Ушла Светлана Светличная, актриса с самым незабываемым взглядом

Она всегда говорила, что была бы гораздо счастливее, если бы стала врачом.

«Неужели она так несчастна, у нее же все есть?» — удивлялись зрители, которые часто считают, что и жизнь актрис всегда — одно сплошное киноволшебство.

Кадр из фильма "Стряпуха". С. Светличная

Однако на сказку ее судьба не была похожа с самого детства. Отец был военным и приходилось часто переезжать из города в город. Для любого ребенка это не самое заветное приключение. Особенно, если ты красивая девочка и мечтаешь стать актрисой. Только тебя, как юное дарование, заметили на сцене дома офицеров, в каком-нибудь спектакле местной самодеятельности — а уже пора собирать чемоданы и уже на новом месте доказывать всем заново, что ты талант.

Но так вот ей пришлось всю жизнь. Доказывать.

Большие режиссеры не спешили давать ей главные роли в кино и в театре, и даже успех ее эпизодических ролей не приносил ей актерского счастья — потому что вслед за этим успехом телефон надолго, наглухо замолкал. Самое страшное для актрисы — даже когда она давно решила для себя, что обманулась с профессией. И вместо сладкой жизни получила — сладкий яд.

Это она придумала фразу про себя, которая давно стала штампом, — «королева эпизода».

Придумала не ради хвастовства — от безысходности. Ведь нужно было как-то объяснить себе себя. Понять и утвердить: какое место у нее в кино. Наступил однажды в ее жизни непростой период, когда она не знала, как избавиться от ярлыков — а это так непросто. Ее коробило до последних дней от этого: «секс-символ», «самая эротичная», «наша Марина Влади»…

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука". С. Светличная
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

И теперь, когда пришло тяжелое известие — актриса ушла после продолжительной болезни — повсюду снова запестрели эти затертые, как этикетки, заголовки.

Сегодня ей, конечно, все равно. Это в расцвете сил нет ноши тяжелей — быть самой знаменитой невостребованной.

Иногда выручала женская солидарность. В «Семнадцати мгновениях весны» не было поначалу никакой машинистки Габи, влюбленной в Штирлица. Но Татьяна Лиознова, которая снимала Светличную еще студенткой в драме «Им покоряется небо», знала, что после «Бриллиантовой руки» у актрисы началась очередная «кино-голодовка», и написала для нее эпизод.

Так в нашем кино появился еще один лирический образ — из тех, которые незабываемы.

В картину «Место встречи изменить нельзя» она тоже пришла после долгого простоя.

Ей дали небольшую, но драматичную роль сестры убитой женщины — супруги доктора Груздева. Светличная вспоминала, что жутко нервничала на съемках: уже и забыла и как вести себя перед кинокамерой, и что такое творческая атмосфера. Вернуться в форму помог Владимир Высоцкий, с которым она в молодости — можно даже сказать, в своей актерской юности — снималась в «Стряпухе».

Кадр из фильма "Стряпуха", В. Высоцкий, С. Светличная
Кадр из фильма «Стряпуха». В. Высоцкий, С. Светличная

«Володя взял меня под опеку, помогал мне придумывать разные детали, и я вовлеклась в процесс, даже сама себе платье придумала, — рассказывала тогда Светличная. — А уже перед самыми съемками он вдруг сказал Говорухину: «Слава, давай я буду к ней обращаться не по имени-отчеству, как в сценарии, а назову ее Надюшей?!»… И я тут же перестала нервничать».

На съемках с Высоцким Светличная наконец познакомилась с той, с кем ее постоянно сравнивали, с Мариной Влади. Сравнения эти начались после выхода на экраны «Героя нашего времени», где Ундина Светличной была ну просто копией колдуньи Влади. «И когда я её увидела, я действительно почувствовала, что мы могли быть сестрами», — вспоминала актриса.

Светлана Светличная
Светлана Светличная

Во-многом и женские судьбы их были похожи — зависть подруг, ревность мужей, проблемы с сыновьями. У Влади ребенок увлекался наркотиками — у Светличной алкоголем. Наконец, ранняя потеря любимого человека…

Это официально у Светличной было два мужа, а по-настоящему, по ее же признаниям, она любила лишь Владимира Ивашова, за которого вышла совсем молодой. Тот самый Алеша из «Баллады о солдате» казался ей существом инопланетным, не таким как все. Но жизнь с ним получилась — как у всех. У всех успешных и красивых. Она сама честно в своих интервью признавалась так: «С Ивашовым у меня счастье было разным. Я натура увлекающаяся, могла влюбиться. Он тоже. Были даже периоды, когда я его называла: «ты мой Каренин»…

В. Ивашов и С. Светличная в фильме «Герой нашего времени».
В. Ивашов и С. Светличная в фильме «Герой нашего времени».

Уход Ивашова в середине девяностых, а еще через десять лет смерть сына — эти события окончательно превратили жизнь Светличной не в мелодраму даже, а в трагедию.

И пока папарацци так настойчиво перемывали ее косточки — «плохая мать, сама виновата, выбрала кино, а не детей» — она в своей небольшой квартирке на окраине Москвы собирала последние силы в кулак. В одном из интервью актриса признавалась мне: «За счет всех испытаний я стала сильной. И вера в себя ко мне пришла только через вдовство, через потерю сына, я поняла: главная роль, которую я должна отыграть до конца — это роль женщины со стержнем, женщины, у которой сияют глаза».

Вот почему она так часто снималась в разных ток-шоу в нулевые и десятые. Совсем не ради денег и славы. Она хотела оставаться сильной женщиной. Нам — как урок.

К тому же она старела красиво. Так красиво, что никогда не стеснялась говорить о своем возрасте. И в этом оставалась нам примером. «Чтобы все знали, что актриса и женщина должна следить за собой и что независимо от размера пенсии можно выглядеть так, как выгляжу я».

Светлана Светличная

Как и положено красивой актрисе, Светличная, не будем греха таить, до последнего оставалась немножко кокеткой.

В шестидесятые Светличная снялась в фильме Михаила Калика «Любить» — к сожалению, нынче забытом.

В новелле по рассказу Юрия Казакова «Осень в дубовых лесах», у Светличной, пожалуй, самый нежный и самый трагичный образ из всех, что она оставила нам на экране.

Северянка влюбилась в мужчину и, чтобы не потерять свое счастье, согласилась повременить со своим отъездом домой. Но вот беда — в гостинице нет мест, и влюбленным ничего не остается, как бродить по ночной Москве. Утром они расстались на вокзале, женщина села в вагон, мужчина ушел. И о новой встрече никто из них не заикнулся.

И ее последний взгляд, в котором вся осень женского счастья, — один из самых незабываемых взглядов, какими нам заглядывали в душу женщины с киноэкранов. Найдите в интернете фильм «Любить», запомните эти глаза — такой она хотела остаться на кинопленке. И в нашей благодарной памяти.

Кадр из фильма "Любить". Л. Круглый, С. Светличная
Кадр из фильма «Любить». Л. Круглый, С. Светличная

P. S. Заслуженную артистку РСФСР Светлану Светличную похоронят 20 ноября на Ваганьковском кладбище, рассказали в Союзе кинематографистов РФ. Прощание пройдет в Белом зале Дома кино в 11.00.

Максим Васюнов, «Российская газета» (rg.ru)




Просмотров - 212 Помочь сайту

Оставьте комментарий