Признанный мастер сатирического цеха Аркадий Арканов отвечал на вопросы участников онлайн-конференции спортивного сайта www.7tv.ru. Обладатели хорошего чувства юмора шутили о серьезном и всерьез говорили о смешном. Основной темой, разумеется, был спорт и творчество Аркадия Михайловича.
СПРАВКА
Аркадий Михайлович Арканов родился 7 июня 1933 года в городе Киеве. В 1941 году пошел в школу, в городе Красноярске, куда был эвакуирован вместе с мамой и младшим братом в начале Великой Отечественной войны. Отец в течение всей войны продолжал работать в Москве, куда они и возвратились в апреле 1943 года. В 1951 году окончил среднюю школу и поступил в Первый Московский ордена Ленина медицинский институт им. И. М. Сеченова. До 1960 года работал участковым врачом в Москве, потом расстался с медициной и занялся профессиональной литературной деятельностью. С 1963 по 1967 год работал внештатным редактором отдела юмора и сатиры в журнале «Юность». В 1968 году был принят в члены Союза советских писателей. Автор полутора десятков книг. В соавторстве с Григорием Гориным Аркадием Аркановым созданы три пьесы, поставленные в московских и не московских театрах и имевшие весьма достойный успех, — «Свадьба на всю Европу» (1966), «Банкет» (1968), «Маленькие комедии большого дома» (1973). Поэт-песенник.
Информация с сайта «7ТВ».
-Аркадий Михайлович, ваш любимый вид спорта? Слышал, что вы любите мяч гонять.
-У меня с детства была любовь к спорту. Первым номером был футбол. Сейчас я сам мячик не гоняю. Этим надо все время заниматься. Когда-то я очень прилично играл: и в детстве, и в юношестве, и в институте. Когда мы в институте боролись за первенство Москвы, я играл на позиции крайнего защитника и крайнего правого нападающего. Однажды во дворе один парень выбивал 11-метровый. Был очень сильный удар. Парень был лет на пять старше меня. Он попал мне мячом в лоб, прямой удар был, и я с сотрясением мозга влетел в ворота. Это у меня отбило охоту быть на воротах.
Были виды спорта, которыми я увлекался очень сильно. В юношестве я занимался легкой атлетикой. Был рекордсменом Москвы в беге на короткие дистанции. И на 100-метровке имел по тем временам весьма приличный результат — 11,1 секунды. Повредил потом голеностоп и уже не мог профессионально заниматься ни футболом, ни легкой атлетикой. Увлекался стрельбой. Имел первый разряд. Играл в шахматы. Дошел до звания кандидат в мастера. Все было. А сейчас я в основном смотрю. Не пропускаю практически ни одного футбольного тура. Если не могу сходить на стадион, то смотрю потом все репортажи. Футбол для меня — самый главный вид спорта.
-А за какую команду болеете?
-С детских лет, когда отец мой в 1943 году привел меня на футбол, я болею за команду “Спартак” (Москва). Сейчас я вынужден раздваиваться. Есть команда «Торпедо-Металлург», есть «Торпедо-Лужники», возникла еще одна команда «Торпедо», которая начинает игру во второй лиге. Мне очень жалко, что нет единой хорошей команды. Но болел я за команду «Торпедо», когда она была единой. А сейчас болею за название. Не могу сказать, что я также переживаю за «Торпедо-Металлург», как за «Торпедо-Лужники». Хотелось бы, чтобы в Москве была одна команда «Торпедо». Это помогло бы и другим болельщикам.
-У вас есть произведения о спорте?
-Есть произведения о спорте. Их немного. Я вообще не очень люблю писать рассказы на профессиональные темы. С таким же успехом можно сказать, что есть у меня произведения на тему о поварах. Произведением о спорте может быть статья, заметка, очерк. Но есть у меня несколько художественных рассказов. Один — прозаический. В свое время он назывался «Прыжок в высоту с разбега». Был рассказ «Кросс» на спортивную тему, который получил премию «Золотого теленка» в «Литературной газете». Есть несколько рассказов, связанных с шахматами, с самим процессом игры. Все эти произведения чисто юмористического плана.
-А что за передачи вы делаете на спортивном канале “7ТВ”?
-Передачу, которую мы делали, называлась «Футбол на троих». В ней были два ведущих — Александр Белов, бывший пресс-атташе команды «Спартак», и я. Третьим был либо известный футболист, либо известный тренер. Вот такая была идея. Мы сняли несколько передач, но в эфир не прошла ни одна. Мне трудно сказать, почему. Может, в результате не очень хороших междусобойных отношений. Не знаю. У меня есть все эти программы. Если «7ТВ» захочет возвратиться к этой идее, я всегда готов их предоставить. Если нет, то у меня и у Белова есть договоренность, что мы можем предлагать эту идею другим каналам. А текстов к передаче я не писал. Я очень люблю и смотрю «7ТВ». На сегодняшний день — это единственный канал, который посвящен спорту. Это общедоступный, замечательный, профессиональный канал. Я хочу, чтобы он развивался и расширялся. Я готов сотрудничать с каналом «7ТВ».
-Как часто объектом вашей сатиры становились спортсмены? Что служило поводом к этому?
-Объектом сатиры спортсмены не становились. У меня объектом сатиры становились люди. Кто они — спортсмены, члены правительства, дворники — мне это не важно. Для меня они люди. Проблемы спорта, методы управления, руководители от спорта — все это может быть предметом сатиры, но только не профессиональные качества спортсменов.
-Есть что-то родственное между спортом и юмором?
-Наверное, есть, потому что человек, занимающийся спортом, и писатель-юморист имеют перед собой конечный результат. У спортсменов конечный результат — победить в соревнованиях. У человека, который пишет юмористические рассказы, тоже есть цель — победить читателя, то есть заставить его поверить в рассказ, улыбнуться или вызвать у него смех.
-Как вы считаете, насколько профессиональный спорт вреден для здоровья человека?
-Это вопрос очень серьезный. Есть на этот счет разные точки зрения. Существует понятия физкультура и спорт. Под спортом подразумевается профессиональное занятие спортом. Есть любительский спорт. В принципе, любая физкультура человеку не вредна. Но есть такая категория людей, которым нельзя совсем заниматься физкультурой. Возьмите женскую гимнастику. Это очень молодой вид спорта. В 12-13 лет девочки выступают на первенствах мира, на олимпиадах и круглые сутки занимаются и занимаются. Есть предположения, что это может отразиться в дальнейшем на детородной функции. Но я не берусь утверждать это. В принципе профессиональный спорт не должен быть вреден, если им правильно заниматься. Нужно чувствовать свою собственную планку. Нужно достигать своих высот и продолжать на этих высотах оставаться.
-Как вы относитесь к экстремальным видам спорта?
-Экстремальный вид спорта для меня понятие относительное. Горные лыжи не относятся к экстремальным видам спорта. Но для меня сегодня это экстремальный вид спорта. Экстремальным может стать любой вид спорта. Интересна статистика травм. Футбол, хоккей — что выше стоит по травматизму? Фехтование — здесь тоже велико число тяжелых травм. Поэтому любой спорт может стать экстремальным, если им начать заниматься впервые в жизни. Любой, так называемый, экстремальный вид спорта может не быть экстремальным, если быть к нему готовым.
-Расскажите, пожалуйста, о вашей семье.
-Семья у меня складывалась не однажды. Так распорядилась жизнь. У меня двое детей — два сына от разных браков. Одному 36 лет, другому 25. Один сын живет в Америке. Сейчас он является собственным корреспондентом НТВ в Америке. Второй сын в двухлетнем возрасте был увезен своей мамой в Париж. Мы с ним общаемся, он говорит по-русски. Его род занятий мне менее понятен. Он хочет вплотную заняться политическим пиаром. Старший сын занимался фехтованием, стал кандидатом в мастера, но дальше не пошел, потому что этим надо или заниматься серьезно, или не заниматься совсем.
-Аркадий Михайлович, скажите, ваш опыт работы врачом помог в написании юмористических произведений?
-Я отвечу более широко. Врачебный опыт помогает в написании любых произведений. Если бы была моя воля, то я бы в литературном институте имени Горького в программу обучения ввел бы курс анатомии и физиологии человека, чтобы творческие люди имели представление о том предмете, о котором они пишут.
-Вы в жизни юморной человек, или это только работа?
-Я не считаю, что юмор — это работа. Юмор — это еще один дополнительный орган чувств человека. Американцы говорят, что юмор — это степень интеллекта человека, и это правильно. Юмор — это человеческое качество, и эксплуатировать его и делать из него профессию — дело неблагодарное. Юмор надо расходовать очень бережно, аккуратно.
-Почему такой скачок от медицины к литературе?
