Островскому — 200. Часть 11. Фильм «Бесприданница» (1936 г.)

Вспомним сегодня еще один шедевр по произведению Островского – знаменитый фильм Якова Протазанова «Бесприданница». Этот фильм сыграл такую большую роль, что говорят, что он превзошел саму пьесу, и когда произносят название «Бесприданница», то имеют в виду, прежде всего, этот фильм, и уж потом саму пьесу.

Снят он великим русским режиссером, который много работал в немом кинематографе, и здесь он остался в старой эстетике с ее выразительностью жеста, позы, крупного плана, придавая звуку вторичную роль. Хотя, скажем, знаменитый романс из этого фильма «Нет, не любил он» получил огромную известность именно отсюда. Даже в других фильмах этот романс звучал, например, «А зори здесь тихие».

Кадр из фильма «Бесприданница» (1936 г.)

В этом фильме подобрался блистательный актерский состав. Яркая и трагическая Нина Алисова в роли Ларисы. Старая МХАТовская актриса, а позже театральный педагог Ольга Ивановна Пыжова – ее мать, Огудалова.

Актрисы Нина Алисова и Ольга Пыжова

Гениальный Кторов играет Паратова. Всем запомнилась его сцена, где он бросает под ноги Ларисы соболью шубу, чтобы она смогла перейти через ручей. Это очень знаменитая, классическая сцена. Звезда Малого театра, Михаил Климов играет Кнурова, восходящая звезда, будущий гений Мегрэ – Борис Тенин – Вася Вожеватов. Ну и, конечно, маленький бриллиант – это Варвара Николаевна Рыжова в роли тетки Карандышева. Она, как я уже писал, знала самого Островского. Она в этой компании была старейшей – родилась аж в 1871 году!

Этот фильм, в отличие от «Грозы», на мой взгляд, нисколько не устарел, воспринимается свежо. Но есть другая проблема с ним. Он, как и многие старые фильмы, был переозвучен, то есть, спустя лет 30-35 была заново записана звуковая дорожка к нему. Когда смотришь этот «обновленный» вариант, то просто оторопь берет: Кторов, играющий молодого ловеласа Паратова, имел возраст уже под 70 на момент переозвучки, Алисовой было лет 50. Но это не самое страшное. Ольги Ивановны Пыжовой, Варвары Николаевны Рыжовой, Михаила Михайловича Климова и некоторых других исполнителей к этому времени уже не было в живых, и вместо них говорят другие актеры. Скажем, вместо Рыжовой говорит А. П. Зуева. Я очень люблю Зуеву, такой же любовью, как и Рыжову, но когда я смотрю фильм, вижу Рыжову, а слышу Зуеву, – у меня начинается расщепление сознания – настолько это чудовищно!

И каково же было мое удивление и какова радость, когда на просторах интернета мне удалось отыскать и не «испорченную», оригинальную версию, с теми, настоящими голосами 1936 года! Это был бальзам на душу! И сегодня, когда я пересматриваю этот фильм по интернету, то, прежде всего, нахожу одну из сцен с теткой Карандышева. Если слышу голос Рыжовой, значит все в порядке, ставлю на начало и смотрю. Всем рекомендую сделать так же и посмотреть этот шедевр!

Продолжение следует…

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

К юбилею Островского

Книга М. П. Лобанова об Островском

Островскому — 200. Часть 1

Островскому — 200. Часть 2. Бедность не порок

Островскому — 200. Часть 3. Гликерия Федотова — монолог Василисы Мелентьевой

Островскому — 200. Часть 4. Анастасия Зуева — монолог странницы Феклуши

Островскому — 200. Часть 5. Спектакль Малого театра «На всякого мудреца довольно простоты»

Островскому — 200. Часть 6. Спектакль Малого театра «В чужом пиру похмелье»

Островскому — 200. Часть 7. Сцена из «Грозы» — Ливанов, Андровская

Островскому — 200. Часть 8. Фильм «Гроза» (1933 г.) — Реж. В. М. Петров

Островскому — 200. Часть 9. Фильм «Без вины виноватые»

Островскому — 200. Часть 10. Спектакль Малого театра «Правда — хорошо, а счастье лучше» — три варианта видео

Островскому — 200. Часть 12. Спектакль Малого театра «Волки и овцы» (1952, 1973, 2003)

Островскому — 200. Часть 13. Сцены из спектаклей Малого театра разных лет

Островскому — 200. Часть 14. Спектакль Малого театра «Гроза»

Островскому — 200. Часть 15. «Русские деньги» — фильм И. Масленникова по «Волкам и овцам»

Островскому — 200. Часть 16. Фильм-спектакль «Горячее сердце» — Пушкинский театр (Александровский)

Островскому — 200. Часть 17. «Жестокий романс» — по пьесе «Бесприданница»

Островскому — 200. Часть-18. «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (Малый театр)

Островскому — 200. Часть-19. «Сердце не камень» — фильм Л. Пчелкина (1989 г.)

Островскому — 200. Часть 20. Фильм «Женитьба Бальзаминова» — К. Воинова

Островскому — 200. Часть 21. «Не все коту масленица» — аудиоверсия спектакля Малого театра

Островскому — 200. Часть 22. «Женитьба Белугина». Фрагмент из спектакля Малого театра

Островскому — 200. Часть 23. «Пучина» — спектакли Малого и Пушкинского (Александринского) театров

Островскому — 200. Часть 24. «Без вины виноватые» — фильм Глеба Панфилова и спектакль Петра Фоменко

Островскому — 200. Часть 25. «Женитьба Бальзаминова» — два спектакля Малого театра

Битва цивилизаций. Бедность не порок

Василиса Мелентьева: разочарование от Островского

Это настоящий живой театр!

кинокультуралитература