзидис, "Хрустальный источник 2021"
Эвклид Кюрдзидис, «Хрустальный источник 2021»

-В 15 лет я ушел из дома поступать в театральное училище. Поэтому, как только я столкнулся с первыми трудностями, я стал осознавать, где мне помогают свыше, где поддерживают, а где дают по голове. Я так рад, что если я совершаю ошибки, даже до сих пор, расплата приходит сразу, а не накапливается, чтоб потом хорошенько стукнуть.

-А почему Вы решили организовать «Хрустальный источник»?

-У меня в Ессентуках было счастливое детство и, живя в любимом городе Москве, я давно мечтал отблагодарить родные Ессентуки, и сделать там кинофестиваль. К счастью, 4 года назад это удалось сделать. Конечно, не мне одному.

Всем миром, всем народом, всей Кавминводской землей, благодаря предпринимателям Ессентуков, Кисловодска Пятигорска, Ставрополя, Административной поддержке Ставропольского края родился кинофестиваль. На первый фестиваль приехала Катрин Денев, на второй Пьер Ришар. Фестиваль получился и народный, так как он понравился зрителям, и профессиональный, так как его полюбили наши актеры, режиссеры, и продюсеры.

Эвклид Кюрдзидис и Катрин Денев на фестивале "Хрустальный источник"
 Эвклид Кюрдзидис и Катрин Денев на фестивале «Хрустальный источник»

На четвертый кинофестиваль приехало уже более 100 гостей: режиссеров, заслуженных актеров России, кинооператоров, кинорежиссеров, продюсеров, сценаристов, фотографов…

На первый фестиваль я уговаривал и заманивал всех знакомых артистов. Находил для организации фестивалей спонсоров. А теперь, мне очень приятно, что все сами просят взять их фильмы.

Пьер Ришар и Эвклид Кюрдзидис на фестивале "Хрустальный источник"
Пьер Ришар и Эвклид Кюрдзидис на фестивале «Хрустальный источник»

На фестивале существует несколько программ. В этот раз конкурсная программа была представлена полнометражными художественными фильмами: «Архипелаг», «Гранд Канкан», «Зови меня дрозд», «Клятва», «Конец фильма», «Маша», «Паркет», «Последняя милая Болгария», «Скажи ей», «Флешмоб», «Эсав». Профессиональное жюри IV кинофестиваля Владимир Хотиненко, Нармин Шаралиева, Елена Райская, Сергей Астахов и Борис Щербаков выбирали лучшие фильмы, сценарии, режиссеров, операторов, актеров, лучшую фотографию в разных номинациях… Учреждены специальные Призы.

Вторая программа — детская. Она была представлена кинокампусом, коллекцией из Созмультфильма и кино нашего детства. Третья — фильмы под Кавказским небом. Эту программу открывали актеры, снявшиеся в представленных кинолентах. Например, заслуженная артистка Грузинской ССР, народная артистка Грузии Ия Нинидзе открывала демонстрацию фильма «Небесные ласточки» или заслуженная артистка РФ Екатерина Гусева представила фильм «Африка». Советская и Российская актриса, народная артистка Раиса Рязанова представила фильм «Москва слезам не верит» и др.

Потом программа музея. Под крышей Ессентукского Историко-Краеведческого музея также почтили память актеров-фронтовиков: Юрия Никулина, Анатолия Папанова, Зиновия Гердта. Я читал монологи с Ларисой Лужиной, Кларой Новиковой, Михаилом Жигаловым, Евгением Князевым и Алексеем Севастьяновым. Нашу встречу посетила Народная артистка России Татьяна Пилецкая. Она поведала гостям свою историю, связанную с войной, эвакуацией, гибелью брата.

С Татьяной Пилецкой
С Татьяной Пилецкой

Также у нас прошел первый вернисаж «Волнующий мир». Вернисаж — это совместный проект с Историко-Краеведческим музеем «Крепость» г. Кисловодска. Участниками первого вернисажа-пленера стали портретисты, пейзажисты, иконописец, мастера натюрморта, батика, керамики.

Впервые были задействованы Московский театр оперетты, и оперный театр, Большой театр, Мариинский театр.

На площадках фестиваля прошли творческие встречи с любимыми актерами, дискуссионные клубы с киноведом-критиком, концерты. И, конечно же, это общение со зрителями, и благотворительные истории.

На первом фестивале мы подарили детской больнице три игровые комнаты. То есть болеющий ребенок может теперь зайти и поиграть в таком Диснейленде. Дарили мы игровые комнаты совместно с фондом «Детского мира» в Георгиевске. Сейчас фестиваль сотрудничает с фондом, помогающим неизлечимо больным людям. Плюс мы — актеры каждый фестиваль едем в Пятигорск возлагать цветы на могилу народного артиста СССР Олега Жакова.

За Жаковым числится ряд значительных ролей в советской киноклассике: Лауреат Государственной и Сталинской премий. Он отдал кинематографу более 30 лет. Жил в родном Пятигорске до самой смерти — 1988 года.

Несколько лет назад здесь было скромное захоронение. Фестиваль «Хрустальный источник» приложил усилия, чтобы об этой могиле узнали как можно больше людей.

Эвклид Кюрдзидис возлагает цветы на могилу Олега Петровича Жакова

Помнить людей, внесших вклад в наше искусство, важно. Сегодня с нашими актерами возлагаем цветы на могилу Олега Петровича Жакова, и, возможно, через годы кто-то вспомнит о нас.

-Расскажите, пожалуйста, а какой самый необычный подарок Вы получили от зрителей?

-Как-то я играл в пьесе Флориндо Аретузи — главного героя, которому прислуживал Труффальдино из Бергамо. И мне подарили книгу «Слуга двух господ», которая прошла весь блокадный Ленинград.

У меня удивительный зритель, очень деликатный, воспитанный, не рвущий на мне волосы и одежду, порой стесняющийся даже подойти. Я очень уважаю своего зрителя.

Беседовала Светлана Фатьянова

Репортаж с кинофестиваля “Хрустальный источник 2021”

“Арт-май 2021” и Эвклид Кюрдзидис

Поздравление с Новым годом и Рождеством от Эвклида Кюрдзидиса и кинофестиваля «Хрустальный ИсточникЪ»




Просмотров - 2 549 Помочь сайту

3 комментария к “Эвклид Кюрдзидис: деньги не делают человека счастливым”

  1. Хочется выразить благодарность за прекрасную программу кинофестиваля! За труд, за радость, за просвящение, за попечение, за наше участие.За веру в художников. Такой размах полезной культуры мог организовать только Человек с большой буквы с добрым сердцем и утонченным вкусом!!!

    Ответить
  2. Да, трудно не согласиться — богатство — это еще не счастье. Главное — богатство душевное. У кого мир в душе, тому и на каторге хорошо! Человек с верой, со смирением, без зависти всем доволен, за все благодарит.

    Ответить

Оставьте комментарий