Как-то неожиданно для себя одним махом прочитал эту, почти 200-страничную книжицу — ранние дневники Алисы Коонен.
Мы знаем Алису Георгиевну как крупнейшую советскую актрису, которая как бы не совсем вписывалась в советскую парадигму, играла знаменитые трагедийные роли, много записывалась на радио, благодаря чему её голос нам хорошо известен. Она была примадонной Камерного театра, музой главного режиссёра этого театра — Таирова, и его женой. Написала в конце жизни книгу «Страницы жизни», которая у меня также стоит на полке. После закрытия неугодного властям Камерного театра больше по сути нигде не работала. А Таиров и вовсе с горя умер. Прожила актриса долгую жизнь, почти 85 лет. Это привычная нам часть биографии.
А в этой книге мы видим другую Алису. Это 17-летняя девочка Серебряного века (1906 год), страстно влюблённая в Качалова (в него почти все актрисы были влюблены). Первая часть дневника — тоска по недосягаемому Качалову (1906-1907 гг). Потом идёт пробел, и далее уже 1912-1913 годы, где видно, что с Качаловым был роман, который к этому времени уже заканчивался. Тут все влюблены в красавицу-актрису: и Иван Берсенев, и Михаил Ленин, и даже Леонидов, и как будто сам Немирович-Данченко. Только она ничему этому не рада: любовь к Качалову прошла, и никого она любить не может. Вскоре она познакомится с Таировым, и это уже будет на всю жизнь.
Так приятно читать про это счастливое время: разгар Серебряного века, ничего ещё не слышно о Мировых войнах, юная Алиса служит в лучшем театре мира — МХТ, все её «проблемы» — это детские слёзы на фоне тех испытаний, которые судьба готовит в будущем и ей, и всей стране, народу. Юная Алиса встречает Рождество, слушает колокольный звон, с подругой Лидией Кореневой ходит в церковь; все ещё живы, все молоды, никто ещё не эмигрировал: Станиславский, Немирович-Данченко, Сулержицкий, Рощина-Инсарова, Константин Марджанов, брат будущей игумении Фамари; в Малом блистает Ермолова. Не одна сотня имён и множество событий мелькают на страницах дневника юной актрисы. Некоторые места вычеркнуты, а то и вырваны — это она позже вымарывала то, что не предназначалось публике. Тем не менее, купюр немного, и дневник необычайно интересен. Прожила актриса почти 85 лет, умерев в 1974 году. Подруга Лидия Коренева пережила её почти на десятилетие, умерев в начале 1980-х, не дожив пары лет до своего столетия, всеми забытая, в безвестности и нищете. Жила тем, что продавала акварели влюблённого в неё в былые годы художника Добужинского. В этом году, говорят, вышли полные дневники Алисы Коонен за всю её жизнь, которые уже хочется раздобыть и прочитать.
Мужик сказал — мужик сделал. И вот я уже обладатель дневников Алисы Коонен, которые она вела 50 лет! Опубликованы только что, в 2021 году.
Много предстоит из них узнать интересного. В советские годы, конечно, говорилось и писалось только то, что было можно. А тут всё издаётся без купюр, кроме того, что ещё при жизни вымарала сама актриса, так что, будет интересно почитать. Какие-то хрестоматийные вещи будут уточнены и глубже поняты, что-то высветится совсем с другой стороны, что-то будет совсем новым — всё это ожидает вдумчивого читателя, любителя истории театра за время этого долгого, 50-летнего путешествия, запечатленного на 768 страницах. Тираж 1000 экземпляров.
Вадим Грачев
Просмотров - 1 143