Перейти к содержимому


История одного портрета

5 мая в историко-краеведческом музее «Крепость» г. Кисловодска состоялось открытие Ежегодной Всероссийской выставки «Арт-май». (Сама выставка продлится до конца этого месяца). Актуальной темой на сей раз стал «портрет». Портреты духовные, загадочные, классические, исторические, экзотичные, фантастичные, автопортреты. В них прозвучали художественные мотивы Кавказской России, Индии, древней Руси и Византии, начинающих и признанных художников, участников Всероссийских и Международных выставок. Всего около 200 художников предоставили свои работы.

Светлана Фатьянова, «Арт-май»

Вообще портрет — это неиссякаемая тема для изучения. Ведь глядя на лица можно долго говорить о моде, культуре, искусстве, человеческих представлениях. Если сравнивать, например, портреты горцев художников-передвижников 19 века, с современными портретами тех же кавказцев, то прочитаешь в лицах последних духовный мир, внутреннюю культуру. В портретах прошлого акцент ставился на внешность. Если говорить о портретах актрис прошлого века, то поражаешься их разнообразию. В прошлом на первый план выдвигалась не красота, а профессионализм, гениальность и вместе с тем своеобразие. Современные портреты красоту утрируют. Даже штампуют. Лица актрис однотипные: пухлые губы, большие глаза, «отрезанные» носы… Что соответствует моде на определенный тип лица.

Кроме того, портрет говорит еще и о самом авторе, о его жизненных понятиях. Если художник нарисовал портрет, то натура его чем-то зацепила, и он хотел раскрыть, то необыкновенное увиденное перед своими зрителями. Возможно, художник хотел выразить самого себя через изображение другого человека. А вот где «отсебятины» не допускается, так это в иконах. Это в основном так. Но встречаются и исключения. Во всяком случае, икона не мертвый отпечаток истории, икона — живая, духовная, она открывает «окно» в иной мир. Через это «окно» нас слышат святые.

Я тоже приняла участие в выставке «Арт-май» со своими иконами. Сшила по случаю наряд, соответствующий выбранной тематике. Трансформировала иконописный византийский костюм. (Надо сказать, что язык икон очень правдив, историчен, точен).

Светлана Фатьянова. Иконописный византийский костюм

Я хотела привлечь внимание к одному эпирскому антикварию. Икона 14 века написана по заказу эпирской правительницы Марии-Ангелины Дукены Палеолог. Причем на иконе изображается она сама коленопреклоненной у подножья Пресвятой Богородицы. Совсем не святая и несчастная. О чем же она так горячо молилась? Первая леди Сербии, как сейчас сказали бы. Вот об этом иконописном портрете и пойдет речь.

Свои поиски редчайшего извода я начала с сайта Спасо-Преображенского монастыря Метеор в Греции. (Могли бы помочь лицевые святцы, но даже словесного описания самой Марии-Ангелины не сохранилось. К тому же, она, выяснилось, не причислена к лику святых). Вначале только одну единственную фреску мне удалось найти. В эпоху Византии было принято на стенах храмов изображать не только сцены из жизни святых угодников, но и правителей. Сейчас этих правителей иконописцы не изображают, но фрески представляют историческую ценность. Благодаря фрескам мы можем посмотреть как выглядел, например, жестокий и безбожный деспот Сербии Фома Прелюбович и его супруга Мария-Ангелина Дукена Палеологиня из рода Неманичей. (О жизни Неманичей можно почитать у средневековых историков или в трудах святителя Димитрия Ростовского). Примечательно, что практически все Неманичи причислены православной церковью Сербии, Греции и России к лику святых! Святые короли и королевы — это феномен!

Чем меня заинтересовали Фома и Мария-Ангелина вначале? Ну, хотя бы тем, что слова «деспот» и «прелюбодей», которые мы употребляем в современном смысле «тиран» и «блудник», пошли от социального статуса и отчества Фомы Прелюбовича. (Первоначально «Прелумбович»).

