Путём Святой Руси

У одного из величайших подвижников Русской земли, святого преподобного Серафима Саровского был ближайший ученик, духовное чадо и сотаинник Николай Александрович Мотовилов. Много Божественных тайн и откровений поведал великий старец своему ученику. Одна из главных — это знаменитая беседа о стяжании Духа Святаго, о смысле жизни православного христианина. Эта беседа великого старца оказала огромное влияние на всю последующую православную аскетику. Трудно представить, что многое из духовного наследия преподобного Серафима не дошло бы до нас, если бы не записи Николая Александровича Мотовилова.

Николай Александрович Мотовилов. 1865 г.

Н. А. Мотовилов. 1865 г.

Мотовилов родился в 1809 году, а умер в 1879. Он чаял дожить до канонизации преподобного Серафима, приложил к этому много усилий. Ведь сам батюшка говорил, что его прославят при царе Николае, его матери Марии Фёдоровне и государыне Александре Фёдоровне (именно такой расклад имён был в царствование Николая Первого, кто бы мог подумать, что всё повторится с точно такими же именами почти через 80 лет при его правнуке, государе Николае Втором). Николай Александрович Мотовилов скончался, передав все свои бумаги и устные распоряжения своей верной супруге Елене Ивановне, которая дожила до канонизации преподобного в 1903 году. Когда состоялось обретение мощей, Елена Ивановна со слезами умиления воскликнула: «Батюшка милый, видела я, как тебя в могилку клали и вот теперь дожила до твоего прославления!»

Всё духовное наследие преподобного Серафима, сохранённое в бумагах Мотовилова как бы дремало до времени, пока не появился в Сарове и в Дивееве другой Божий человек — выдающийся духовный писатель Сергей Александрович Нилус. Словно чувствуя Божью волю, Елена Ивановна Мотовилова передала все бумаги Сергею Александровичу, который вскоре и опубликовал их. Это был выдающийся человек, подвижник и исповедник, державший ум во аде своего времени и никогда не унывавший. У него была также верная жена, и тоже, как и у Мотовилова, Елена — Елена Александровна (урождённая Озерова). А у неё была племянница — уже третья Елена — Елена Юрьевна Концевич. Она родилась 13 апреля 1893 года. Ее мать умерла, когда ей было 8 лет. Девочка воспитывалась тетей, Еленой Озеровой, фрейлиной Царской Семьи и духовной дочерью архимандрита Феофана (Быстрова) — духовника Государя и его Семьи, будущего Архиепископа Полтавского. Когда Елена Юрьевна была еще подростком, тетя вышла замуж за Нилуса. В те годы Сергей Нилус и его супруга духовно окормлялись у оптинского старца Варсонофия.

В июне 1935 года Елена Юрьевна вышла замуж за профессора Концевича. Венчались они в Алжире, куда специально для этого ездили, потому что там жил отец Василий Шустин — духовное чадо святого праведного Иоанна Кронштадтского, старцев Варсонофия и Нектария Оптинских. Как и ее муж, Елена Юрьевна знала лично многих святых и мучеников Российских. Среди них — старец Анатолий Оптинский. Во Франции же она стала духовной дочерью одного из самых видных русских подвижников и богословов XX столетия — архиепископа Феофана Полтавского. Много трудов положила она, готовя материалы для книг И. М. Концевича. Женщиной она была волевой, добросердечной и прямой. Именно она открыла сокровищницу Православия молодым Глебу Подмошенскому и Евгению Роузу — будущим известным во всем мире миссионерам и подвижникам, чтимым особенно в возрождающейся России игумену Герману и иеромонаху Серафиму.

Профессор Концевич, добросовестный ученый, первым определил сущность христианского понятия старчества как продолжения пророческого служения древней Церкви. Его классический труд «Стяжание Святаго Духа в путях Древней Руси» — трактат о «внутреннем духовном делании» и историческом его проявлении в России. Младший брат Ивана Михайловича — епископ Нектарий (Концевич) — ученик старца Нектария Оптинского. Его душа жила теплым и боголюбивым духом Оптиной. Он постриг, рукоположил и духовно окормлял Глеба и Евгения — отцов Германа и Серафима. Он был викарным епископом у святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича) — потомка святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского.

Иван Михайлович умер 23 июня/6 июля 1965 года. Елена Юрьевна продолжила работу мужа. Она пережила мужа на 24 года. Она сохранила для новых поколений людей спасаемых архив своего мужа. Умерла Елена Юрьевна 6/19 марта 1989 года. Несколько лет назад игумен Герман (Подмошенский) приезжал в Петербург. Я сподобился побывать на встрече с ним и получить от него благословение и лобзание! Он много рассказывал о святителе Иоанне (Максимовиче), об отце Серафиме (Роузе), о семье Концевичей. Таким вот дивным образом ниточка православного благочестия тянется из Древней Руси к Серафиму Саровскому, а от него к нам через подвижников благочестия всех времён. Так и идут русские люди путём Святой Руси.

Вадим Грачев

 

Просмотров - 316





Поделиться в соц. сетях





Вернуться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *