О современном «Фольклоре»

Огромное внимание я уделяю фольклору, народным песням, пляскам, частушкам, игре на гармони. Сам вырос в деревне на народной культуре, с большим интересом каждый день слушаю, смотрю в интернете записи фольклора, благо современная техника даёт нам огромные преимущества в этом плане. 

Фольклор

И вот какая тенденция наблюдается. Всё больше и больше этот «фольклор» становится гадким по содержанию. Какое огромное количество мата, пошлости, «сальных шуточек», примитива, попсы и всякой прочей скверны. Шедевров становится всё меньше и меньше. Процентов восемьдесят из всего массива современных записей – сплошная пошлость и гадость. Вроде бы выступают известные гармонисты, прославленные, виртуозы своего дела. Но когда послушаешь, что они поют, или что поют под их игру на гармони другие люди, ничего кроме тошноты не испытываешь. Для меня лично весь авторитет этих «прославленных гармонистов» рассыпается в прах, и я просто не хочу их слушать. Бывали и раньше «острые словца» в фольклоре, изредка встречается даже мат, но звучат они так, если хотите, поэтично, так внутренне оправданно! Встречалось это не часто, но всегда было весьма художественно. Такие подлинно народные частушки «с картинками» и мне приходилось слышать, они отнюдь не портили впечатление. И всё же их было мало. В основном, в большой массе народное пение никогда не было пошлым. Наоборот, оно было высокохудожественным, поэтичным. Я и сейчас собираю, записываю частушки, где только приходится их услышать. Многие из них подлинные шедевры.

Впервые, как мне кажется, пошлость и примитив в частушках возникли в конце 19-начале 20 веков, когда исполнители из народа вышли на эстраду. Они как бы заискивали перед публикой, шли у неё на поводу. Это очень хорошо заметно на примере записей столетней давности знаменитых эстрадных исполнителей частушек Орлова и Жукова. Примерно половина их репертуара – подлинно народные, высокопоэтические частушки, в замечательной народной манере исполненные. Именно настоящие, так сказать, от земли взятые, без всякой обработки и приукрас. Их легко можно найти в интернете сегодня. А другая половина их репертуара – это уже так называемый «городской фольклор», предтеча опять же так называемого современного «шансона» — абсолютная гадость и мерзость, которую не хочется слушать, несмотря на то, что этим записям так же более 100 лет. Интересно, что руководило этими исполнителями – отсутствие вкуса, или заискивание перед примитивной публикой? Скорее всего, второе. Так, или иначе, к этим уникальным исполнителям у меня отношение двойственное. Не избежала этой тенденции и прославленная Н. В. Плевицкая. Откровенной пошлости в её репертуаре не было, но примитивности, псевдонародности – сколько угодно. Она, конечно, гениальная певица, но регулярно прослушиваю из её репертуара только процентов 40-50, не более. Остальное достаточно послушать только один раз. И опять та же тенденция: если она поёт подлинно народную песню, записанную в деревне, это абсолютный шедевр, а если песенка состряпанная «на злобу дня», сиюминутная – это примитивная псевдонародность.

Грешили примитивностью и наши великие советские певцы: Русланова, Мордасова, Скобцов, Ковалёва, Яунзем. Называю только самые великие имена в народной песне. Но у них был грех другого рода, без которого им просто не дали бы петь – прославление советского строя. У Руслановой этого официоза совсем мало, у Мордасовой намного больше.

Сейчас же то, что поётся на эстраде, конечно, никакого отношения не имеет вообще к народной песне (имею в виду имена, которые на слуху у всех). Забавно было видеть запись какого-то телерепортажа, в котором показывается как две дамы «наиболее прославленные» в этом жанре заочно выносили друг другу приговор: «Она не умеет петь по-настоящему. Только я настоящая народная певица». Каждая говорила примерно то же самое о другой. Было очень смешно это видеть, поскольку обе они отстоят от народной песни так далеко, как Земля от Солнца.

Современный интернет перенасыщен записями фольклора, но, как я уже говорил, процентов восемьдесят из всего этого слушать просто не хочется, а чтобы найти шедевры в оставшихся двадцати – надо хорошо постараться. Но не оскудела талантами Русская земля. Есть множество прекрасных исполнителей с тонким и возвышенным вкусом, с поэтическим чутьём, проникающих в самую душу народной культуры. Всё минется, одна правда останется. Не погибнет и подлинно народная песня, а вся грязь уйдёт, растает как дым.

Вадим Грачев

 




Просмотров - 4 104 Помочь сайту

2 комментария к “О современном «Фольклоре»”

  1. Во многом согласен. Но, на мой взгляд, и сейчас есть талантливые исполнители русского фольклора. Разве молодая певица Марина Девятова плохо работает в этом жанре? Я смотрел много её видео-выступлений, слушал аудио. Получил большое удовольствие. Кстати, её отец Народный артист России Владимир Девятов передал Марине множество знаний о русском народном творчестве, настоящем фольклоре.

    Ответить
  2. Считаю, что мат и «острые словца» неуместны в любой форме, даже в поэтической! Мат — это язык сатаны.

    Ответить

Оставьте комментарий