Во-вторых, в исторических книгах, посвященных Сербии, Греции я встретила упоминание о существовании необычной иконы 14 века Марии-Ангелины. В переписи имущества Спасо-Преображенского монастыря Метеор в Греции, названа такая икона. Но, ни на сайтах Метерских монастырей, ни в списках древней живописи, ни в музеях, ни в Интернете фотографии этого извода не было. Эту икону видели паломники прошлых веков и описывали в своих путевых заметках, которые я обнаружила. Сейчас паломникам икону по каким-то причинам показывать в Метеорах перестали. Изначально ктиторская икона предназначалась не для широкой публики, и хранилась в уединенной келье родного брата Марии-Ангелины, монаха святого Иоасафа Метеорского. Неожиданно в описаниях деяний некоторых сербских правителей средневековья авторов Комнина и Прокла я нашла очень интересную информацию.

Икона

Мария-Ангелина Дукена вышла замуж в 14 лет за своего ровесника. В средневековье подобные браки считались нормой. В те времена девочек царских кровей выдавали замуж насильно в политических целях. В данном случае отчем Фомы, воевода Хлапен огнем и мечем добыл дочь Сербского короля и удел для княжения своему пасынку. Мария-Ангелина была из рода правящей династии Неманичей. У св. Димитрия Ростовского в житиях святых упоминается род Неманичей в жизнеописании Растко Неманя (Саввы Архиепископа Сербского): св. Стефан Первовенчаный, Владислав Сербский, Родослав Сербский, св. Симеон Сербский, Анастасия Сербская. Получилось, что Иоасаф Метеорит и Мария-Ангелина приходились им родственниками.

С мужем Фомой, ставшим деспотом города Янины примерно в 15-16 лет, Мария-Ангелина прожила 17 лет. Он оказался мужеложником, разбойником и убийцей. Историки Комнин и Прокл дают крайне негативную оценку политической деятельности Фомы и вообще плохо его характеризуют, как человека. Деспот обложил город непосильными налогами, грабил богатых сановников, расправлялся с бедными горожанами, пытал, убивал ради наживы. Мария-Ангелина жертвовала его кровавые деньги на постройку монастыря Спасо-Преображения своему брату – монаху Иоасафу Метеориту.

Фома Прелюбович был убит собственными телохранителями. Престол деспота наследовала Мария-Ангелина. Исторически считается, что правила она целый год, пока брат не выбрал ей благочестивого мужа, а городу Янины доброго правителя. Есть предположение, что Мария-Ангелина вышла замуж по любви. Во всяком случае, Исав де Буондельмонти оказался подстать своей золотой (по словам Комнина и Прокла) супруге. Они вместе освобождали заключенных из темниц, возвращали награбленное имущество, отменяли тяжелые налоги, строили храмы и церкви. Не было предела радости янинцев. Не было предела счастью Марии-Ангелины. Но в таком радостном состоянии прожила она недолго. Всего 10 лет. Умерла Дукена в 45 лет. А икона с ее портретом сохранилась до сих пор. Храм, построенный на ее пожертвования в Греции, действует сегодня. По сей день в Метеорах поминают Марию-Ангелину за упокой вместе со всеми жертвователями и благоустроителями церкви Спасо-Преображения… И вот какое интересное обстоятельство. Спустя почти месяц, после моих поисков иконы Марии-Ангелины, кто-то из паломников был в Метеорах и сфотографировал антикварий. Сфотографировал и выложил снимок в Интернет. Икона оказалась сильно утраченной. Но все-таки в нижнем левом углу читается коленопреклоненная фигура ктитора.

РЕПОРТАЖ С ЕЖЕГОДНОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ВЫСТАВКИ «АРТ-МАЙ», 2018

Подготовила Светлана Фатьянова

Фото — Сергей Юртайкин

«Арт-май» — «Арт-театр» — весна и творчество

“Арт-май 2021” и Эвклид Кюрдзидис

Метки:



Просмотров - 4 872Поддержать проект

4 комментария для “История одного портрета”

  1. Костюм великолепный, очень детальная работа, сидит, как влитой! Где Вы научились так шить?

Добавить комментарий для Анна С Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *