Островскому — 200. Часть 8. Фильм «Гроза» (1933 г.) — Реж. В. М. Петров

Сегодня еще раз обратимся к «Грозе». На сей раз это художественный фильм, снятый режиссером В. М. Петровым на заре звуковой кинематографии — в 1933 г. Этот фильм считается классикой советского кино, поэтому обойти его, конечно, нельзя, хотя я, признаться, его не люблю.

Вообще, хрестоматийная, «школьная» пьеса «Гроза» не принадлежит к числу моих самых любимых у Островского. Образ главной героини, Катерины, тоже спорный. В советское время она трактовалась как жертва «темного царства», в котором она являлась «лучом света». На мой взгляд, она просто чрезвычайно экзальтированная, вплоть до психических отклонений в некоторых моментах. Образ Кабанихи тоже можно трактовать по-разному. Она, конечно, не подарок, но в то же время если просто проследить по тексту, то она произносит, в общем-то, нормальные, правильные слова, лишь приправленные старческим брюзжанием.

В разных постановках бывало, что и смягчали образ Кабанихи, по крайней мере, пытались это сделать. Этот же фильм стал своеобразной квинтэссенцией «темного царства». Здесь не люди, а в основном какие-то монстры, уроды. Хотя играют ведь потрясающие актеры — моя любимая Массалитинова (Кабаниха), знаменитая «тётя Катя» — Е. П. Корчагина-Александровская (странница Феклуша), Михаил Тарханов (Дикой), Михаил Жаров (Кудряш), Ирина Зарубина (Варвара). Здесь даже в массовках подобраны не люди, а какие-то монстры, жабы со страшными, уродливыми мордами. Приятного человеческого лица почти не увидишь. Саму Катерину играет гениальная Тарасова. Но как-то ее страдания, записанные на пленку 90 лет назад, сегодня нас не очень трогают, этот фильм, на мой взгляд, словно на какой-то не нашей «волне», тяжелый, мрачный и даже скучный.

Кадр из фильма «Гроза» (1933 г.). Катерина — Алла Тарасова.

Умом ты понимаешь, что это великие, гениальные даже актеры, но ничего кроме какого-то камня на душе после просмотра не остается, сплошной мрак. И я прекрасно понимаю, что у советских школьников просмотр такого фильма напрочь отбивал интерес к этой пьесе, лучше уж просто читать текст произведения. Хотя порой так и хочется заглянуть туда еще раз, посмотреть на красивое, утонченное лицо Тарасовой, на чудовищную жабу-Кабаниху, услышать мелодичный голос Феклуши — Корчагиной-Александровской. Особенно мило, когда два эти монстра пьют чай из глубоких, как тарелки, блюдец, и рассуждают: Феклуша: «В прежнее время за это убивали. Взять бы ее, да в Волгу бросить!» Кабаниха: «Убить ее мало, ее надо живой в землю закопать!» — такой милый диалог за чайным столиком!

Когда-то, еще в 1990-е гг. я его смотрел полностью, а после того, в интернетную эпоху, — только фрагментами, ибо от полного просмотра будет несварение желудка. На мой взгляд, записанные на пленку фильмы, спектакли, как видео, так и аудио довольно часто стареют, и современным зрителем/слушателем не воспринимаются. Чаще всего страдают от времени драмы, трагедии. Комедия, все-таки, меньше. Вот такие невеселые рассуждения. Кто не видел, можно посмотреть, проверить свои впечатления.

Продолжение следует…

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

К юбилею Островского

Книга М. П. Лобанова об Островском

Островскому — 200. Часть 1

Островскому — 200. Часть 2. Бедность не порок

Островскому — 200. Часть 3. Гликерия Федотова — монолог Василисы Мелентьевой

Островскому — 200. Часть 4. Анастасия Зуева — монолог странницы Феклуши

Островскому — 200. Часть 5. Спектакль Малого театра «На всякого мудреца довольно простоты»

Островскому — 200. Часть 6. Спектакль Малого театра «В чужом пиру похмелье»

Островскому — 200. Часть 7. Сцена из «Грозы» — Ливанов, Андровская

Островскому — 200. Часть 9. Фильм «Без вины виноватые»

Островскому — 200. Часть 10. Спектакль Малого театра «Правда — хорошо, а счастье лучше» — три варианта видео

Островскому — 200. Часть 11. Фильм «Бесприданница» (1936 г.)

Островскому — 200. Часть 12. Спектакль Малого театра «Волки и овцы» (1952, 1973, 2003)

Островскому — 200. Часть 13. Сцены из спектаклей Малого театра разных лет

Островскому — 200. Часть 14. Спектакль Малого театра «Гроза»

Островскому — 200. Часть 15. «Русские деньги» — фильм И. Масленникова по «Волкам и овцам»

Островскому — 200. Часть 16. Фильм-спектакль «Горячее сердце» — Пушкинский театр (Александровский)

Островскому — 200. Часть 17. «Жестокий романс» — по пьесе «Бесприданница»

Островскому — 200. Часть-18. «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (Малый театр)

Островскому — 200. Часть-19. «Сердце не камень» — фильм Л. Пчелкина (1989 г.)

Островскому — 200. Часть 20. Фильм «Женитьба Бальзаминова» — К. Воинова

Островскому — 200. Часть 21. «Не все коту масленица» — аудиоверсия спектакля Малого театра

Островскому — 200. Часть 22. «Женитьба Белугина». Фрагмент из спектакля Малого театра

Островскому — 200. Часть 23. «Пучина» — спектакли Малого и Пушкинского (Александринского) театров

Островскому — 200. Часть 24. «Без вины виноватые» — фильм Глеба Панфилова и спектакль Петра Фоменко

Островскому — 200. Часть 25. «Женитьба Бальзаминова» — два спектакля Малого театра

Битва цивилизаций. Бедность не порок

Василиса Мелентьева: разочарование от Островского

Это настоящий живой театр!

кинокультуралитературатеатр