Дни моего пребывания в Европе подходили к концу. Наступило 9 августа. Ко мне в Братиславу приехал Марьян, и мы с ним вдвоем отправились поездом в столицу Моравии – город Брно. Когда произносишь это название с тремя согласными подряд, то вновь твое славянское коллективное бессознательное играет в душе. Этимология этого слова индоевропейско-славянская. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что это слово родственно таким славянским понятиям, как «борона, боронить», а также, возможно, и «оборона, обороняться».
Пока ехали туда (примерно часа полтора-два, в совокупности 129 км), я предвкушал встречу с этим древним городом. Историки нам говорят, что его территория была заселена с пятого века, а впервые уже как город он фигурирует в документах 11 столетия. Это второй по величине город в современной Чехии, население которого приближается к 400 тысячам человек. В древности именно здесь проповедовали христианство Кирилл и Мефодий. Потом, когда мы приехали в Брно, я увидел, что здесь удивительно силен культ этих двух братьев-просветителей: масса всевозможных вывесок, плакатов, рисунков, книг, посвященных их деятельности. Но, парадоксальным образом, две главнейшие вещи, которые принесли в Моравию солунские братья, ныне чехами утрачены – православная вера и кириллическая письменность.
Брно является крупнейшим после Праги культурно-историческим центром Чехии. Здесь имеется Моравская галерея, являющаяся вторым по значимости собранием живописи, Библиотека Моравии, насчитывающая свыше 4 миллионов единиц хранения, есть прекрасные старинные церкви, дворцы, здания. Здесь располагается филиал Академии наук, несколько вузов и другие научные и образовательные организации. В общем, Брно – один из наиболее развитых городов, как Чехии, так и Европы в целом.
Так, с разговорами и этими размышлениями мы с Майо прибыли в столицу Моравии. Вышли на привокзальную площадь, и окунулись в атмосферу истории славянства. Город расположен на несколько холмистой местности, отдельные его части видны издалека. Мне как генетику, прежде всего, был интересен факт, что именно в Брно жил и совершил свои открытия «отец генетики» Грегор Мендель, монах Августинского монастыря. И направились мы с Марьяном, прежде всего, именно туда – в музей Менделя. Официально это место называется Августинское аббатство Святого Фомы в Старом Брно, или Старобрненский монастырь. Поскольку в годы немецкого засилья Брно было больше известно под немецким названием Брюнн, то и в литературе по истории генетики часто писали, что Мендель был монахом Брюннского монастыря.
Находится монастырь в центре города, и, насколько я понял, функционирует и сегодня. Самой главной его достопримечательностью, конечно, является музей Менделя. Он был не просто монахом, но аббатом этого монастыря в 1868-1884 гг. Музей расположен в небольшом уютном трехэтажном здании во внутреннем дворике монастыря. Мы взяли билеты, и зашли внутрь. Первое, что встречаешь при входе в музей – это два портрета слева и справа. Один из них Мендель, под портретом которого написано примерно так: я, Грегор Мендель, открыватель законов генетики, один из известнейших биологов в мире. Другой портрет, на удивление, — Д. И. Менделеев с таким примерно текстом: я, Дмитрий Менделеев, великий ученый-химик, открывший периодическую систему химических элементов. Не путайте нас, пожалуйста. По-видимому, эта выставка двух портретов с текстом вызвана к жизни в целях борьбы с невежеством: примерно половина людей во всем мире путает Менделя и Менделеева, исходя из частичного совпадения их фамилий.
Сам музей небольшой, но уютный, всего в несколько комнат. В одной из них, видимо, что-то типа небольшого лектория, и там сиденья сделаны в виде Х и У хромосом. Сохранились какие-то личные вещи Менделя и предметы того времени. Интересно, что Мендель был еще и пчеловодом. В одной из комнат ты идешь по центральному проходу, а с двух сторон поставлены настоящие ульи, только без пчел, хотя мне кажется, из них даже пахло медом. А внутри ульев размещены небольшие колонки, через которые слышен звук жужжащих пчел.
