В конце июля, когда на Кавминводах затянулась пора дождей, мы возили людей на море в Витязево. Стояла прекрасная погода все пять дней. На пляже объявляли, что побережье заливает. И действительно, только над нами оставался «пяточек» голубого неба. Кучевые облака проносились мимо и затягивали горизонт.
Мы каждый день ездили на лечебный пляж «Витязь» гостиничным транспортом. Людей на нем было мало, вода чистейшая. Бесплатный волейбольный град, футбольное поле, бесплатные душевые, отличные раздевалки, недорогая столовая, небольшой сквер, тенты, лежаки, деревянные зонты — все это нам очень понравилось. А особенно разнос вкусностей. Носили сладкую кукурузу, маринованные креветки, шашлык из мидий и рапана, вареных раков, сладкую вату, пончики. Подобные моменты есть не на каждом пляже. Море в одном и том же городе в иных местах может вонять канализацией, зацветать водорослями. Пляжи оказаться без туалетов, с низкими раздевалками. Без разносчиков, столовых и душевых. Сильно многолюдные, грязные и т.д.
Гостиницы везде одинаковые. Те же кровати, тумбочки, шкафы, души, туалеты, кондиционеры, холодильники. Но цена везде разная. Чем ближе к морю тем, дороже. От 4500 сутки номер со всеми удобствами, 2000 без удобств, просто комната. Вроде как море рядом, ездить никуда не надо. Но пляж грязный. Вода зеленая от водорослей. Можно ходить в аквапарк. Там круто. Цена 1300 — 1500 взрослый, 800 — 900 детский. Вообще людей на побережье невероятно много. И на каждом шагу гостиница, магазин или лавка.
Я нашла удаленную гостиницу за 450 р. в сутки с человека со всеми удобствами, бассейном, мангалом, качелями, двориком, детским уголком. И не пожалела. Гостиницы оплачивают транспорт с 8:00 до 20:00. Пять минут и ты на лечебном пляже. Самим ходить — не вариант. Обедаешь, ужинаешь в столовой. Перекусываешь на пляже. Вечером берешь в магазине продукты. В гостинице есть кухня и столики по типу кафе. Там можно в микроволновке разогреть столовскую еду или что-то приготовить самостоятельно на плите. Если вы что-то забыли, то вам бесплатно дадут масло, соль, перец. Мы мариновали шашлык и сами жарили его на гостиничном мангале. Нам дали шампуры, уголь, жидкость для розжига. Кстати, отличный рецептик быстрого экологически чистого маринада я напишу в конце статьи. Шашлык получается сочнейшим и вкуснейшим.
После завтрака надо скорее ехать на море. Потому что с 11:00 -16:00 солнце очень активное. Даже в тени без крема можно сильно обгореть. Мы загорали только в тени и с кремом, а в обеденное время уходили в столовую и парк. Под сенью тополей я расстилала покрывало, и мы лакомились развесным мороженным «Пять шариков». Мороженное, кстати, именно на этом пляже с натуральным наполнителем: малиновым и клубничным вареньем, какао, конфетами, шоколадом. Пять разноцветных шариков для вафельного рожка ты выбираешь сама.
Вода в море — замечательная! Как парное молоко! Кругом песочек и ракушки, ласковый прибой. Но за пять дней все это надоедает.
Поэтому я не сидела в Витязево, а моталась по побережью. Прокатилась на автобусе до Джемете и Анапы. Посетила все, что там есть интересного. Удивилась, как горожане еще музей в отель не превратили!
Вслед за министром обороны Шойгу я посетила музей древностей — Горгиппию. По словам музейных работников — это не Шойгу одевался в красный гиматий, а экскурсовод. А я думала, увидев в Инстаграме фото, все наоборот. Этого экскурсовода я и увидела в отделе выставки античных предметов. Оказывается, музей имеет свой театральный реквизит и разыгрывает сценки из жизни древних греков на развалинах города. Это очень интересно!
Что, собственно, язычники-греки делали на Кавказе? Это были переселенцы с Мелета, которым в своей стране не хватило места. Они селились прямо на берегу и вели торговые отношения с местными племенами. По некоторым источникам греки вытеснили местных жителей. Судя по находкам из склепов, между народами происходил некоторый симбиоз. Так некоторые греческие украшения античного времени выполнены в зверином стиле, что характерно, например, для скифов.
Фрески с похождениями полубога Геракла из склепа показались мне довольно необычным зрелищем. Эти росписи были найдены в богатом захоронении. Роспись по сырой штукатурке минералами хорошо сохранилась с 3 века нашей эры! Та же техника использовалась в росписях христианских храмов и икон. Например, фрески Феофана Грека. Считается, что изначально греки пользовались энкаустикой, а потом только перешли на яичную краску. Энкаустика — это краска смешанная с расплавленным воском. Что на фресках с Гераклом? Воск или яйцо, я почему-то забыла посмотреть. Отметила только обожжённую глину – сиену и уголь в качестве краски, все то же самое, чем пользуются иконописцы сегодня, чем пользуюсь я. Такие краски валяются под ногами. Глину, правда, нужно долго мучить, чтоб из нее вышла краска хорошей консистенции. И современные иконописцы предпочитают покупать уже отмученный порошок. Надо полагать, что глина в Анапе самого обыкновенного охристого цвета. А что такое глина? Это остатки разложившихся растений и животных. Потрясающая находка! Интересно, что греки-язычники думали о загробном мире так же точно, как и другие племена и народы. И египтяне, и скифы, и аланы. Помпезно хоронили умерших с предметами для загробной жизни: украшениями, едой, деньгами, оружием, иногда слугами, рабами, конями, женами. Кто во что горазд. Вроде как, на том свете пригодится.
