Островскому — 200. Часть 12. Спектакль Малого театра «Волки и овцы» (1952, 1973, 2003)

Еще один великолепный спектакль Малого театра по пьесе Островского – «Волки и овцы». Малый театр ведь называется «Дом Островского», и не случайно. Большая часть его пьес – это «хлеб» Малого театра. Практически каждый год бывает хоть одна премьера, а то и сразу несколько по его произведениям. Всегда в текущем репертуаре Малого обязательно идет несколько пьес Островского. Вот и эта, «Волки и овцы», написанная автором уже в ту эпоху, когда он стал зрелым драматургом, представляет нам уже не таких наивных героев, как прежде.

После отмены крепостного права на горизонте русской жизни появляется тип дельца-капиталиста. Да и вообще, все меньше становится обычных людей, а только хищники и жертвы, о чем и говорит нам название пьесы. Вот почему она так популярна, и не сходит с театральных подмостков – уж очень актуально ее содержание – на все времена! Причем, понятие жертвы и хищника – и то относительно. Для Купавиной, скажем, Мурзавецкая – волк, но сама Мурзавецкая становится овцой-добычей в когтях еще более сильного хищника – Беркутова.

За последние несколько десятилетий только в Малом театре было, по крайней мере, три постановки по этой пьесе. Самая грандиозная записана на пленку в 1952 году. Там играют потрясающие актеры, некоторые просто гениальные: Пашенная, Ильинский, Владиславский, Рыжова, Шатрова, Светловидов, Еремеева.

Затем был записан этот спектакль спустя 21 год, в 1973 г. Там Мурзавецкая – уже Гоголева, Купавина – Ликсо, Глафира – Быстрицкая, Анфуса Тихоновна – Софья Фадеева.

Спустя еще 30 лет, в 2003, вновь был поставлен и записан на видео этот спектакль. Тут уже современные грандиозные артисты: Полякова, Панкова, Коршунов, Титова, Муравьева и другие.

О каждом из этих спектаклей, о каждом актере и особенностях его игры стоило бы написать отдельно, но на это не хватит времени и возможностей. Лучше всего сесть поудобнее, заварить крепкого душистого чая, и наслаждаться тремя этими шедеврами. Я лично смотрел их (особенно первый) по многу раз, и буду пересматривать еще, настолько они интересны и прекрасны!

Продолжение следует…

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

К юбилею Островского

Книга М. П. Лобанова об Островском

Островскому — 200. Часть 1

Островскому — 200. Часть 2. Бедность не порок

Островскому — 200. Часть 3. Гликерия Федотова — монолог Василисы Мелентьевой

Островскому — 200. Часть 4. Анастасия Зуева — монолог странницы Феклуши

Островскому — 200. Часть 5. Спектакль Малого театра «На всякого мудреца довольно простоты»

Островскому — 200. Часть 6. Спектакль Малого театра «В чужом пиру похмелье»

Островскому — 200. Часть 7. Сцена из «Грозы» — Ливанов, Андровская

Островскому — 200. Часть 8. Фильм «Гроза» (1933 г.) — Реж. В. М. Петров

Островскому — 200. Часть 9. Фильм «Без вины виноватые»

Островскому — 200. Часть 10. Спектакль Малого театра «Правда — хорошо, а счастье лучше» — три варианта видео

Островскому — 200. Часть 11. Фильм «Бесприданница» (1936 г.)

Островскому — 200. Часть 13. Сцены из спектаклей Малого театра разных лет

Островскому — 200. Часть 14. Спектакль Малого театра «Гроза»

Островскому — 200. Часть 15. «Русские деньги» — фильм И. Масленникова по «Волкам и овцам»

Островскому — 200. Часть 16. Фильм-спектакль «Горячее сердце» — Пушкинский театр (Александровский)

Островскому — 200. Часть 17. «Жестокий романс» — по пьесе «Бесприданница»

Островскому — 200. Часть-18. «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (Малый театр)

Островскому — 200. Часть-19. «Сердце не камень» — фильм Л. Пчелкина (1989 г.)

Островскому — 200. Часть 20. Фильм «Женитьба Бальзаминова» — К. Воинова

Островскому — 200. Часть 21. «Не все коту масленица» — аудиоверсия спектакля Малого театра

Островскому — 200. Часть 22. «Женитьба Белугина». Фрагмент из спектакля Малого театра

Островскому — 200. Часть 23. «Пучина» — спектакли Малого и Пушкинского (Александринского) театров

Островскому — 200. Часть 24. «Без вины виноватые» — фильм Глеба Панфилова и спектакль Петра Фоменко

Островскому — 200. Часть 25. «Женитьба Бальзаминова» — два спектакля Малого театра

Битва цивилизаций. Бедность не порок

Василиса Мелентьева: разочарование от Островского

Это настоящий живой театр!

культуралитературатеатр