В последние недели как-то снизил свою активность в соцсетях. Одной из причин было то, что 15 дней проболел ковидом. В прошлую пятницу уже выписали. Во время болезни не то, чтобы ничего не делал, но некоторая апатия все же была и активность в интернете поубавилась. В последние годы привык писать отзывы, прежде всего, на прочтенные книги и просмотренные фильмы, а также заметки по случаю. Надо потихоньку восстановить этот процесс. Пока же хотя бы кратко напишу, чем занимался в это время.
Есть у меня такая книжечка под названием «Кино США. Фильмы». В ней описаны лучшие, по мнению наших киноведов, 200 фильмов США за всю историю кино. Добрую треть, или четверть этих фильмов я уже смотрел, а с некоторыми был не знаком. И вот решил начать по порядку: и старые пересмотреть, и новые увидеть. Еще раз напомню, что это «элитные», лучшие фильмы, по мнению наших киноведов, поэтому не буду каждый раз упоминать, что это «один из лучших». Посмотрел первые пять фильмов, и могу сказать, что сильного впечатления не получил ни от одного из них, вряд ли когда ещё буду пересматривать.
Первый фильм называется «Алчность», снят в 1924 г., немой. Режиссер Эрих фон Штрогейм. Режиссером было снято очень много материала, на много часов просмотра, продюсеры сократили его часов до трех, чем вызвали большое недовольство режиссера. Фильм достаточно тяжелый – о том, как деньги губят человека (в итоге всех главных героев). Но не только этой идеей, а даже эстетически тяжело его смотреть: до чего же страшные лица у актеров, просто-таки омерзительные, и у мужчин, и у женщин. Кино ведь это еще и зрелище, тут большую роль играют краски, лица, пластика, динамика. Все это в данном фильме тоже производит тягостное впечатление. Все они там погибли, и так и хочется сказать: «туда им и дорога».
Второй фильм знаменитый: Милош Форман, «Амадей» (1984). Посмотрел его второй раз (первый лет 10 назад). В первый раз не произвел он особого впечатления, а в этот раз и еще меньше. И это не потому, что смотрел я его в период болезни. Просто, на мой взгляд, все там банально и однозначно. Набившая оскомину лживая история о том, что злодей Сальери отравил «гуляку праздного» Моцарта. Моцарт – мой любимый композитор, его личность, гений, судьба и творчество интересуют меня с детства, неотрывно, всю жизнь. Но вот не верю я ни на минуту, что он был таким полуидиотом, каким показал его Форман. И все в этом фильме слишком банально, на поверхности, даже не о чем задуматься.
Третий фильм «Американец в Париже» (1951), режиссер знаменитый Винсент Минелли, бывший одно время мужем Джуди Гарленд, и, соответственно, отец Лайзы Минелли. Это мюзикл, а я мюзиклы принципиально не люблю, для меня их смотреть – это всегда как наказание. Да и идеи никакой нет в этом фильме, ничему он не учит. Единственная приятная вещь, что он снят цветным, красочным – это радует глаз.
Четвертый фильм – «Американские граффити» (1973). Это первый фильм известного режиссера Джорджа Лукаса. Показывает жизнь американской молодежи в провинциальном городе в первой половине 1960-х гг. Может быть для американца там и есть что-то интересное, но меня тоже совершенно ничем не зацепило: посмотрел и забыл, все очень банально.
Пятый фильм «Английский пациент» (1996), Энтони Мингелла. Фильм идет сразу в трех временнЫх промежутках: до Второй Мировой, во время её и после. Умирающий герой вспоминает все, что с ним случилось за это время: кого он любил, с кем дружил, с кем враждовал. В итоге почти все погибают (и сам главный герой в конце умирает). Как-то все мрачно и беспросветно. Как они отбирают эти «лучшие» фильмы? Видимо, только по наличию Оскаров. Но для меня это еще ничего не значит. Главное – это катарсис после фильма, а тут пять раз для меня был промах.
В промежутках между американскими фильмами посмотрел и один европейский, французский – «Мадемуазель Нитуш» Ива Аллегре (1954). Название это у меня многие годы на слуху, знаю, что это известная оперетта. Когда-то в послевоенные годы в Вахтанговском театре был поставлен знаменитый спектакль с Людмилой Целиковской и другими звездами. Говорили, что после войны зрителю был необходим такой смешной, радостный спектакль, чтобы публика развеялась, отдохнула душевно после ужасов войны, поэтому зритель шел толпами и спектакль был чрезвычайно популярен. В этом же фильме снимается Фернандель, в крошечной роли — начинающий Луи де Фюнес, и другие звезды. Фильм цветной, техниколоровский, красивый. С таким предвкушением я сел смотреть этот легендарный фильм. И что же в итоге? Если сказать в двух словах: пошлость, мерзость и безвкусица от начала и до конца! Единственный плюс – это красивая талантливая итальянская актриса Пьер Анджели, играющая главную роль. На нее просто было приятно смотреть, и все. Все никак не могу привыкнуть, что для французского кино, литературы — Бог, церковь и все, что с этим связано – это цирк, клоунада, забавная пустышка. Каждый раз не хочу в это верить, и каждый раз с этим сталкиваюсь. Здесь в оборот пускается все, что должно быть высоким и святым.
Кульминацией всего является то, что в ходе сюжета герой Фернанделя, чтобы уехать в Париж из монастыря (он ведет двойную жизнь, одновременно работая органистом в монастыре и опереточным композитором), сочиняет историю о том, что у него умер дядюшка. Сестры монастыря во главе с настоятельницей искренне сочувствуют ему, и даже сами сплетают красивый венок из живых цветов на похороны. Он не знает, куда деть этот венок, и, в конце концов, выдергивает самый красивый цветок, вставляя себе в петлицу, т. к. у него этим вечером премьера оперетты, где он дирижирует, а сам венок выбрасывает. Это является кульминацией мерзости и пошлости этого фильма. В общем, не смотря на известность и громкое название: забыть и не вспоминать никогда. Еще раз убеждаюсь в том, сколько в мире лжи и ложных кумиров. Во всем надо разбираться самостоятельно, оценивать по своему утонченному вкусу и выносить собственный вердикт.
Ну и напоследок два впечатления получше. Посмотрел два фильма по роману Джейн Остин «Гордость и предубеждение» (как с юмором говорит один мой друг, «Гордость и предупреждение»). Самый последний по времени, снят Джо Райтом в 2005 г., и самый первый – Роберт Шон Леонард, 1940. Оба эти фильма было приятно смотреть. В старом к тому же в небольшой роли тётки Дарси снимается моя любимая актриса Эдна Мей Оливер.
В общем, в этом произведении, написанном женщиной-писательницей, нет таких уж глубоких мыслей. Главная идея этого «женского» произведения – ВУЗ, то есть «выйти удачно замуж», и в целом, после некоторых коллизий почти всем героиням этот ВУЗ удается закончить благополучно. А вот в чем заключались коллизии – это и есть главное содержание этого милого произведения и обоих фильмов. Для хорошего проведения вечера просмотр такого фильма – самое то. В итоге за это время мне удалось посмотреть восемь фильмов, и, по крайней мере, два из них приятные. Отрицательный результат – тоже результат, получение некоторого опыта, так что в целом итоги неплохие. А чтобы получить новые, хорошие впечатления, как говорил один герой, будем искать!
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Читайте также:
Просмотров - 1 896 Помочь сайту