Меня также заинтересовала работорговля, которая процветала на Черноморском побережье с античных времен. Я считала, что только в Туапсе был Черный рынок. Ан, нет, все крупные города Боспорского царства! И Анапа, и Геленджик, и Новороссийск и др. Кого собственно продавали? И куда продавали? Судя по тому, что греки отправляли экспорт зерна, скота, шкур в Грецию, а взамен получали оливковое масло, пряности, красивые изделия, то также могли приторговывать местными синдами, киммерийцами, таврами, меотами, людьми из тех племен, которые перестали существовать… О синдах упоминают греческие историки, что они больше всех других племен были эллинизированы. Имена и обычаи — греческие, утварь их — греческая, язык — греческий, религиозный культ — греческий. Победитель обращал военнопленных в рабов. Известно, что в самой Греции торговали рабами-детьми, похищенными у родителей. В 4 веке до нашей эры в Аттике была сделана перепись населения. Оказалось, что свободных граждан в ней было 21 000, а рабов 400 000 человек. Интересно, почему эти рабы не восстали против своих хозяев? В древней Греции и в Риме рабство было нормой. Кое где упоминалось, что христианам запрещалось покупать рабов- мусульман. Да, в житиях святых встречаются угодники, которые имели своих рабов. Сейчас это вызывает шок. Например, св. Евстафий Плакида в 1 веке нашей эры лишился всех рабов по воле Божьей. Исчезает на исторической ленте Горгиппия, разрушенная готами, гуннами, аланами, занимают берег генуэзцы, затем турки и наконец, русские. Работорговлю пресекают лишь в 19 веке! Ужас, правда?
О рабстве мы читаем у путешественников Фонвиля, А.С. Пушкина, И. Бларамберга. По подсчетам современных историков за несколько веков в Турцию были проданы миллионы рабов. Мне кажется, отсюда пошел обычай у горских народов давать за невесту калым (выкуп). Вроде как пусть лучше выкупит муж, чем турецкий султан.
Мне интересны древние погребения. Я изучила скифские, кабанские, половецкие, аланские, а теперь еще и греческие. Не упускаю возможность посмотреть музейные экспонаты. Они дают львиную долю информации о древних людях, их жизни, вере, культуре… И забыть потом эту информацию трудно.
Но и это еще не все, чем занималась я на побережье. В Анапе я нашла конкурс «Город мастеров» и подала на него заявку. 29 числа началось голосование. Все нормальные люди купались, а я сидела в телефоне и просила всех голосовать за мои иконы. В результате вошла в топ-11 победителей. Читатели издания «Анапа-блокнот», а вернее мои друзья из соцсетей выдвинули мои работы на призовое пятое место. За что им большое спасибо!
Все было бы скучно, если бы за иконы не отдали свои голоса советский и российский певец Сергей Пенкин и его подруга. Это вызвало интерес. Анапское издание собралось послать своих репортеров и операторов на встречу с артистом. 3 августа в Анапе в 20:00 у него замечательный концерт в КЗ «Летняя Эстрада».
Примечательно, что у Пенкина бывают бесплатные творческие встречи со слушателями, на которых он выступает сам и дает возможность выступить своим ученикам. А на мастер-классах спеть с артистом могут все желающие. Пенкин открыл собственную школу вокала. Своим ученикам он не рекомендует слушать современную попсу, учит исполнять старые песни.
А теперь обещанный рецептик быстрого маринада.
Я рассчитываю по полкилограмма мяса на человека. И на каждый килограмм беру по одному лимону. Можно взять свиную шейку с жирком, куриные крылышки, ножки, барашку. Помыть, порезать мясо не мелкими и не крупными кусками, хорошо натереть солью, и черным перцем. Если вы берете мясо без жирка, то перец лучше взять красный, тогда шашлык получится сочным. Укладываю куски с кольцами лука и лаврушкой. Я использую пятилитровую пластиковую бутылку с отрезанным горлышком в качестве тары, чтоб не мыть после сырого мяса и сразу выкинуть. Выжимаю лимоны и смешиваю их 1:1 с кипятком. Заливаю мясо полностью. Все. Через два часа можно жарить шашлык. Все, кто пробовал в восторге!
Светлана Фатьянова
«Замечательность» творчества заключается в просветлении личности, которая должна очищаться и все больше походить на образ Божий. Дабы мы понимали, что все тленно и весь смысл только в исполнении заповедей Божьих, в славе Божьей.