Островскому — 200. Часть 10. Спектакль Малого театра «Правда — хорошо, а счастье лучше» — три варианта видео

Есть у Островского такая веселая, жизнерадостная пьеса – «Правда – хорошо, а счастье лучше». Ее любят ставить в театре. В одном только Малом она выдержала довольно много постановок. Последние три из них зафиксированы на кинопленку.

Огромная радость, что успели записать еще великих старух в 1951 г. – Рыжову, Турчанинову в ролях Филицаты и Барабошевой – это наивысшее наслаждение – видеть игру этих актрис. Ведь они (по крайней мере, Рыжова) знали лично еще самого Островского. Отец Рыжовой, Н. И. Музиль, был близким другом Островского, и тот периодически даже посвящал ему отдельные роли, писал их специально на Музиля. Юная Варенька Музиль (в замужестве Рыжова) общалась в детстве с самим великим русским драматургом.

Актриса Варвара Рыжова

О Евдокии Дмитриевне Турчаниновой мне уже доводилось писать неоднократно. В молодости ее игрой восхищался сам Лев Толстой, и говорил: «Хороша эта, черноглазая, и трактовка роли вся правильная, только уж больно худа, ну да это с возрастом пройдет» – это он о роли горничной Тани в своей пьесе «Плоды просвещения».

Актриса Евдокия Турчанинова

Жаль только, что не успели записать в этой роли Николая Капитоновича Яковлева – одного из лучших русских артистов, он к тому времени уже умер. Это великое «трио» в этом спектакле – Турчанинова, Рыжова, Яковлев – великий актерский ансамбль. К счастью, спектакль еще раньше записан на аудиопленку, и там Яковлев присутствует. На видеозаписи вместо Яковлева играет к тому времени лишь недавно пришедший в Малый театр Федор Григорьев. Интересно, что он как-то сразу гармонично влился в коллектив, и старухи его признали – «Вы – наш!» – это было высшей похвалой. Он, действительно, очень похож на Яковлева, только голосом отличается. Замечательную роль садовника Меркулыча играет гениальный Сашин-Никольский. Почти каждое его появление на сцене вызывает дружный смех – это слышно по аудиоварианту. В этом спектакле в роли Амоса Панфилыча Барабошева играет сын В. Н. Рыжовой – Н. И. Рыжов. Это тоже был блистательный артист, яркий представитель династии Бороздиных-Музилей-Рыжовых.

Следующая запись уже цветная, сделана в 1970-е гг. Здесь Барабошева также продолжает играть стареющий уже Рыжов, а его мать, Мавру Тарасовну, играет Е. М. Шатрова – это одна из последних ее ролей. На фоне Турчаниновой она, конечно, менее грозная, чуть более мягкая, сила ее натуры послабее. Поликсена – молодая тогда актриса Л. Юдина. Она и сегодня, к счастью, жива. Сила Ерофеич Грознов – легендарный Борис Бабочкин. Здесь играют и прекрасные, как я их называю, «малые старухи» – С. Фадеева – Филицата и В. Обухова – Зыбкина.

Ну и третья запись – современная. Это тот спектакль, который и сегодня идет на сцене Малого театра с Е. Глушенко, Л. Поляковой, Г. Подгородинским, О. Жевакиной, В. Бочкаревым, В. Низовым и другими замечательными артистами. Не стало только Л. Кичановой, которая в этой записи играет Зыбкину. Конечно, много что отличает между собой три эти спектакля. Между первой и второй записью прошло 21 год, между второй и третьей – 37 лет. Первую же от третьей отделяет срок в 58 лет. Поменялись манера речи, темперамент актеров, выразительные средства, акценты, но неизменным остался их талант, соответствие духу времени и особая атмосфера Малого театра. Будем же смотреть, пересматривать и наслаждаться!

Продолжение следует…

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

К юбилею Островского

Книга М. П. Лобанова об Островском

Островскому — 200. Часть 1

Островскому — 200. Часть 2. Бедность не порок

Островскому — 200. Часть 3. Гликерия Федотова — монолог Василисы Мелентьевой

Островскому — 200. Часть 4. Анастасия Зуева — монолог странницы Феклуши

Островскому — 200. Часть 5. Спектакль Малого театра «На всякого мудреца довольно простоты»

Островскому — 200. Часть 6. Спектакль Малого театра «В чужом пиру похмелье»

Островскому — 200. Часть 7. Сцена из «Грозы» — Ливанов, Андровская

Островскому — 200. Часть 8. Фильм «Гроза» (1933 г.) — Реж. В. М. Петров

Островскому — 200. Часть 9. Фильм «Без вины виноватые»

Островскому — 200. Часть 11. Фильм «Бесприданница» (1936 г.)

Островскому — 200. Часть 12. Спектакль Малого театра «Волки и овцы» (1952, 1973, 2003)

Островскому — 200. Часть 13. Сцены из спектаклей Малого театра разных лет

Островскому — 200. Часть 14. Спектакль Малого театра «Гроза»

Островскому — 200. Часть 15. «Русские деньги» — фильм И. Масленникова по «Волкам и овцам»

Островскому — 200. Часть 16. Фильм-спектакль «Горячее сердце» — Пушкинский театр (Александровский)

Островскому — 200. Часть 17. «Жестокий романс» — по пьесе «Бесприданница»

Островскому — 200. Часть-18. «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (Малый театр)

Островскому — 200. Часть-19. «Сердце не камень» — фильм Л. Пчелкина (1989 г.)

Островскому — 200. Часть 20. Фильм «Женитьба Бальзаминова» — К. Воинова

Островскому — 200. Часть 21. «Не все коту масленица» — аудиоверсия спектакля Малого театра

Островскому — 200. Часть 22. «Женитьба Белугина». Фрагмент из спектакля Малого театра

Островскому — 200. Часть 23. «Пучина» — спектакли Малого и Пушкинского (Александринского) театров

Островскому — 200. Часть 24. «Без вины виноватые» — фильм Глеба Панфилова и спектакль Петра Фоменко

Островскому — 200. Часть 25. «Женитьба Бальзаминова» — два спектакля Малого театра

Битва цивилизаций. Бедность не порок

Василиса Мелентьева: разочарование от Островского

Это настоящий живой театр!

культуралитературатеатр