Среди учредителей Национальной литературной премии «Слово» — Российский книжный союз и Союз писателей. Среди поддержавших премию — Президентский фонд культурных инициатив. Победителей будут отбирать среди известных мастеров, молодых авторов и переводчиков. Все они разделят между собой 16 миллионов рублей — это, уверяют организаторы, самый большой призовой фонд среди всех российских литпремий. Почему «Слово» появилось именно сейчас, чем еще новая премия отличается от других, и кто будет в судьях, об этом Максим Васюнов поговорил с председателем Союза писателей России Николаем Ивановым.
— Николай Федорович, нельзя сказать, что у нас в России мало литературных премий. Зачем понадобилась еще одна?
— Время этого требует. То самое время, отсчет которого начался 24 февраля 2022 года. Нравится кому-то или нет, но страна стала другой, мы стали другими, и отношение к слову тоже поменялось. Да, традиционные ценности, вопросы нравственности, патриотизм теперь снова в почете. Национальная премия, о старте которой мы объявляем, будет ориентироваться на тех, кого не коробит от этих понятий.
Не секрет, что читатели, библиотекари, преподаватели, школьники и студенты, изучающие современную литературу, ориентируются, как правило, на различные премиальные списки. Но имена в этих списках практически никогда не совпадают. Очевидно, что литературный процесс сегодня нуждается в объединении, переосмыслении. В объективном взгляде, если хотите. Национальная премия «Слово» создается в том числе и для этого. И первые, кто от этого выиграет, — читатели. Ведь ЧТО читать — это сегодня вопрос не только и не столько досуга, сколько вопрос национального самосознания.
Еще одна задача премии «Слово» — открывать новые имена и работать с ними. На премию принимаются книги, написанные за последние два года. Но мы понимаем — многие книги, задуманные после 24 февраля, еще не успели издаться. Поэтому решили принимать рукописи. Они, как нам представляется, будут в большей степени отражать атмосферу в стране.
— То есть, рукописи, связанные с СВО, изначально получат больше шансов на победу?
— Вы задали важный вопрос. В Совете экспертов премии — десятки людей с огромным опытом литературной работы, все они неоднократно приглашались в жюри разных премий, они выработали высокие критерии оценки. Поверьте, патриотическая графомания не пройдет. Как не пройдет и лицемерие. Просто купившим себе камуфляж и вставившим в свои рукописи буквы Z и V, но при этом как писатели ничего из себя не представляющим, — не светит никакое «Слово».
Наверняка большинство произведений, поданных на премию, не будет напрямую касаться СВО — и это нормально. Хотя все, что касается СВО, очень важно, если мы хотим уловить акценты нашего времени, заметить авторов, которые не боятся реальности и которые эту реальность будут определять. Причем определять объективно.
— А где, по-вашему, эта грань между патриотизмом и объективностью? Скажем, тот, кто, стремясь к объективности, критикует что-то или с чем-то не согласен, — он уже автоматически «не патриот»?
— Грань проста. Одни критикуют свою страну, находясь от нее вдали или никак не соотнося себя с ней. А другие остаются вместе с Родиной, ощущают себя частью Родины. Одни критикуют с пеной ненависти у рта, другие смотрят на проблему, как врачеватели, которым нужно поставить точный диагноз и помочь выздоровлению. Странно, если художник не замечает проблем своей страны, если он не чувствует ее боли. Но точно так же странно — отождествлять «независимость» художника с откровенной чернухой, злобой, однобокостью и злорадством в отношении к своей Родине и соотечественникам. Это независимость от кого: от Родины, от своего народа и истории?
Мы не диктуем, кому каких позиций придерживаться. Мы лишь говорим: если ты считаешь себя независимым от Родины, тогда ты не в контексте нашей Национальной литературной премии.
— Довольно распространенное сегодня мнение — писать об СВО еще рано, для глубокого писательского осмысления нужно время… Не согласны?
— Я постоянно слышу это — но, поймите, сегодня день за шесть идет. Сложим руки и будем ждать осмысления? Но нам сегодня жизненно необходимо здесь и сейчас осмыслять происходящее на фронтах, в тылу, писать и говорить о победах и неудачах, о героях и предателях… Документальность, документальная правда — это день сегодняшний, а не завтрашний. Завтра вы уже не узнаете, на какой руке носится шеврон или когда белая повязка меняется на красную. Завтра вы, может быть, уже и не услышите от бойцов фразу: «Мы ходим здесь под Богом и под дроном». Это — непридуманное.
