Очень порадовал в это воскресенье детский музыкальный спектакль «Снежная королева» московского режиссера Алены Денисовой, прошедший в Северо-Кавказской государственной филармонии г. Кисловодска.
Интересно и неожиданно смотрелось сочетание профессиональных вокала, танца, актерской игры на фоне «живых» декораций и микса из инструментальной и классической музыки. Выделился, на мой взгляд, лауреат международного конкурса, оперный актер и баритон Сергей Майданов в роли злого тролля. Уж как он талантливо отплясывал и пел, как правдоподобно ябедничал, нашептывал и строил козни! Фантастично смотрелся на нем странный костюм наполовину фрак, наполовину пальто! Тролль — антипод Герды, в роли которой выступила Евгения Карпова в красной накидке поверх белой пижамы. Снежная королева — лауреат международных конкурсов Елена Филимонова казалось, соткана из снежинок и осколков разбитого зеркала. Держалась она правдоподобно гордо.
Сказка «Снежная королева» — это гимн жертвенной любви. И вы, читатели, будете удивлены, что была она написана вовсе не для детей. Это теперь ее слушают одни дети. Но первыми слушателями христианских притч стали интеллигенты — аристократы и королевские особы. Уже при жизни Андерсену был поставлен памятник в королевском саду. Но скульптура, где писателя увековечили с книгой в окружении детей, Андерсену не понравилась. Многофигурную скульптуру заменили однофигурной. О детях писатель даже и не думал. Своих у него не было, ведь он никогда не был женат, и жениться не собирался! Достаточно было, что свои произведения он называл детищами. Сказки-притчи сделали бедняка, сына башмачника и прачки званным гостем в богатые дома Дании, Германии, Италии, Франции, Швеции.
Вот отрывок из письма Андерсена, адресованного землячке и аристократке Генриетте Ганк «…Обедаю я: в понедельник у г-жи Бюгель, во вторник у стариков Коллин, в среду у Эрстеда, в четверг опять у г-жи Бюгель, в пятницу у Вульфов. Суббота — мой свободный день, и я обедаю где-нибудь по особому приглашению, или в ресторане, в воскресенье у г-жи Лэссе. Вот Вам и вся неделя. Все-таки разнообразие!»
Мало кто знает, что кроме сказок на счету автора романы и поэзия, путевые заметки, и дневники. Когда я пришла в городскую библиотеку и спросила автобиографическое произведение «Сказка моей жизни», разумеется, ничего для меня не нашли. Библиотекарь даже удивилась, что Андерсен писал еще стихи и романы. Одна «Большая советская энциклопедия» кратко упомянула биографию писателя. Хорошо, что Интернет оказался под рукой! Но отыскать в Интернете среди чепухи, написанной о великом датском писателе, путеводную нить оказалось не так-то просто. Я познакомилась и с биографией, и сказками, и письмами и различными статьями. Меня интересовал ответ на один единственный вопрос, кто прототип Снежной королевы? К сожалению, писатель сам не оставил никаких пояснений, кроме косвенных, на основании которых, собственно и строятся версии биографов. По одной из них, более привлекательной, прототипом Снежной королевы стала оперная дива и «шведский соловей» Дженни Линд. Но перечитывая «Сказку моей жизни», где подробно и восторженно описаны встречи с разными знаменитостями, будь, то живые писатели или поэты, актрисы или скульпторы, композиторы, короли, или даже описаны могилы покойных звезды, на которых Андерсен целенаправленно бывал, Дженни Линд уделяется ровно столько внимания, сколько он мог видеться с ней вообще. Линд много гастролировала, а Андерсен путешествовал за счет казны датского короля. Время от времени они пересекались. Разумеется, Линд осыпали цветами, она покоряла сердца, ей было 26 лет. Общение с ней льстило 40-летнему Андерсену. Но влюбиться в нее, он себе не позволил.
Вот что он писал о самом себе Генриетте Ганк: «Г-жа Кольбьернсон говорит, что я отлично одеваюсь, манеры у меня изысканные». В другом письме: «Да, будь я богат, имей возможность заработать в год тысячу-другую, я бы влюбился. Здесь есть одна девушка из интеллигентной семьи города, но у меня нет состояния, и я даже не влюблюсь. Кроме того, она почти вдвое моложе меня». В третьем: «Женят меня, то на одной, то на другой особе, но уверяю вас, что я не думаю о них, или вообще о браке». Или вот еще из письма к Луизе Коллин: «От старух-то у меня нет отбоя, а вот молоденькие! Был бы я красив или богат!» Вообще всех особ женского пола, с кем Андерсен переписывался или общался он называл либо «сестрами», либо «вторыми матерями». Линд была названа «сестрой».
Андерсен перебивался скромными гонорарами от опубликованных им книг за счет подписки на эти издания его богатых друзей. Подписки делались тоже по просьбе Андерсена. Или он выезжал на пособиях короля, выпрошенных влиятельными друзьями. Он даже матери своей не мог помочь материально. Она умерла в глубокой бедности. Какую семью он мог содержать?!
Выход книг Андерсена сопровождался очень жесткой критикой и насмешками датчан. Даже благодетели умоляли Андерсена не писать так часто! «Вы обладаете прискорбной плодовитостью» — писал Гансу покровитель Коллин, отзываясь так о стихах и романах Андерсена. Не смотря на провалы и неудачи в театре, литературе, газетах никаким другим ремеслом Ганс Христиан даже и не думал заниматься. Работа на фабрике, швейной мастерской или в будке сапожника нисколько его не привлекала! То ли дело читать кому-нибудь стихи! Он мечтал стать поэтом. Или хотя бы писателем. И продолжал упорно писать и публиковаться. Вера Андерсена о том, что он когда-нибудь займет прочное место в датской литературе была сказочно сильной! И все его сказки — отголосок этой христианской веры. В досоветских редакциях «Снежной королевы» Герда укрощает ветер в царстве Снежной королевы молитвой «Отче Наш», а бабушка читает Евангелие…
Но сам Андерсен жертвенным не был, в отличии от своих героев. Не был он и семейным человеком. Само его душевное состояние — болезненная впечатлительность, хандра, социальная неприспособленность очевидно, отталкивали многих людей, делали его непривлекательным для семьи. Согласитесь, терпеть постоянную чужую хандру — тяжело. Андерсен часто плакал, только от того, что сказали ему не то или посмотрели в его сторону как-то не так. Все его письма наполнены хандрой. Свою натуру в письме к Коллину он называет полуженской. Уж как смеялись над его творчеством, а он мечтал стать «лебедем» поэзии! Что за мечты, скажете Вы! Никого не напоминает? Да, да — «Гадкого утенка»! Андерсен и был этим гадким утенком, которого не понимали, травили, но который перешагнул социальные предрассудки, межнациональные границы и свое время! Он наделил Герду своим упорным стремлением к благой цели! Он наделил Снежную королеву своим невольным нарциссизмом. «Я тоже страдаю вместе с созданными мною лицами, веселюсь и хандрю вместе с ними, бываю то добрым, то злым, смотря по тому, какую сцену пишу» (Из письма Андерсена к Ингеману).
Психологи проводили анализ характера Снежной Королевы. И поставили диагноз — чрезмерное самолюбование, нарциссизм, тщеславие. Сам Андерсен стремился к славе. Прославиться в студенческие годы он обещал в письмах Коллину. Но слава, очевидно, не принесла ему счастья! От слова «слава» — веяло холодом и вечностью, как от смерти или Ледяной девы. Истину Андерсен увидел только в Любви, потому что она не имеет конца. В сказке-притче «Лен» Андерсен так и описывает перевоплощение «много претерпевшего льна» из растения в ткань, из ткани в одежду из одежды в бумагу, из бумаги в книгу, из книги в дым и пепел, дым в волшебных существ, своего рода вдохновение, которое служит бессмертным идеям добра. Этот «Лен» и многие другие сказки в своем роде аллегории, над которыми можно размышлять и размышлять.
Но самое интересное, что ученые пришли к выводу, что действительно ничто не исчезает бесследно. Сказки можно почитать в библиотеках. Советские мультфильмы на сказки Андерсена можно посмотреть в Гугле. В Дании есть музеи Андерсена. Но поездка туда на один день будет дорого стоить в пределах 47000 с человека. Можно съездить под Санкт-Петербург в город Андерсенград. Городок построен в стиле старой Дании. В нем живут сказки Андерсена и проводятся разные развлекаловки. По моим подсчетам на нашем автобусе билет в один конец будет стоить 4000 р.
Светлана Фатьянова
Читайте также:
Просмотров - 2 527 Помочь сайту