Девятнадцать лет я знаю Ларису Прозорову как замечательного человека, хорошую начальницу, журналистку, поэтессу и писательницу, автора поэтических и прозаических сборников: «Я любовью твоей околдована», «Поэзия любви», «Радуга любви». Дважды она стала лауреатом журналистской премии им. Германа Лопатина, награждена золотой медалью «Ветеран труда», женщина года в г. Пятигорске в 2000 г.
Л. Прозорова была главным редактором художественных программ на телевидение Ставрополья. По ее сценарию был снят документально-художественный фильм «Пять тополей», за который она получила впоследствии Диплом от Союза журналистов России. Фильм вошел в золотой фонд прессы.
Мы познакомились, когда она работала старшим редактором еженедельника «Телекурьер». Это она меня призвала к журналистской деятельности, откопав мои читательские письма среди сотни других…
Помну сразу после окончания школы, я познакомилась с некой студенткой, которая поведала мне о своей жизни. Я изобразила акварелью и тушью ее портрет и написала какую-то историю. Вышел такой рефератик от руки. Зачем-то я отправила его в Комитет по печати и информации. Оттуда пришло письмо, что, мол, текст хороший, но нужно учиться в институте или найти журналиста, который будет меня обучать. На этом все и забылось. Но слова оказались пророческими.
Я поступила в ПТУ на швею по желанию родителей, о журналистике даже не помышляла. Наша семья выписывала газету «Телекурьер». Там довольно часто публиковались читатели и отклики редакции. Это живое общение с подписчиками и привлекло. Мне захотелось познакомиться с редактором издания. Я забросала редакцию письмами и меня пригласили на встречу.
Через какое-то время в приложении «Телекурьер на кухне, на даче и дома» решили печатать страничку для девочек «Фиалку». И почему-то мне предложили собирать для нее информацию. Работа нештатного корреспондента продолжалось лет семь и оказалась крайне интересной. Сейчас, вспоминаю тот волшебный запах редакции, как мое сердце замирало от счастья на каждой ступеньке… Никакие другие редакции не оставили у меня столько добрых воспоминаний!
За время моей нештатной работы в «Телекурьере» я училась у Л. Прозоровой. Из меня, помнится, лезло желание всех поучать! Лариса сумела все-таки зарубить у меня на носу важное правило: «никаких назиданий в тексте!» Именно Лариса Прозорова уговорила меня поступать в институт на журналистику. Ее стараниями я получила рекомендацию от директора Пятигорского краевого телевидения и поступила в СГУ на бюджет. Училась параллельно в Духовной семинарии. Печаталась иногда в нашем церковном «Благовесте», «Преображенском листке», «Ставропольской правде», газете «Открытой», «Телекурьере», «Пятигорской правде». Многие мои тексты мы обсуждали с Л. Прозоровой в редакции, походах, на наших Днях Рождения.
Идет уже 55-й (!) год работы в журналистике Л. Прозоровой. С момента окончания факультета журналистики МГУ, когда выпускницей она приехала по распределению на Кавминводы и начала свою творческую деятельность в краевой газете «Кавказская здравница» и альманахе «Чудеса Северного Кавказа». Она не перестает любить свою работу. Вот как она сама отзывается о журналистике: «Я никогда не разочаровалась, считаю, что журналистика — это самая интересная из всех профессий, потому что человек обычный проживает одну жизнь, а журналист, пусть два часа в день или неделю живет жизнью своего героя, входит в его духовный мир, в профессию, обогащая себя».
Десять лет Лариса Прозорова возглавляла отдел культуры краевой газеты «Кавказская здравница». На страницах этой газеты печатались ее очерки, проблемные корреспонденции, зарисовки и даже фельетоны. Она окунулась в журналистику как в родную стихию, готова была писать днем и ночью. Особенно удавались ей статьи на морально-нравственные темы. Она писала о сложностях семейных отношений, о конфликте отцов и детей, разматывала запутанные узлы переплетений сложных человеческих чувств. К ней потянулись люди. Они приходили в редакцию со своими нерешенными проблемами и нередко застывали в недоумении на пороге. Они ожидали увидеть солидную даму, а их приветливо встречала молодая женщина, хрупкая девчонка с корзинкой косичек. Но уже с первых минут беседы люди убеждались, что молодая журналистка способна понять их своим неравнодушным сердцем. Материалы Ларисы Прозоровой вызывали большой читательский интерес. На редакционных летучках они отмечались как лучшие.