Сейчас мы договорились с Министерством обороны, что члены нашего Союза будут отправляться на фронт в творческие командировки. Первые авторы поедут уже в июле. Надеемся увидеть их очерки, повести и пьесы — не в далеком будущем.
Наследники «лейтенантской прозы» тоже появятся, я уверен. И тех талантливых молодых ребят, которые придут с фронта и которым сразу, может быть, не хватит литературного мастерства, мы будем поддерживать. В наших совместных с Минобороны планах — совещание нынешних писателей-фронтовиков: на какие грабли лучше не наступать, что в литературе уже бывало, в каком направлении писателю лучше всего развиваться. Уверен, мы доживем до тех времен, когда «Слово» заслуженно получит и писатель-фронтовик.
— Приятно удивляет список жюри — в нем представители не только разных творческих союзов, но даже разных политических взглядов. Тоже для объективности?
— Назову лишь некоторые имена из жюри премии — Захар Прилепин, Андрей Геласимов, Владимир Крупин, Олег Рой, Александр Проханов, Андрей Рубанов, Влад Маленко, Максим Замшев… Все они, прежде всего, профессионалы. И все придерживаются мнения, что Национальная литературная премия должна быть объемной. Здесь не должно быть только белых или только красных. Русская литература в лучшие свои времена не была плоской, и сегодня нам крайне необходимо показать весь литературный и духовный спектр нашего общества.
Готовы читать всех, готовы со всеми разговаривать — серьезно и ответственно. Пока будут приниматься книги и рукописи, пока будут работать эксперты и жюри, мы проведем большую конференцию литературных критиков и литературоведов «Большой стиль». Будут встречи, дискуссии, круглые столы… Свое слово успеет сказать каждый. И это тоже будет отличать Национальную литературную премию от других.
Максим Васюнов, «Российская газета» (rg.ru)
Фото ТАСС
СПРАВКА
Заявки на Национальную литературную премию «Слово» принимаются с 15 июля до 15 сентября. Список финалистов оглашается не позднее 15 ноября. Награждение победителей пройдет в декабре 2024 года.
Какие премии получат лауреаты?
В номинациях «Мастер. Проза», «Мастер. Поэзия» присуждаются премии: за 1 место — 3 млн рублей; за 2 место — 1 млн рублей; за 3 место — 500 тысяч рублей.
В номинациях «Молодой автор. Проза», «Молодой автор. Поэзия»: за 1 место — 1 млн рублей; за 2 место — 500 тысяч рублей; за 3 место — 250 тысяч рублей.
В номинации «Перевод» премия делится на равные части между автором и переводчиком. За 1 место — 2 млн рублей; за 2 место — 1 млн рублей; за 3 место — 500 тысяч рублей (в сумме автору и переводчику).
И вот — Птица Феникс!
Недавно вышла статья дорогого друга Максима Васюнова о новой Национальной Российской литературной премии «Слово». Это очень важный разговор с председателем Союза писателей России Николаем Ивановым. И весь день она была у меня в голове.
Многострадальный Союз писателей… как только ни пытались его уничтожить. Создавалось множество разных мелких союзов, тем самым оттягивались потенциальные новые члены, не было денег на содержание Союза, говорили, что там сплошные старики и он умер и доживает последние дни. И вот — Птица Феникс! И как ярко сейчас именно на его основе рождается уникальная, альтернативная либеральным литературная премия, да ещё и с каким названием — «Слово». Да, «слово» всегда в начале и в литературе, что естественно, и в кинематографии. И вот тут у меня начинается внутренняя печаль за нас, кинематографистов. В нашей стране море фестивалей. Есть более значимые для профильного ведомства, есть те, кого нельзя не поддержать, а другие и вообще без поддержки государства, и новые зарождаются. Но по-прежнему нет у нас ни одного достойного смотра, который бы полностью отвечал интересам государства и реально объединял под своим началом все патриотические силы, смотра, который бы был важен как власть держащим, так и профессиональному сообществу. И программным директором там должен быть не «приближенный лизоблюд с либеральным уклоном», а истинно болящий за российское национальное кино человек.
А писателям я желаю удачи и всегда готов встать в ряды поддерживающих Премию «Слово».
Филипп Кудряшов, президент гильдии кинопродюсеров.
Читайте также:
Просмотров - 397 Помочь сайту