Василиса Мелентьева: разочарование от Островского

Для меня как «фаната» Малого театра и Островского это странный заголовок, но тем не менее. Уж, казалось бы, хорошо я знаю Островского, люблю его пьесы, по большинству из них видел спектакли, как Малого театра, так и других, как в записи, так и «живьем». Но все же были и у меня пробелы. Например, совсем не известны были мне его исторические пьесы.

Вчера вечером сел, и решил восполнить частично этот пробел, прочитав в один присест «Василису Мелентьеву». Тем более, что постоянно в памяти моей всплывали фотографии из разных книг: Федотова и Яблочкина в роли Василисы, Южин в роли Ивана Грозного, Пров Садовский в роли Андрея Колычева. Да еще знаменитая, единственная в мире запись голоса Гликерии Николаевны Федотовой — монолог Василисы Мелентьевой из 3-го акта пьесы. Все это настраивало меня на возвышенный лад, я предвкушал прочесть серьезную историческую драму. Прежде я только думал: почему же у нас почти не ставят эту пьесу? Ведь исторический материал, история России — интересно же должно быть. И вот начинаю читать, пьеса не очень большая, за каких-то полтора часа прочитываю полностью. И что же? Честно говоря, чем ближе к финалу, тем большее омерзение испытываешь от чтения! Вот так.

Иван Грозный показан каким-то упырём, кровопийцей, старым развратником, который совершенно отталкивает. Главная его задача в этой пьесе как можно больше казнить людей и скорее добиться «расположения» Василисы Мелентьевой. Характерная фраза, что-то вроде: «Вот согрешу сейчас, в последний разок, а потом уж буду каяться, отмаливать грехи» — выглядит полнейшей глупостью, не мог царь так говорить и думать! Малюта Скуратов — сама жестокость и свирепость. Василиса Мелентьева — словно какая-нибудь Екатерина Медичи, только еще невероятнее: еще не добилась «расположения» царя, а уже плетет интриги и посредством безвольного и слабонервного Андрея Колычева отравляет царицу Анну. Вот, кстати, единственный светлый образ пьесы — это невинная страдалица, безропотная царица, да ещё ее мамка (нянька), умученная на дыбе Малютой Скуратовым — уж тоже бредовее ничего не придумаешь.

Кстати говоря, и сам образ Василисы Мелентьевой — это полнейший вымысел клеветников Ивана Грозного. В истории этот персонаж вообще не существовал! Просто уж очень надо было клеветникам Государя «приклеить» ему не то «седьмую», не то «восьмую», или еще какую там по счету жену! Очень эффектно выглядело.

Островский написал эту пьесу в соавторстве с С.А. Гедеоновым. Точнее, существенно переделал слабенькую пьесу, состряпанную Гедеоновым. Может быть, пьеса от этого и стала более сценичной, но содержание ее, на мой взгляд, — полное непотребство. Лучше бы и не брался за такую работу. Вот такой отрицательный опыт получил я вчера, почитав любимого драматурга. Что делать: бывает и на старуху проруха. От этого любовь к Островскому не угасла. У каждого автора бывают сильные, а бывают слабые места. Одно только могу сказать: фотографии Федотовой, Яблочкиной, Южина, Садовского в ролях из этого спектакля, а также живой голос Федотовой в роли Василисы — это то лучшее, что и останется в моей памяти от этой пьесы.

https://ekskluziv-smi.ru/wp-content/uploads/2016/10/Glikeriya-Fedotova.-Monolog-Vasilisyi-Melentevoy.-Zapis-1910-goda-iz-arhiva-Malogo-teatra..mp3

Гликерия Федотова – Монолог Василисы Мелентьевой. Запись 1910 года из архива Малого театра.

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

К юбилею Островского

Книга М. П. Лобанова об Островском

Островскому — 200. Часть 1

Островскому — 200. Часть 2. Бедность не порок

Островскому — 200. Часть 3. Гликерия Федотова — монолог Василисы Мелентьевой

Островскому — 200. Часть 4. Анастасия Зуева — монолог странницы Феклуши

Островскому — 200. Часть 5. Спектакль Малого театра «На всякого мудреца довольно простоты»

Островскому — 200. Часть 6. Спектакль Малого театра «В чужом пиру похмелье»

Островскому — 200. Часть 7. Сцена из «Грозы» — Ливанов, Андровская

Островскому — 200. Часть 8. Фильм «Гроза» (1933 г.) — Реж. В. М. Петров

Островскому — 200. Часть 9. Фильм «Без вины виноватые»

Островскому — 200. Часть 10. Спектакль Малого театра «Правда — хорошо, а счастье лучше» — три варианта видео

Островскому — 200. Часть 11. Фильм «Бесприданница» (1936 г.)

Островскому — 200. Часть 12. Спектакль Малого театра «Волки и овцы» (1952, 1973, 2003)

Островскому — 200. Часть 13. Сцены из спектаклей Малого театра разных лет

Островскому — 200. Часть 14. Спектакль Малого театра «Гроза»

Островскому — 200. Часть 15. «Русские деньги» — фильм И. Масленникова по «Волкам и овцам»

Островскому — 200. Часть 16. Фильм-спектакль «Горячее сердце» — Пушкинский театр (Александровский)

Островскому — 200. Часть 17. «Жестокий романс» — по пьесе «Бесприданница»

Островскому — 200. Часть-18. «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (Малый театр)

Островскому — 200. Часть-19. «Сердце не камень» — фильм Л. Пчелкина (1989 г.)

Островскому — 200. Часть 20. Фильм «Женитьба Бальзаминова» — К. Воинова

Островскому — 200. Часть 21. «Не все коту масленица» — аудиоверсия спектакля Малого театра

Островскому — 200. Часть 22. «Женитьба Белугина». Фрагмент из спектакля Малого театра

Островскому — 200. Часть 23. «Пучина» — спектакли Малого и Пушкинского (Александринского) театров

Островскому — 200. Часть 24. «Без вины виноватые» — фильм Глеба Панфилова и спектакль Петра Фоменко

Островскому — 200. Часть 25. «Женитьба Бальзаминова» — два спектакля Малого театра

Битва цивилизаций. Бедность не порок

Это настоящий живой театр!

культуралитератураобразованиетеатр
Комментарии ( 1 )
Добавить комментарий
  • Юрий

    Островский один из моих любимых писателей, но это произведение, действительно, нельзя назвать его «золотым фондом».