В Доме Алябьева, Пятигорском отделе Государственного музея-заповедника им. М. Ю. Лермонтова, в конце ноября открылась экспозиция, посвященная восстановлению станковой и монументальной живописи. Участниками выставки стали художники-реставраторы, иконописцы.
Борис Ударенко, реставратор музея Лермонтова с 2015 года, специалист области монументального искусства, участник храмовых реставраций в Центральной России, победитель Лермонтовского арт-конкурса в Тарханах, 1999, выпускник Российской академии живописи ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова.
Светлана Фатьянова, иконописец, член Евразийского художественного Союза, лауреат арт-конкурсов в России, Испании, Чехии, 2020, 2021, обладательница Российской премии искусств им. Дионисия за реставрацию и письмо церковных икон, 2021.
Святослав Клиндухов, дизайнер, художник-реставратор масляной живописи, психолог, выпускник Российской академии живописи ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова.
В экспозиции малого зала представлено более 40 живописных работ, выполненных в масляной и яично-темперной технике. Копии работ Михаила Юрьевича Лермонтова и его современников, отреставрированные Святославом Клиндуховым, фотографии реставрационных процессов, фресок, ростовых икон в храмовом интерьере, куполов и элементов церковного декора Бориса Ударенко. Фото реставрационного преображения малых станковых форм, собственно, сами иконы 19 века из разных храмов, а также рукописные иконы с Международных и Всероссийских выставок Светланы Фатьяновой.
Открывала выставку директор Государственного музея-заповедника им. М. Ю. Лермонтова, Ирина Вячеславовна Сафарова. Представив всех участников, она подчеркнула, что икона — это не только предмет культа, но и искусства. Для того, чтобы профессионально заниматься реставрацией, нужно знать историю искусства, химические и физические процессы и даже медицину…
Среди почетных гостей мероприятия надо отметить председателя Думы города Пятигорска, Людмилу Васильевну Похилько. Людмила Васильевна отметила важность подобных проектов и необходимость в будущем показывать экспозицию школьникам, чтобы те знали, каким образом сохраняются культурные ценности.
Представитель духовенства Спасского Кафедрального собора г. Пятигорска иерей Петр Копач заметил, что ни одно богослужение, и ни один храм не обходятся без икон, и напомнил о главной заповеди реставратора, которая звучит: «Не навреди!»
Выставку также посетила корреспондент «Эксклюзива» и газеты «Кавказская здравница» Лариса Прозорова, член Союза журналистов России.
Презентация проекта прошла в закрытом формате и с рядом ограничений. Присутствовали только приглашенные. Художники с удовольствием провели экскурсию для гостей, ответили на вопросы присутствующих.
Светлана Фатьянова рассказала, что для проекта подобрала самые интересные иконы, взятые из уникальных храмов Кисловодска, в которых пел Ф. Шаляпин, крестился Солженицын, работали художники-передвижники… А география работ за 10 лет ее труда связана с известными иконописными местечками 19 века. Это Мстеры, Абрамцево, Сергиев-Посад, Палех, Урал, Москва…
Благодаря влиянию Российской Империи, на Кавказе появилось православие. Военные, строившие первые укрепления и станицы, привезли с собой походные храмы, иконостасы и, конечно, небольшие рукописные иконы… Многое из этого наследия было уничтожено коммунистами, многое осквернено, но что-то сохранено в музеях и тайниках. В 90-х годах, люди доставали спрятанные святыни и жертвовали их в храмы, потому что на тот момент не хватало иконописцев и реставраторов. Иконы висели в храмах и ждали своего часа до тех пор, пока иконописные и художественные мастерские не подготовили свои кадры.
«Мне попадались оскверненные иконы, почерневшие от времени или сильно утраченные. Самое сложное в реконструкции — это повторить линию и манеру письма автора, сохранить школу и не забыть свою манеру», — поделилась Светлана.
«Кроме оскверняющих коммунистов есть и другие враги у икон. Это плесень, жучок-точильщик, сырость и перепад температур, бабушки с антисептическим средством от ковида», — с такими словами обратился Борис Ударенко к присутствующим, призывая их сохранять рукописные иконы в киотах.
Также реставратор рассказал об уникальной иконе Серафима Саровского, которую удостоился реконструировать. На иконе даже сохранилась дарственная надпись от приближенных Царя Николая II, свидетельствующая о временах и обстоятельствах прославления святого угодника будущим святым царем!
Несмотря на отсутствие Святослава Клиндухова, работы мастера не остались без внимания.
Светлана Фатьянова: «Я всегда молюсь за упокой Михаила. Когда я приехала, то очень удивилась, увидев портрет Михаила Юрьевича на нашей экспозиции. Вначале я подумала, что на всех выставках в музее Лермонтова принято вывешивать портреты поэта, а оказывается, что нет. Это работа участника нашего проекта. И это не случайно. Для меня это ответ на молитвы».
Выставка доступна для посещения до 30 декабря с 10:00 — 18:00 в Доме Алябьева по адресу: г. Пятигорск, ул. Буачидзе, 1.
По материалам пресс-службы Государственного музея-заповедника им. М. Ю. Лермонтова.
Фото с выставки: Виктория Зотова и Марина Маба.
Спасибо, очень информативно! Побольше бы таких выставок!