-Это не перемена, это не уход. Это просто стечение жизненных обстоятельств. Я пошел в медицинский институт не для того, чтобы стать писателем, а для того, чтобы стать врачом. На моем курсе было очень много талантливых, творческих людей. У нас были спектакли, капустники, мы были профессионалами уже тогда. В процессе обучения к нам обращались профессиональные актеры с просьбой написать монолог, рассказ, интермедию. Я это делал охотно, и это у меня получалось. К окончанию медицинского института я понял, что не буду заниматься медициной. Я был целиком поглощен творчеством. Проработав три года врачом, я постепенно оставил медицину.
-Вопрос к вам, как к медику: есть ли связь прямая между количеством смеха, назовем это так, и качеством здоровья? Ведь всем известны выражения вроде: «смех лечит» и «здоровый смех»… Насколько они близки к истине?
-Наверное, есть что-то общее в том, что смех — в какой-то степени процедура лечебная. Я полагаю, что со смехом человек освобождается от отрицательных эмоций, от отрицательных чувств, накопившихся в нем. Это некий выход отрицательных чувств. Есть известное понятие, что когда человек смеется, он добреет. Даже самый злой человек, если его заставить улыбнуться, подобреет.
-Знаю, что вы пишете тексты многим певицам и певцам. С кем работать проще всего? И как вам удается писать тексты для женщин?
-Во-первых, это не совсем точная информация. Это не моя профессия — писать тексты. Я просто люблю это делать. Как правило, это тексты, которые либо я сам намерен исполнить, либо тот, кому этот текст понравится. А специально я не пишу. Мою песню исполнял Валерий Леонтьев. Песня «О Родине», которую поет Буйнов Саша, тоже была сначала написана, а потом он заинтересовался, попросил две-три строчки под себя переделать. Аллегрова исполнила шуточную песню «Бабушка по имени хочу». Я написал это сначала не ей. Меня попросил композитор Крутой написать для Аллы Борисовны. Но Алла Борисовна от слова «бабушка» отказалась, а Ира взяла. В общем-то, я не профессионал. Но я люблю этим заниматься в охотку. Была «Оранжевая песенка». Слова к этой песне были написаны много лет назад мной и моим другом Григорием Гориным.
Женщина — сложное понятие. Но написать стихи, которые будет исполнять женщина, мне несложно. Просто надо попытаться оказаться на чуть-чуть в «ее шкуре», или представить какую-то определенную, знакомую женщину, как она могла бы это исполнить. Все это модели жизни. Любая поп-звезда, певица, звезда эстрады может быть лишь отражением той женщины, которую вы просто знаете. Таких может быть много среди вашего окружения. Поэтому вы пишете для конкретного человека. И представляете его.
-Часто вы сами исполняете свои песни. Почему?
-Во-первых, я никогда себя не считал певцом, не считаю и не буду. Мои песни все иронические, я их даже не пою, а скорее напеваю. И это многим нравится. А раз это многим нравится, то я это делаю с удовольствием. У меня нет певческого голоса. Но у меня такой тембр, который очень часто узнают.
-Какой жанр вам больше по душе: проза, поэзия, юмористические рассказы?
-Могу только сказать, что я умею слагать стихи, но я никогда не считал это занятие поэзией. Поэзия — это особое состояние души, особое дарование. Сложить стих, сложить песню — мне это иногда удается. Но, в принципе, для меня главное — это проза. Юмор — это не что иное, как способ своего восприятия жизни. Я под таким углом смотрю. Кто-то под более серьезным. Все зависит от человека. Я никогда не считал юмор профессией. Для меня главное — проза. Радует, если проза удается с ироническими оттенками. Я вообще без этого не могу. Хотя бывает и вполне серьезная, бьющая в душу проза.
-Вы любите общаться с журналистами?
-Я всегда доступен журналистам. Если есть время, почему бы не побеседовать? Я не отказываюсь от интервью, и, как правило, охотно это делаю.
-Расскажите о ваших ближайших творческих планах.
-Планировать свое будущее очень трудно. Есть желание закончить роман, который сейчас в работе. Есть желание записать компакт-диск, в котором бы прозвучали песни — бывшие шлягеры ХХ века, хиты, которые мы пели, которые забыты сейчас, но не утратили своей прелести. И эти хиты должны быть как западными, так и российскими песнями. Что касается западного, я хочу сделать собственный перевод песен и исполнить их на русском языке. А что касается текстов наших песен — я не буду их касаться, потому что они безупречны. Компакт-диск будет называться «Хорошая музыка для хороших людей». Если это мне удастся, я буду очень рад.
Материал подготовил Денис Бессонов
Читайте также:
Просмотров - 2 986 Помочь сайту