Этот насыщенный день, 28 ноября, все продолжался. Следует отметить, что на территории Свято-Вознесенского монастыря погребен тот человек, который сделал для русского присутствия в Палестине столько же, сколько царица Елена для Византии. О нем я в этих рассказах постоянно упоминаю – это архимандрит Антонин Капустин.
Мы побывали на его могиле, почтили память, о. Геннадий служил литию.
Потом мы вышли из монастыря, и зашли в часовню, находившуюся рядом с ним. По преданию, именно на этом месте совершились события, связанные с Вознесением Господним. Любопытно, что эта, так сказать, часовня, хранится мусульманами. Они тоже ведь почитают Христа, но как одного из пророков. В этой часовне нет икон, и, кажется, нет крыши, поскольку сами события, понятно дело, проходили под открытым небом, то небо как бы является живой иконой вознесения.
Интересно, что там сохранился отпечаток стопы, по преданию как раз оставленный Спасителем в момент Вознесения. Причем, как заметил о. Геннадий, стопа направлена на север, то есть в сторону России, так что в момент Вознесения Он смотрел в сторону будущей нашей страны и благословлял ее.
После этого Григорий предложил нам посетить один греческий монастырь, находящийся напротив Свято-Вознесенского, надо было только перейти через дорогу. Причем, монастырь этот основан совсем недавно, и, кажется, еще не достроен. В монастыре живет всего лишь один батюшка – настоятель, он грек и имя у него сугубо греческое – отец Ахиллеос. При нем также одна русская послушница, которая была нашей переводчицей. Кстати, батюшка был очень доброжелательный, улыбчивый, высокого роста, смуглый, темноволосый, еще довольно молодой, и, что не так часто встречается у греков – очень любил русских.
Сначала мы не увидели храма на территории этого монастыря, но потом, когда несколько прошли по территории, увидели место строительства, а под землей – пещерный храм. Батюшка нас там усадил и начал беседу. Сначала он рассказал о духовном смысле праздника Вознесения, о благословении Христом всей земли и церкви. Потом рассказал об истории обители. Этот участок земли Иерусалимская патриархия выкупила еще в 19 в., но разрешение на строительство храма тогда не дали турки. Потом, уже в новейшее время, здесь поселился грек, архимандрит Иоаким. А в качестве послушницы в монастыре жила его мама, Анастасия.
Отец Иоаким долго пытался получить разрешение от израильских властей, но это затянулось надолго. Тогда он решил начать строить храм, не получив разрешения – авось получится. И построил храм, точнее даже два – верхний и нижний, пещерный. Все бы хорошо, но власти отказали в разрешении, и приказали построенный храм снести. Приехала техника, большие бульдозеры, и разрушили до основания верхний храм. Приступили и к нижнему. Но тут произошло явное чудо у всех на глазах: со стены снялась икона Спасителя и переместилась ровно под колеса огромного трактора. Он тут же заглох и вышел из строя. Сделать с ним ничего не могли и нижний храм так и оставили в покое.
Так батюшка там молился, служил литургию. Оставалась дырка в куполе нижнего храма, но она напоминала о перенесенном испытании, а также с ней были связаны и мысли о Вознесении. Но такое благое дело даром не прошло. Однажды, спустя три года после этих событий, на территорию монастыря пришли трое убийц в масках и черных одеждах. Искали о. Иоакима и не нашли, и тогда убили его маму, Анастасию. Таким образом, она приняла мученическую кончину. Впоследствии я прочитал в интернете, что эта Анастасия была известным в Греции человеком: математик, доктор наук, а одно время была даже губернатором острова Хиос.
Потом у о. Иоакима появился послушник – тот самый, который сейчас стоит перед нами, о. Ахиллеос. Через некоторое время о. Иоаким преставился и был похоронен рядом со своей матерью – мученицей Анастасией. Причем его смерть пришлась как раз на день Вознесения. А о. Ахиллеос продолжил здесь жить, молиться, служить литургию и принимать с любовью паломников из разных стран, особенно из России. На прощание он вынес нам всем нательные крестики, которые они изготавливают в монастыре из вифлеемских оливковых деревьев. Благословил носить самим, никому не давать. Я берегу этот крестик, он висит у меня на стене. Глядя на него, каждый раз вспоминаю этого могучего и духовно и физически отца Ахиллеоса.
Здесь же мы успели прочитать канон Вознесению Господню. После нашей встречи он порекомендовал Григорию провести нас к гробнице преподобной Пелагии Елеонской (Палестинской). Когда мы пошли туда, то солнце уже клонилось к закату. Григорий сказал, что обычно паломников не водят к гробнице Пелагии, но уж раз батюшка благословил, то надо ее посетить. Заодно мы узнали, что Пелагия имела мирское имя Маргарита, была актрисой, и отличалась необыкновенной красотой. После обращения в христианство она приняла иночество с именем Пелагия, и поселилась у подножия Елеонской горы, где и была погребена после смерти. Считается покровительницей всех актеров.
Отец Ахиллеос, кстати, раздал нам иконки Пелагии в форме медальонов. Выяснилось, что эту святую почитают и мусульмане и иудеи. Ключ от гробницы как раз хранится у мусульман, и по договоренности с батюшкой нам открыли место упокоения Пелагии.
