Сегодня обратимся вновь к пьесе «Гроза». В Малом театре ее ставили несколько раз. Я уже писал, что это пьеса нелегкая, с трагическим финалом. Кроме того, эта пьеса «школьная», хрестоматийная, то есть включенная в школьную программу, а соответственно обросшая всевозможными штампами и стереотипами восприятия. В школьных сочинениях надо было обязательно писать в русле Добролюбова, что Кабаниха, Дикой, Тихон, Феклуша – это «темное царство», а бедная Катерина – это «луч света в темном царстве». Московские школьники ходили на постановку «Грозы» вместо чтения, и реагировали на спектакль соответствующим образом.
По этим причинам поставить «Грозу» по-настоящему, обойтись без этих штампов, свежо – это надо было очень постараться. Мы сегодня обратимся к двум постановкам. Первая – это аудиовариант, поставленный В. Н. Пашенной в 1962 г. В этом же спектакле она сыграла Кабаниху, очень мощно, но, к сожалению, в этом же году она и скончалась. Это ее последняя роль и последняя режиссерская работа.
А. Н. Островский – «Гроза» (Государственный академический Малый театр. 1962 г.)
Второй вариант – это видеозапись 1977 года. Здесь Кабаниха уже О. Хорькова.
Нет возможности анализировать игру каждого актера в обоих вариантах. Но некоторые работы очень хотелось бы отметить.
Полусумасшедшую барыню в обеих постановках играет Е. Н. Гоголева, и это почти гениальное исполнение, захватывает, зачаровывает. Феклуша в ранней постановке – Е. М. Шатрова. Такая радость – слушать ее журчащий голосок, который еще не так давно, лет за 10 до этого лился из уст ее Купавиной, а тут она уже перешла на роли старух, и играет Феклушу бесподобно. Елена Рубцова во второй постановке, на мой взгляд, существенно уступает ей в этой роли. В роли Катерины в первой постановке блистает трагическая Руфина Нифонтова. Как всегда, ее исполнение возвышенно и великолепно. Интересно, что в первой постановке Ольга Хорькова играет Варвару, а во втором спектакле она уже Кабаниха. В общем, смотрим, слушаем, сравниваем, наслаждаемся!
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Книга М. П. Лобанова об Островском
Островскому — 200. Часть 2. Бедность не порок
Островскому — 200. Часть 3. Гликерия Федотова — монолог Василисы Мелентьевой
Островскому — 200. Часть 4. Анастасия Зуева — монолог странницы Феклуши
Островскому — 200. Часть 5. Спектакль Малого театра «На всякого мудреца довольно простоты»
Островскому — 200. Часть 6. Спектакль Малого театра «В чужом пиру похмелье»
Островскому — 200. Часть 7. Сцена из «Грозы» — Ливанов, Андровская
Островскому — 200. Часть 8. Фильм «Гроза» (1933 г.) — Реж. В. М. Петров
Островскому — 200. Часть 9. Фильм «Без вины виноватые»
Островскому — 200. Часть 11. Фильм «Бесприданница» (1936 г.)
Островскому — 200. Часть 12. Спектакль Малого театра «Волки и овцы» (1952, 1973, 2003)
Островскому — 200. Часть 13. Сцены из спектаклей Малого театра разных лет
Островскому — 200. Часть 15. «Русские деньги» — фильм И. Масленникова по «Волкам и овцам»
Островскому — 200. Часть 16. Фильм-спектакль «Горячее сердце» — Пушкинский театр (Александровский)
Островскому — 200. Часть 17. «Жестокий романс» — по пьесе «Бесприданница»
Островскому — 200. Часть-18. «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (Малый театр)
Островскому — 200. Часть-19. «Сердце не камень» — фильм Л. Пчелкина (1989 г.)
Островскому — 200. Часть 20. Фильм «Женитьба Бальзаминова» — К. Воинова
Островскому — 200. Часть 21. «Не все коту масленица» — аудиоверсия спектакля Малого театра
Островскому — 200. Часть 22. «Женитьба Белугина». Фрагмент из спектакля Малого театра
Островскому — 200. Часть 23. «Пучина» — спектакли Малого и Пушкинского (Александринского) театров
Островскому — 200. Часть 24. «Без вины виноватые» — фильм Глеба Панфилова и спектакль Петра Фоменко
Островскому — 200. Часть 25. «Женитьба Бальзаминова» — два спектакля Малого театра
Битва цивилизаций. Бедность не порок
Читайте также:
Просмотров - 784 Помочь сайту