Несколько лет назад в программе «Наблюдатель» у Алекса Дубаса был Алексей Львович Рыбников, автор «Юноны и Авось», музыки ко многим кинофильмам (например, «Тот самый Мюнхгаузен», «Вам и не снилось», «Через тернии к звёздам», «Большое космическое путешествие»), народный артист России. Так вот, он рассказал следующую историю…
В 1981 году на одном из спектаклей «Юноны и Авось» в театре «Ленком» присутствовал французский модельер Пьер Карден. Он тогда посетил СССР. Спектакль настолько ему понравился, что он добился гастролей «Ленкома» с этим спектаклем во Франции. И вот, стараниями Пьера Кардена, на одном из спектаклей «Юноны и Авось» в Париже оказалась Мирей Матьё. Она была в восторге от музыки, и на следующий же день беседовала с её автором. Они договорились, что он готовит и пишет для неё 10 песен. Целиком новый альбом.
После возвращения в Москву Алексей Рыбников приступает к работе. Через некоторое время он получает «отказ» от договорённости от Мирей Матьё. Она же, судя по всему, получает «отказ» от договорённости от Алексея Рыбникова…
По-видимому, советские чиновники испугались, что Рыбников, вслед за Александром Зацепиным, может эмигрировать в Париж…
Подробнее о том, как осуществился этот своеобразный отказ со стороны Алексея Рыбникова, а затем и со стороны Мирей Матьё, можно узнать из фрагмента интервью Алексея Львовича изданию «Факты».
– В 1983 году вы поехали с «Юноной» на гастроли во Францию. Как на Западе отнеслись к тому, что русские привезли такую вещь?
– Ну, во-первых, не русские. Знаменитый дизайнер Пьер Карден два месяца показывал спектакль в своём красивом театре на Елисейских полях, приглашая туда именитых друзей. Естественно, продавались билеты и для публики. Кстати, очень дорогие: место в партере стоило 400 франков (примерно 70 долларов). Успех был такой, что Карден попросил продлить гастроли ещё на две недели.
– А кто из именитых зрителей произвёл на вас впечатление?
– Меня потрясло количество журналистов. О спектакле вышло свыше семидесяти публикаций. Случай, как оказалось, беспримерный. Большое впечатление произвели Ротшильды, явившиеся всем кланом. Специально на спектакль приезжали какие-то немыслимо богатые арабские шейхи. Они сидели в первом ряду, на их руках сияли невиданных размеров бриллианты. Мне запомнилась встреча с Мирей Матьё. Но против меня была организована жуткая интрига. Я сыграл ей тему, к которой Вознесенский написал стихи, с тем, чтобы она её спела. Сам я по-французски не говорю, с нами переводчик работал. Сначала Мирей сказала, что ей всё понравилось, и мы вроде договорились, что она будет петь. А потом вдруг исчезла. Я подумал, что она передумала. В общем, идея растворилась. Лишь спустя много лет я узнал ужасную вещь: от моего имени Мирей и Пьеру Кардену сказали, будто я запросил за свою работу баснословный гонорар. Получается, моя алчность и жадность всё разрушили.
– Кто же такой бред придумал?
– Как кто — КГБ. Они категорически не были заинтересованы, чтобы отношения между нами развивались дальше, поэтому решили их порушить таким гадким способом. Говорить о том, что я мечтал о каких-то гонорарах, вообще смешно. Я сам не знаю сколько бы дал, чтобы состоялось сотрудничество с популярной во всём мире певицей. И вроде предоставился шанс. Конечно, после этого со мной прекратили обсуждать тему. Наверное, если бы я был посмелее, может, спросил бы почему. А я думал: раз не говорят, значит, так надо. А с «Юноной» после Парижа мы много ездили по миру: Афины, Амстердам, Гамбург. Побывали в Соединённых Штатах.
P. S. Жаль… Остаётся только догадываться, какие чудесные песни мог написать Алексей Рыбников для Мирей Матьё… Возможно, в истории музыки заблистали бы новые бриллианты… Кстати, недавно (17 июля) у маэстро был день рождения! Ему исполнилось 79 лет. Поздравляем замечательного композитора! Долгих лет, здоровья и вдохновения в творчестве!
Борис Касьянов