Россия — страна восточнохристианской, иначе православной, или византийской культуры. Спорить с этим невозможно, ибо вся история, и во многом современность России пропитана этой культурой. Даже крайние радикалы, нигилисты, оторванные от родной почвы, существовали в парадигме этой культуры. Иначе просто они не могли существовать. Она была для них как воздух.
До начала эпохи Просвещения вся жизнь русского общества, все сферы деятельности человека были пронизаны духом православной церковности. Практически без изменений Святая Русь хранила апостольское христианство, выплавленное в византийском горниле. Смердящий секулярный дух начал проникать на Русь только с петровских времен. Результатом этого явилось то, что уже через сто лет появились антисистемщики декабристы, пожелавшие сменить богоустановленный государственный строй — православную монархию. Впервые в 1825 году пошатнулось то, что было установлено еще в эпоху Константина Великого и и на протяжении полутора тысяч лет казалось незыблемым. А еще менее чем через сто лет — к 1917 году Константинова эпоха прекратила свое существование. И вот почти сто лет мы живем уже при совершенно другой эпохе, осознать и описать которую за такой малый в историческом отношении промежуток времени довольно трудно. За какие-то триста лет тлетворный дух секулярного Запада настолько поразил русское общество, что многие из нас с большим трудом могут осознать исторический контекст своего бытия и смысл своего существования на земле.
Самое удивительное, что сегодня большинство из нас уже утратило иммунитет к Западу. Если в 19-м веке еще шли какие-то споры западников и так называемых «славянофилов» (как всегда, даже название для ортодоксально-патриотически мыслящей части нашего общества было придумано примитивно-неправильным), то сегодня нас уже никто не спрашивает и без всякого обсуждения навязывают нам Болонскую систему высшего образования, Единый Государственный Экзамен, Всемирную Торговую Организацию, массовую западную поп культуру. Список этот можно продолжать бесконечно. Можно всесторонне проанализировать нашу жизнь и увидеть, что западные рациональные стереотипы мышления и образ жизни все глубже проникают в нашу жизнь. Причем опутывают нас эти сети с самой ранней жизненной поры, когда еще происходит только закладка нашего мировоззрения. Из всей тысячелетней русской литературы мы почему-то львиную долю времени уделяем только изучению литературы 19 века, наиболее секулярной ее части. Мы называем Пушкина, безусловно гениального человека, основоположником русской литературы, забывая однако, что за Пушкиным стоят еще 800 лет русской литературы во главе с митрополитом Иларионом, преподобным Нестором и Владимиром Мономахом. Изучая историю Средних Веков, мы подробно разбираем опять же Западную Европу, словно она «пуп земли». На историю Византии, нашей предшественницы и крестной матери, в толстом учебнике выделено всего лишь несколько страниц. Замечательный историк В. Л. Махнач рассказывал, когда он изучал в школе историю, в кабинет вошла учительница и сказала: «Дальше у нас по программе Византия. Там одни попы и сплошная скука, мы ее изучать не будем». Что здесь скажешь? Убийственная логика! Знала ли эта учительница, что не будь этих «попов и скуки», не было бы и России, и ее самой?
Для русского человека понятия «Запад» и «Восток» не географические, а, прежде всего, духовные. Духовный Восток — это мир Византии и ее наследников. Это православная монархия с ее симфонией властей, это литургия, богословие, философия. Это особая восточнохристианская культура, материальная и бытовая. Наконец, духовный Восток — это те народы, которые унаследовали апостольское православное христианство и имеют с нами евхаристическое общение: сербы, болгары, греки, румыны, молдаване и другие.
Духовный Запад — это варварская Европа, основанная на обломках ветхого Рима. Европа, принявшая эллинскую мудрость за высшее откровение, отпавшая от евхаристического общения с Востоком в середине 11 века, а сегодня стремительными темпами утрачивающая остатки своей былой великой христианской культуры. Европа, поставившая во главу угла декартовский рационализм и загнавшая себя в прокрустово ложе материализма. Сегодня духовный путь Европы напоминает путь корабля, под компас которого подложили топор, из-за чего весь корабль идет неправильным курсом, даже не осознавая, что вот-вот налетит на опасные рифы.
Вот и нас пытаются уже давно направить по пути этого корабля. К счастью, еще есть в России трезво мыслящие люди, у которых не испорчен духовный компас. Прислушиваясь к мнениям этих людей, наших выдающихся соотечественников, как прошлого так и настоящего, мы должны прежде всего осознать свою духовную принадлежность. Мы должны воспринять исторический путь России, как путь византийский. Нам необходимо постараться освоить все тысячелетние достижения византийской мысли и культуры, исходя из которых мы должны строить контекст своего бытия. И наконец, сегодня, имея развитые на высоком уровне средства массовой информации и массовой коммуникации, мы должны пробить брешь в железной стене, которая отделяет нас от наших братьев ромэев — славяно-греческого, а если смотреть шире — восточно-христианского мира. Мы должны налаживать государственные и личные связи с сербами, болгарами, греками и другими народами, составляющими евхаристическое единство с нами. Нам необходимо изучать их историю, литературу, культуру, устраивать всевозможные культурные обмены. Мы должны разобраться и усвоить, кто «наши», а кто «не наши». Сербы, черногорцы исторически самые близкие народы русским. Поэтому когда сегодня многие сербы как бы удивляются такому теплому братскому отношению к ним со стороны русских, я всегда говорю, что удивляться здесь не надо. Так всегда было и должно быть. Наоборот мне, например, очень стыдно смотреть в глаза сербам, которых в последнее время Россия бросила на произвол судьбы. Это потому, что Россия, к сожалению, уже не та, что была еще 100-130 лет назад. Все русско-турецкие войны, многие политические и дипломатические события были направлены на то, что Россия выполняла свою миссию Третьего Рима, защищая своих младших братьев, как заботливая мать. Лучшие русские люди и сегодня добровольцами идут защищать сербов с оружием в руках. Даже ситуация в Южной Осетии показала, что Россия еще по инерции, хоть и в слабой форме, но сохраняет ответственность Третьего Рима — защитника вселенского православия.
Учитывая все изложенное, так хочется, чтобы наш народ, наша страна хоть в какой-то мере отвернулись от Запада и повернулись к Востоку, к духовному Востоку.
Вадим Грачев
Конфронтация с Западом
После всей этой очередной конфронтации с Западом хотелось бы иметь хоть слабую надежду, что в нашем обществе произойдёт хотя бы частичное оздоровление от тяжелейшей болезни под названием самоуничижение и низкопоклонство перед этим самым Западом.
Болезнью этой поражены буквально все сферы: экономика, сельское хозяйство, промышленность, наука, культура, язык, и даже менталитет во многом уже отравлен. Особенно это относится ко всякого рода мелким чиновникам и начальникам. Только два чувства они (Запад) к нам испытывают: страх и ненависть. И если бы не было страха (обоснованного), то действовали бы они еще жестче. А чаще всего мы для них просто не существуем. Им здесь нужна пустыня и ресурсы. Конюшня и нужник в Успенском соборе Московского Кремля — вот кто мы для них. Две самых гадких и мерзких черты в нашем народе, которые надо изжить — это самоуничижение и низкопоклонство перед Западом.
Вадим Грачев
03.03.2022
Читайте также:
Просмотров - 2 264 Помочь сайту