Второй музой для Ларисы стало телевидение. Долгие годы руководила Прозорова редакцией художественного вещания на Пятигорской краевой студии телевидения. Она писала и рассказывала с экрана об известных ученых и творческих людях. Большой популярностью пользовались программы «Гостиная», «Встречи».
Впервые в истории телевидения Ставрополья Лариса Прозорова создала сценарий документально-художественного фильма «Пять тополей». В его основу положена трогательная история, которую Лариса услышала, когда ехала на рейсовом автобусе в командировку в Ставрополь. Возле хутора Недреманного стояли на пригорке пять тополей, шестой был поодаль. Женщина, сидевшая рядом с журналистом, рассказала, что в годы войны мать проводила на фронт пятерых сыновей. Одна за другой приходили похоронки, и каждый раз мать в память о погибшем сыне сажала на окраине села тополь. А когда через 20 лет после войны умерла и она, то жители хутора посадили тополь в память о ней. Лариса побывала на хуторе, беседовала со старожилами, работала в краевом архиве. В результате получился фильм «Пять тополей», который вошел в золотую летопись телевидения Ставрополья и был отмечен Дипломом Союза журналистов России. Ларисе Прозоровой было присвоено почетное звание «Заслуженный работник Ставропольской государственной телерадиовещательной компании».
«Я много встречалась с известными людьми: Юрием Нагибиным, Расулом Гамзатовым, Кайсын Кулиевым, Сергеем Захаровым, Зиновием Гердт, Эдитой Пьехой. Каждый человек — это особый всегда таинственный и загадочный, не лежащий на поверхности мир. Нет людей неинтересных. И простых тоже нет. Каждый простой человек — такой непростой».
17 лет Лариса Прозорова работала редактором еженедельника «Телекурьер». Ей удалось всколыхнуть людей. Они стали присылать не только письма с кулинарными рецептами и советами, но и делиться пережитым. Так появилась в «Телекурьере» ставшая очень популярной рубрика «Судьбы людские». За 17 лет было проведено более 50 конкурсов среди читателей газеты на самые разные темы. Победители конкурсов становились героями телеэкрана. Многие были восхищены организаторским талантом и душевной теплотой редактора. Лариса вместе с другими сотрудниками редакции выезжала в отдаленные районы Ставрополья, проводила читательские конференции. Во время бесед за чашкой чая люди открывали ей душу. (У нее особенный дар журналиста – пробудить у человека рассказать о себе сокровенное, то, что доверишь не каждому). Вскоре «Телекурьер» стал самой популярной газетой в крае среди подобных изданий. Все годы газета имела самый высокий тираж в регионе. Были годы, когда тираж «Телекурьера» превышал сто тысяч экземпляров.
С юности Лариса Прозорова писала стихи. Человек эмоциональный, тонко чувствующий красоту природы и разбирающийся в тайнах человеческих чувств, она выпустила поэтический сборник «Я любовью твоей околдована».
Казалось бы, невозможно все время писать о любви, но Лариса не просто пишет об этом великом и могучем чувстве, которое наполняет мир светом, красотой, наполняет его смыслом. Она живет любовью, дышит, черпает из ее неиссякаемого источника силы, вдохновение, надежду, которые помогают ей жить.
Изначально любовь помогала ей находить такие краски, такие слова, такие чувства, что диву даешься — как же прекрасен мир, в котором живет Лариса! Создается впечатление, что все вокруг — звезды, радуга, цветы, пение птиц и свежесть трав, плеск воды и рассветный туман — все это создано для нее, предназначено только ей. Потому что так слышать, так видеть и чувствовать дано только сердцу чуткому, открытому, щедрому и, главное, благодарному. А Лариса человек действительно благодарный и щедрый. Те маленькие открытия, что делает она ежедневно, Лариса одевает в поэтические слова, наполняет энергетикой своего сердца и дарит всем нам — друзьям, коллегам, читателям. Смотрите, удивляйтесь, восхищайтесь! И мы все становимся сопричастны ее удивительному миру красоты, нежности и таких бушующих страстей, что небу, земле, воздуху становится тесно. Знайте, что раскалывающая небо молния и спускающийся с неба гром — это лишь отголоски тех чувств, что бушуют в ее сердце.
Прозорова не идеалист, чьи глаза прячутся от действительности за толстыми стеклами розовых очков. Она четко видит язвы окружающего мира, его шрамы и суровую реальность. Да и судьба к ней была не так уж и милостива. Но в том-то и сила, в том-то и поразительная жизнестойкость этой женщины, что росток ее вдохновения, ее поэтического видения разрывает, разламывает каменистую дорогу жизни, чтобы украсить ее нежной мягкостью своего благоухания.
