Святитель Феофан Затворник: «Претерпевший же до конца спасется»

(Рим. 8, 2-13; Мф. 10, 16-22). «Претерпевший же до конца спасется». А есть ли нам что терпеть? В этом ни у кого не бывает недостатка. Поприще терпения у всякого широко; стало быть и спасение у нас, под руками. Претерпи все до конца и спасен будешь. Надо, однако же, терпеть умеючи, а то можно протерпеть и пользы никакой не получить.

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

Во-первых, веру святую блюди, и жизнь по вере веди безукоризненную; всякий же случающийся грех очищай тотчас покаянием.

Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает.

В-третьих, веруя что все от Господа исходящее посылается Им во благо душам нашим, о всем искренно благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения.

В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности, и возбуди в себе жаждание ее, как пития хотя горького, но целительного.

В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь как тесную одежду; надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, – все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет; а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед.

В-шестых, сознай себя стоящим еще и не такой беды, – сознай, что если бы Господь хотел поступить с тобой по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе?

В-седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть то нечего.

Утешение в болезни и скорби

Бог никого не оставляет. У Него все дети. Нет пасынков. И тяжелые случайности и состояния – все на добро нам направляется. Если бы мы могли узреть это, не было бы ни в чем тяготы.

Болезни – вместо епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек.

Примите сию болезнь, как Богом посланную во спасение вам. И будет, что терпя благодушно свое болезненное состояние, вы идете прямым путем в рай. Путь туда и тесен и прискорбен. Вот он и есть у вас: вы на нем. Смотрите не пропустите, или проще, не проглядите спасения.

Лечиться же нет греха, хоть и от Бога болезнь: ибо и разум лечебный Бог дает и лекарства Бог же создал. Потому, прибегая к лекарю и к лекарствам, не будешь прибегать к тому, что находится вне Божиих путей и учреждений. Вот заговоры, – те не Божии, туда и нечего ходить.

И к вам подошла холера? Спаси вас Господи! У нас около слышно, но не шибко. А у вас сразу и в таком числе. Будем молиться и просить Господа о помиловании. Однако ж и то верно, что Бог бережет береженого. Есть книжки, где прописано, какие брать предосторожности, и в газетах писали. Читайте и исполняйте. Сырого не есть, воду кипяченую пить, прохладив ее немного и подобные указания.

Вы хорошо делаете, что не поехали в область холеры, чтобы не подпасть под ее злые руки, а теперь уже делать нечего. Терпеть надо и милостей Божиих чаять.

Что терпения мало, может быть есть следствие некрепкого здоровья и впечатлительности. И это надо терпеть, т.е. то, что терпения мало. Но оно будет крепнуть от времени, только не надо поддаваться нетерпеливости.

Вы уткнули свое внимание все на горестную сторону дела, и не узреваете Божией в том о вас попечительиости?! А она действительно есть. Не осязаете ее?! Она такова и есть. Не осязаема в настоящем, а узреваема после. Воскресите же веру, и как река польются оттуда утешения.

Расскажу вам случай. В С.П.Б. одна большая барыня потеряла троих детей, умненьких, миленьких, благонравных, – особенно старшая была благоговейного настроения и умела молиться. Мало тут горя?! Но этого мало. Спустя немного и мужа лишилась, и этого мало: осталась ни с чем.

Горю не было предела. Мужалась, предаваясь молитвам в волю Божию. Но скорбь грызла. Наконец смиловался Господь, и в утешение послал сон. Видит мужа в полусумрачном состоянии. Спрашивает, что тебе, как? «Ничего, говорит, милостив Господь. Но надо потерпеть, пока отойдет эта мгла». – А дети? – Дети там, указывая на небо, сказал он. «А Маша?» (это старшая лет 5-ти). – Машу посылает Бог на землю утешать скорбящих.

С тех пор отошла скорбь. Так видели, где дети-то? И ваши там. – Попали б они туда, если б живы остались? Кто знает. А теперь это верно. Так вам родителям чего же лучше желать для детей?!

И установитесь в этой мысли, что участь детей ваших устроилась наилучшим образом. И перестаньте скорбеть.

Ведь и сами помрете. Будет кому встречать вас, а пожалуй и защищать.

Проявляет свое доброе в нас Бог, чтоб не отчаивались, и опять скрывает его, чтобы не тщеславились и не возносились.

О духовной жизни

Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все, как и вы уже замечали, ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горе́ – к Небесному?

В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного – к вечному, от твари – к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. От действия духа является желание и производство бескорыстных дел или добродетелей.

Не разум противник веры, а развратившееся сердце.

Хуже всего поступают те, которые и целью жизни поставляют сласти сердца и наслаждение, как говорят, жизнью. Так как сласти и наслаждения плотские и чувственные дают себя сильнее чувствовать, то такие лица всегда ниспадают в грубую чувственность и становятся ниже той черты, которая отделяет человека от прочих живых тварей.

В ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством.

Как жжет сердце гнев! Как терзает его ненависть! Как точит злая зависть! Сколько тревог и мук причиняет неудовлетворенное или посрамленное тщеславие! Как давит скорбь, когда гонор страдает! Да если построже рассмотреть, то найдем, что и все наши тревоги и боли сердца – от страстей.

Когда очистится кто от страстей, пусть дает волю сердцу, но пока страсти в силе, давать волю сердцу – часто значит обречь себя на всякие неверные шаги.

Готовность, иначе усердие работать Господу, или ревность о богоугождении, или решимость посвятить себя на служение Господу точным исполнением Его заповедей (что все одно и то же: слова разны, а дело одно), составляет жизнь духовную. Когда есть эта готовность, жизнь духовная есть, а когда нет ее, нет и жизни духовной.

Делайте расчет всякий день с душою своею вечером. И хорошенько таки потомите ее, пока не вступит из начальниц в последние послушницы, – чтоб и заснуть с сею мыслию, чая вскоре предстать и Божию суду.

Трудно ли исповедать Господа?

(Рим. 9, 6-19; Мф. 10, 32-35; 11, 1). «Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцем Моим Небесным». Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда.

Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, взошел на небеса и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых, – послал Духа Святого на св. апостолов, силою Его устроивших на земле святую Церковь, которая, научая истине и освящая таинствами, незаблудным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное?

Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем символ веры. Так возьми эти истины, напечатлей их в сердце своем, и будь готов, не боясь никакого лица человеческого, предъявить, что так, а не иначе, должно веровать, чтоб быть спасену, готовясь вместе потерпеть и то, что за это в ином случае достанется тебе.

Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства словом истины, – и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед человеками, а Он перед Богом Отцем исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник.







Просмотров - 490 Поддержать проект

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.