Во дворике монастыря сохранился небольшой огородик, в котором Мендель проводил свои опыты над горохом. Их даже засевают каждый год цветами, либо декоративными растениями (я бы на их месте засевал горохом!). Тут же, во дворике, стоит довольно знаменитый памятник Менделю, сделанный из белого мрамора.
В конце концов, перед уходом я сделал запись в гостевой книге, передав привет и благодарность всем организаторам музея на русском языке от себя лично и от своей кафедры. Купил также несколько портретов Менделя, чтобы подарить своим коллегам на кафедре. Потом мы с Марьяном еще ездили на трамвае на городское кладбище, где посетили могилу самого Менделя. Он захоронен среди других монахов Брюннского монастыря под скромной белой плитой. Там мы почтили его память, сфотографировались, и отправились дальше в Брно (гуляли по Брну, как говорят словаки – у них все это склоняется).
В центре города нас впечатлил прекрасный вид из замка Шпильберг. Представляет собой крепость, основанную еще в 13 веке для защиты города. Расположена крепость на вершине очень большого холма. В разные исторические эпохи она имела большое значение, здесь бывал даже Наполеон. Одно время крепость была политической тюрьмой. С середины 20 века в ней расположен краеведческий музей. Является одной из архитектурных доминант города Брно (Брна, как сказали бы местные жители).
После Шпильберга мы пешком отправились в собор святых апостолов Петра и Павла, который основан в 13 веке. Хоть по масштабам и величию он несколько уступает собору святого Стефана в Вене, но тоже поражает своей грандиозностью и духом старины. Он имеет две башни по обе стороны от входа, высота каждой из них по 84 метра. Собор видно издалека, еще при подъезде к городу. Походили вокруг, заглянули внутрь, а потом отправились в противоположную часть города, к маленькому второму железнодорожному вокзалу.
Дело в том, что в Моравии нас ждала встреча с еще одним небольшим городком. По-чешски он называется Славков-у-Брна, но каждому, кто мало-мальски интересуется историей, он известен под немецким названием Аустерлиц. Именно здесь происходила печально знаменитая битва трех императоров, когда объединенные силы Александра Первого и Франца Второго бились с Наполеоном, и были разбиты. Мы ехали эти 20 км на электричке, вокруг раскинулись обширные кукурузные поля, а я с грустью думал, что возможно под этими полями еще лежат косточки наших русских солдат, погибших 200 лет назад на чужбине.
Славков — тоже очень древний город, основан в 13 веке, но конечно несравнимо меньше, чем Брно, население его всего около 7 тысяч. Мы прогулялись пешком от вокзала до небольшого замка, в котором располагались наши императоры перед битвой. Там внутри работает музей, но было уже поздновато, мы только полюбовались центральной частью города, замком, вспомнили это печальное историческое событие, и отправились обратно.
Чтобы не опоздать на очередную электричку «до Брна», надо было ускориться, и чуть ли не бежать бегом, что для меня, со стоптанными ногами, было крайне тяжело, но мы-таки успели. Доехали до Брно, а оттуда обратной же дорогой до Братиславы. Майо поехал в Пезинок, а я остался на последнюю ночь в своих братиславских апартаментах. Мое пребывание в Европе почти закончилось, и скоро меня ждала дорога домой!
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
«Как я провел лето: Москва — Словакия». Часть 1
Лето 2013. Часть 2. Знакомство с Пезинком
Лето 2013. Часть 3. Наедине с Братиславой
Лето 2013. Часть 4. В трех государствах за один день. Леднице
Лето 2013. Часть 6. Поездка на Ораву
Лето 2013. Часть 7. Впервые в Оравском замке
Лето 2013. Часть 8. Снова в Трстене
Лето 2013. Часть 9. Медаль за город Будапешт. Встреча с польским другом