Пробыв там некоторое время, мы вышли на улицу, и увидели, что солнце село, а над Иерусалимом зажглись звездочки.
Мы быстро поехали на нашем автобусе в старый город, ибо нас ждала еще одна миссия – посещение Стены Плача. Стена Плача – это часть подпорной стены вокруг Храмовой горы, которая, собственно говоря, является основанием Иерусалимского храма – единственного, который был у евреев. Длина этой стены около 500 метров. Иерусалимский храм был основан царем Соломоном в 6 в. до Р. Х., и разрушен вавилонянами во время 70-летнего пленения евреев.
После этого он был восстановлен и назывался вторым храмом. Его строительство связывают с именами Зоровавеля и Ирода Великого. В последующие же времена, в 70 г. по Р. Х., Иерусалим и сам второй храм были разрушены так, что камня на камне не осталось от них – по пророчеству Христа. Единственный остаток того, старого Иерусалима – это и есть Стена Плача, то есть основание Иерусалимского Храма. С тех пор у иудеев нет своего храма, в котором они могли бы проводить богослужения. Синагоги – это всего лишь молельные дома, полноценное богослужение в них проходить не может. Потому так и ратуют они за восстановление уже третьего храма, но к этому есть много почти неразрешимых препятствий.
Иерусалимский храм – это великая святыня и для христиан. Именно с ним связаны такие праздники как Введение Богородицы во храм (именно в этот храм!), Сретенье Господне (именно здесь проходили эти события), изгнание Христом торговцев после Входа в Иерусалим. Так что мы тоже устремились с радостью и благоговением к Стене Плача. Здесь, как и во многих других местах, вход мужчинам и женщинам был раздельным, а при входе надо было еще пройти и через рамку – как в аэропорту. Подходя к Стене Плача, нужно покрыть голову. Так что если есть с собой шапка, скуфейка – они зачитываются. У кого нет, для тех лежали небольшие бумажные иудейские шапочки – кипы.
Нас, мужчин, вместе с батюшкой и путеводом было четверо. Народу в это время у Стены было не очень много. Григорий предупреждал, что здесь, так же, как и у гробницы царя Давида, надо вести себя аккуратно, не раздражать ортодоксальных иудеев крестиками и другими атрибутами христианства. Но батюшке удалось прочитать некоторые молитвословия, и даже наугад открытый фрагмент из Евангелия, а это оказался как раз промыслительный фрагмент именно для этого места – из 11 главы от Луки: «Народом же собирающимся начат глаголати: род сей лукав есть: знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка: якоже бо бысть Иона знамение ниневитом, тако будет и Сын Человеческий роду сему. Царица южская востанет на суд с мужи рода сего, и осудит их: яко прииде от конец земли слышати премудрость Соломонову: и се множае Соломона зде. Мужие ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят и: яко покаяшася проповедию иониною: и се, множае Ионы зде». А в конце мы даже потихоньку пропели Пасхальный тропарь, так что наше присутствие здесь и поклонение Стене Плача были отмечены достойно.
Далее мы пошли пешком по старому Иерусалиму, а наш гид Григорий показал нам тот скорбный путь Христа, которым он шел на Голгофу. Он был обнаружен при археологических раскопках, детально восстановлен и даже отмечены все остановки Христа на этом пути. Называется он по-латыни Via Dolorosa, то есть, путь страданий, или скорбный путь. Отсюда популярное имя Долорес – что значит «скорбящая, страдающая». Особенно популярен этот путь у католиков, которые часто делают акцент на физических страданиях Христа. Хотя, в общем, и в православии он почитается.
После этого мы уже пешком добрались до гостиницы. Вот таким оказался для нас насыщенным и многотрудным этот день, впрочем, как и почти все остальные дни. Здесь одни впечатления наслаивались на другие. Не успевали мы подивиться одному чуду, усвоить один исторический факт, как тут же нас ожидали вторые, третьи и так далее. Благо я успевал что-то основное кратко конспектировать. Эмоциональная память тоже многое хранит, а справочные данные для подтверждения моих записей можно найти и в интернете. Так вот и рождаются эти мои заметки спустя целых 11 лет после того знаменательного паломничества.
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
По Святой Земле в 2011. Часть первая. Пролог
По Святой Земле в 2011 году. Часть вторая. Как мы оказались в раю
По Святой Земле в 2011 году. Часть третья. Кана Галилейская
По Святой Земле в 2011 году. Часть четвёртая. Назарет. Гора Свержения. Фавор. Гробница Мелхиседека
По Святой Земле в 2011 году. Часть девятая. Литургия и Причастие у Гроба Господня
По Святой Земле в 2011 году. Часть шестнадцатая. Фаранская лавра. Анафоф. Вифезда
По Святой Земле в 2011 году. Часть семнадцатая. Эпилог, или как я был в гостях у тети
Читайте также:
Просмотров - 890 Помочь сайту
Щебеночно гравийно песчаная смесь
Вниманию строителей! Обогащенная щебеночно гравийно песчаная смесь под вашу пропорцию.
algnm.ru