О русских именах 100-летней и 200-летней давности

Вчера проанализировал содержание трёх помянников, доставшихся мне от предков — один от прапрабабушки и два других — от прадедов. Помянник — это такая маленькая книжечка с металлическими, или твёрдыми, обтянутыми бархатом корочками, куда вписываются имена родных и близких и поминаются на молитве — о здравии, или о упокоении. Мои три помянника по времени относятся примерно к концу 19-го- началу 20-го столетий, то есть им уже более, чем сто лет. Именно это время исторически является для меня самым интересным, поэтому любая деталь из этого времени привлекает моё внимание.

Помянник Нямецкого монастыря: почерк старца Паисия.

Помянник Нямецкого монастыря: почерк старца Паисия.

Эти помянники могут о многом сказать. Для анализа я объединил все данные из трёх помянников и рассортировал материал. Понятно, что некоторые имена повторяются, поскольку одних и тех же людей сначала поминают о здравии, а потом, когда они умрут — о упокоении. Видно, что из первого списка — о здравии — некоторые имена вычеркнуты карандашом. Некоторые, даже очень редкие имена, почему-то записаны несколько раз, хотя, очевидно, что это один и тот же человек. Но я взял себе за правило проанализировать абсолютно все имена из всех помянников. И вот какая получилась у меня картина.

Всего я насчитал 142 имени, из которых 32 о здравии и 110 — о упокоении. Из этого видно, что наши предки более усердно молились о своих предках. Очевидно, имена передавались для поминания из поколения в поколение. Поэтому и накопилось так много именно тех, о ком молятся за упокой. Жизнь Вечная, духовный мир для наших предков 100 лет назад был большей реальностью, чем сейчас для многих из нас.

Интересно, что 28 человек из умерших (25,5 %) — младенцы (до 7 лет) — возле каждого такого имени стоит приписка «млад.». Это говорит о довольно высокой смертности младенцев, но относились наши предки к ней легко, поскольку умерший крещёный младенец — это ангельская душа, живущая в раю, а тут, на земле через год уже народится новый младенец. Это сейчас, когда в семье 1, в лучшем случае 2 ребёнка, смерть младенца является трагедией. Сто лет назад всё было естественнее, проще.

Что ещё радует в помянниках — великое разнообразие имён. Сегодня мы привыкли к однотипности имён — Саши, Маши, да Наташи — вот и всё разнообразие. Правда, справедливости ради надо отметить, что в последние лет 15 возрождается мода на редкие, старинные имена. А тогда имена давали в основном по календарю, по святцам. В какой день родился — имя того святого и давали. Поэтому было большое разнообразие имён. У 142 человек я насчитал 55 разных имён — 25 мужских и 30 женских. Приведу их здесь по порядку, указав рядом число человек, носивших данное имя.

Мужские:
1. Александр — 2
2. Алексей — 2
3. Андрей — 2
4. Василий — 4
5. Владимир — 3
6. Воин — 2
7. Гавриил — 1
8. Геннадий — 2
9. Григорий — 4
10. Димитрий — 3
11. Илья — 1
12. Иоанн — 6
13. Иона — 5
14. Константин — 3
15. Кузьма — 1
16. Максим — 2
17. Матвей — 1
18. Михаил — 1
19. Николай — 7
20. Павел — 4
21. Пётр — 3
22. Сергий — 2
23. Тимофей — 2
24. Фёдор — 4
25. Филипп — 2

Женские:
1. Авдотья — 2
2. Агафья — 2
3. Аграфена — 1
4. Акулина — 3
5. Александра — 2
6. Анастасия — 4
7. Анна — 7
8. Валентина — 1
9. Варвара — 1
10. Вера — 1
11. Глафира — 2
12. Дарья — 2
13. Евгения — 1
14. Евдокия — 10
15. Евлампия — 1
16. Евфимия — 1
17. Евфросиния — 1
18. Екатерина — 2
19. Клеопатра — 3
20. Любовь — 1
21. Мария — 5
22. Марфа — 3
23. Наталья — 1
24. Ольга — 2
25. Параскева — 2
26. Пелагея — 2
27. Сосипатра — 1
28. Татьяна — 3
29. Ульяна — 1
30. Феодосия — 2

Вот такое разнообразие имён. Как видно, самые популярные имена: Василий, Владимир, Григорий, Димитрий, Иоанн, Иона, Константин, Николай, Павел, Пётр, Фёдор; Акулина, Анастасия, Анна, Евдокия (рекордное имя — 10 человек его носят!), Клеопатра, Мария, Марфа, Татьяна.