И так ли важно на самом деле, в придуманном мире живет поэтесса или нет? Ведь чувство юмора и неизменная улыбка помогают Ларисе Прозоровой подняться над обстоятельствами, поверить в невероятное, увидеть небывалое. И когда всему она даст имя, одарит чувством, разукрасит солнцем — тогда все и случается. Торжествует, царствует, властвует вокруг любовь — древняя, как сама земля, юная, как надежда, и непредсказуемая, как сердце женщины. Той самой женщины, что уходит в утренний речной туман с удочкой в руках, когда она азартный опытный рыбак. Или собирает друзей в тесный круг для празднования, например, Дня тропинки, и угощает оригинальными салатами собственного изобретения — ведь турист она знатный. Иногда по вечерам плетет она из бисера замысловатые браслеты — и ведь получается! Помню, когда я училась в Пятигорском КМВис на дизайнера одежды, мне нужно было сделать фактурную ткань. Вся редакция во главе с Ларисой выдергивали нитки из кучи полосок ткани, делая мне бахрому! И на даче я у нее была. Какая дача — любимая, щедрая, сотворенная трудом непокладаемых рук! Сколько ромашек и ирисов выращено здесь для друзей, сколько васильков и тюльпанов!
И везде — за удочкой или в типографии, меж грядок или в дружеской компании — сплетаются в ее воображении слова в причудливую поэтическую нить, в удивительный хоровод строф.
Новой гранью своего таланта блеснула Лариса в рассказах о любви.
Эти рассказы печатали под рубриками «невыдуманные рассказы» или «на житейских перекрестках». Подвиг матерей, бабушек, отцов защитников отечества, благородные поступки детей выдвинулись на первый план. Людям нравилось, что о них писали. Темы для своих материалов Лариса черпала из встреч с читателями «Телекурьера», из писем, из бесед с разными людьми, часто с огородниками, которые сидели на лавочке в ожидании дачного автобуса. Она как губка впитывала в себя жизнь со всеми ее сложностями. «Почему-то многим людям нравится исповедоваться мне, я очень бережно, чтобы не навредить беру канву рассказа, насыщаю ее деталями и ситуациями, рассказанными другими людьми, изменяю имена и, конечно, всегда добавляю картины природы, созвучные чувствам людей. В Суворовке живет бабушка, ей 93 года. Она подошла ко мне летом и сказала: «Ларочка, хочу тебе тайну доверить, знаю, ты сумеешь написать о любви, не хочу, чтобы она вместе со мной ушла. И рассказала. Даже дочь ее не знает, что у нее другой отец. Так появился рассказ «Перепелочка».
За эти рассказы о любви Прозорова получила премию краевой журналистской организации имени Германа Лопатина.
«Премию краевой журналистской организации я получила во второй раз, первый раз за передачи о многонациональной культуре Карачаево-Черкесии на Центральном телевидении, а второй раз в июле этого года за цикл рассказов о любви, опубликованных в газете «Кавказская здравница» в 2010 году».
Редакция «Кавказской здравницы» призналась, что рассказы Прозоровой повысили тираж их газеты. Они получили большой читательский отклик. Люди звонят, пишут, требуют продолжения. Сейчас Лариса Ефимовна очень увлечена сканированием людских судеб. Продолжает писать о любви. Готовится к печати ее новая книга — сборник рассказов о любви.
«Я считаю, что Любовь — это главное на земле, это Божий дар, это талант. Я ни одного дня не прожила без любви, отзвук этого в рассказe «Белые розы». Стихи, рассказы о люби — это воздух, которым я дышу, это то, о чем я думаю всегда и в предрассветном сне и засыпая, мне сладостно об этом думать, потом что-то переносить на бумагу. Самое приятное, что все время слышу от людей только хорошие отзывы, кто и всплакнет, прочитав. Не знаю, как объяснить. Мне кажется, многим людям интересно читать о том, как непросто складываются судьбы, какие аспекты бывают у любви».
«Старик на перроне» и «Просто Веревочкин» — это рассказы другого плана, это житейские истории. Рассказы эти как бы продолжают друг друга. Оба описывают на примере совершенно разных героев закономерную деградацию современного человека о том, как быстро любовь может перерасти в ненависть. Эти два рассказа поднимают и сочно описывают острую социальную проблему ХХI века, которая касается каждого из нас.
Современная Россия лидирует среди других стран по числу разводов, венерических заболеваний, алкогольной зависимости, наркомании, детской преступности. Вся наша современная, синтетическая культура, построенная на пропаганде разврата и насилия, направлена на деградацию населения. В такой информационной среде ХХI века живут герои Л. Прозоровой. Современные ценности — ложь, воровство, предательство, разврат, низменные страсти. Герои Прозоровой обмельчали душой. Вообще Прозорова не морализирует, не выносит приговор героям, не поучает читателя. Через тонкое переплетение картин внешнего мира и внутренних переживаний людей она заставляет читателя задаться вопросами, искать выход из сложившихся ситуаций, увидеть в чем-то себя. А это и есть критерий мастерства. Не разжевать кому-то что-то, а заставить самого до всего додуматься!
В рассказах Прозоровой открывается нам души героев через описания природы, жилья, образа жизни, чувств. Человечество обмельчало и обнищало. Оно не способно на великие порывы, благородные поступки. Людьми управляют страсти. Они готовы предавать друг друга ради минуты наслаждения. Такие добродетели, как: верность, искренность, терпение, уступчивость им не доступны. Они одиноки и несчастны.
В «Старике на перроне» раскрывается причины перехода любви в ненависть. Савин и его жена нищие, больные и бездетные. Уже пенсионеры. Они давно друг друга раздражают. Им не выносимо жить вместе. Если Глафира пассивна, то Савин хочет уйти из семьи. В этом рассказе присутствуют только серые и черные краски, подчеркивающие депрессивное состояние старика. Непривлекательный, отталкивающий портрет жены, обезличенный Савин, грязная собака с помойки — друг старика, описание монотонности жизни, бесконечного внутреннего уныния. И лишь изредка для Савина вспыхивает светлые образы: церкви, молящихся мудрецов. Смутно Савин начинает понимать, что причина его ненависти, несчастья и одиночества кроется в нем самом. Но пока он не в состоянии решить свою внутреннюю проблему никаким иным способом, кроме, как бегством.
Еще один вариант бегства из семьи в погоне за призраками счастья показано в «Просто Веревочкин». Это весьма распространенный образ жизни в современных семьях. Елена Станиславовна и ее муж живут исключительно ради наслаждения. Их жизненные цели подчинены поиску острых чувств. Муж обезличен. Он беспечен. Но Елена Станиславовна вначале мучительно переживает из-за его измены, а потом и сама изменяет. Семья для них как корыто, которое они не хотят разбить окончательно. Оба — чужие люди, хотя живут под одной крышей. Притворяются, лгут, изменяют. Герои мечутся в бесконечном поиске счастья и не могут его обрести. Страсти проходят, оставляя после себя горькие чувства. Такой современный человек.
Если мы обратимся к прошлым векам, к истории неопошленной современной трактовкой, то увидим совсем другие ценности. Возьмем, к примеру, царскую семью Романовых. Читаем дневник императрицы. Там семья-крепость. Муж и жена верны друг другу до гроба. Любят и пестуют своих детей. Они живут жизнями друг друга. Они вместе проводят все свое свободное время. Их переписка наполнена любовью. Их лица светятся от счастья! Значит, возможна любовь в семье? Кто дом свой созидает на камне, тот не потерпит крушения от разгула внезапных стихий.
Прозорова заставляет читателя задуматься над серьезным вопросом: А зачем вообще создавать семью, если тебе нужны одни страсти?
В доктрине главы ЦРУ США Алена Даллеса (1953—1961) черным по белому сказано, что для того чтобы погубить Россию, нужно ее развратить, лишить всяких моральных устоев. Как доктрину применяли против России можно увидеть, к примеру, на схеме рождаемости. Не надо искать их в Интернете. Не будем вспоминать и смертельные факторы. Припомните лишь своих бабушек, сколько было у них сестер и братьев? По старинке по пять, по шесть. Сколько детей родили их дети? По два. Последние родили по одному… Или пока еще не так?
Светлана Фатьянова
Стихи Ларисы Прозоровой
http://www.stihi.ru/2017/02/23/2416
Пять тополей
https://www.proza.ru/2017/01/23/427
Поезда идут по четным
https://www.proza.ru/2017/01/22/1397
Просто Веревочкин
https://www.proza.ru/2017/01/22/1287
Читайте также:
Просмотров - 2 609 Помочь сайту