Надо бы нам возвращаться к традициям и перенять опыт предков. Хорошо бы, чтобы каждый провёл такой анализ имён. Было бы интересно сравнить!

 

Как звали наших предков 200 лет назад?

Занимаясь генеалогией и краеведением, два года назад я изучал один из главных документов — исповедную роспись Суглицкой Николькой церкви Устюженского уезда Новгородской губернии за 1826 год. Не поленился проанализировать сколько и каких имен было у наших предков.

Жители деревни

Расположил их в порядке убывания от самых распространенных до самых редких. Если несколько имен имели одно и то же число представителей, то располагал их в алфавитном порядке. Всего изучил 2090 человек. Картина получилась объективная и интересная. Распространение, популярность, и, самое главное, разнообразие имен сильно отличаются от современных. Напишу отдельно две заметки — о мужских и женских именах. После имени в скобках указываю число его носителей.

Разнообразие мужских имен по исповедной росписи 1826 года (114 имен, 1024 чел.): Иван (112), Василий (83), Петр (61), Федор (56), Андрей (40), Семен (38), Григорий (33), Михаил (33), Яков (27), Павел (23), Тимофей (23), Ефим (21), Дмитрий (19), Никита (19), Филипп (19), Алексей (18), Александр (16), Косма (15), Матфей (15), Николай (15), Степан (15), Афанасий (14), Гавриил (14), Иосиф (14), Антон (13), Даниил (13), Игнатий (13), Максим (11), Илия (10), Никифор (9), Савва (9), Сергей (9), Сидор (9), Кирилл (8), Леонтий (7), Герасим (6), Егор (6), Захар (6), Константин (6), Роман (6), Митрофан (5), Спиридон (5), Трофим (5), Галактион (4), Евфимий (4), Еким (4), Моисей (4), Архипп (3), Евсевий (3), Емельян (3), Кодрат (3), Корнилий (3), Лаврентий (3), Наум (3), Нестер (3), Прохор (3), Терентий (3), Тихан (3), Ульян (3), Фадей (3), Харитон (3), Борис (2), Вавил (2), Владимир (2), Давид (2), Дементий (2), Исаак (2), Лука (2), Макарий (2), Марк (2), Платон (2), Прокопий (2), Родион (2), Сила (2), Федот (2), Авраам (1), Автоном (1), Агафон (1), Алимпий (1), Анисим (1), Антип (1), Арефа (1), Артамон (1), Виктор (1), Евграф (1), Евдоким (1), Евлампий (1), Ермолай (1), Естифей (1), Ефрем (1), Иеремий (1), Ипполит (1), Капитон (1), Карп (1), Киприан (1), Конан (1), Ларион (1), Логин (1), Мартын (1), Назар (1), Никан (1), Панкратий (1), Панфил (1), Потап (1), Савватий (1), Савин (1), Самуил (1), Стахий (1), Сысой (1), Тарас (1), Устин (1), Феодосий (1), Феоктист (1), Финагин (1).

Разнообразие женских имен по исповедной росписи 1826 года (51 имя, 1066 чел.): Евдокия (96), Анна (86), Параскева (78), Екатерина (57), Мария (57), Ирина (49), Матрона (45), Наталья (38), Пелагия (38), Елена (37), Татиана (34), Дарья (33), Марфа (32), Настасья (31), Васса (28), Евфимия (23), Акилина (22), Варвара (22), Фекла (20), Федосья (19), Агрипина (18), Ксения (18), Мелания (18), Степанида (17), Марина (16), Александра (15), Агафья (13), Надежда (13), Мавра (12), Ульяна (10), Устина (9), Анисья (8), Домна (8), Феврония (7), Гликерия (6), Елисавета (5), Ольга (5), Вера (3), Евгения (3), Маремьяна (3), Зиновия (2), Любовь (2) Евфросиния (2), Глафира (1), Клеопатра (1), Лидия (1), Минадора (1), Таисия (1), Федора (1), Фиона (1), Христина (1).

Вадим Грачев

 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

Моя родственница Клеопатра Грачёва

 




Просмотров - 1 312

1 комментарий для “О русских именах 100-летней и 200-летней давности”

  1. Наталья

    А мне еще нравятся старорусские имена, например, Любава, Добрыня, Ярослав…

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *