В наше апостасийное время либеральные средства массовой информации как только не постараются, чтобы уничтожить, или смешать с грязью все то лучшее, что было у нас в советскую эпоху! Апостасия коснулась и «главнейшего из искусств» — кино.
Про содержание и смысл огромного количества современных фильмов даже не хочется говорить. Помню конфуз одной учительницы литературы, посоветовавшей школьникам посмотреть фильм по замечательной повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Только одного не учла учительница — фильм был снят дельцами от кинематографа, напичкавшими его чуть ли не порнографическими сценами. После просмотра было неловко и ученикам и самой учительнице.
Другая тенденция современных фильмов, как художественных, так и документальных — пересмотр исторических событий, «вписывание» их в новую парадигму. Часть из этих фильмов, несомненно, полезная. Например, очень благоприятное впечатление производит фильм Никиты Михалкова об эмигрантах «Русские без России». Однако, появляются и такие фильмы, где, например, авторы пытаются «развенчать» подвиг Алексея Маресьева, или Александра Матросова. Один «гламурный» телеведущий заявлял, например, что Арина Родионовна, няня Пушкина, любила изрядно выпить, а один низкопробный юморист даже заявил, что няня «пила кружками» — ведь не на пустом же месте возникло небезызвестное стихотворение!
Подобные «сенсационные» факты можно отыскать в современном кино и телевидении в огромных количествах. Цель у них одна — дискредитировать наше прошлое, смешать его с грязью и заявить, что никакого великого прошлого у России не было, что не было у нее героев, что был только беспросветный мрак, «железный занавес» и «тюрьма народов». К такого же рода «шедеврам» относится и нашумевший лет 10 назад фильм «Сволочи», в котором утверждаются в качестве героев, спасавших Родину, малолетние преступники. Вот, дескать, героев настоящих не было, так пришлось делать героев из «сволочей». После просмотра таких фильмов у многих, особенно у молодежи, что мне приходилось видеть самому, происходит своеобразный «сдвиг» в сознании. Они начинают думать, что войну и правда выиграли «сволочи». Остается очень негативное впечатление после просмотра этого фильма, ощущение исторической лжи.
И вот вспомнился мне один замечательный фильм, настоящий шедевр нашего кинематографа, который буквально невозможно смотреть без слез — слез духовной радости! Разумею фильм «Баллада о солдате». Если кто-то не видел его, то много потерял. Очень рекомендую посмотреть! Здесь показан герой по возрасту всего лишь на несколько лет старше тех «сволочей». Но как же кардинально отличается от них его внутренний мир! Как чиста и светла его душа! Какие благородные поступки он совершает! Какие трогательные и целомудренные отношения у него к девушке, встретившейся ему в пути! Как замечательно исполнили в этом фильме главные роли Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко!
В образе этого юного солдата Алеши буквально показан русский святой воин, положивший свою жизнь, отдавший свою чистую и светлую душу за Родину! После такого фильма поистине понимаешь, какая великая у нас Родина, и какие прекрасные люди в ней живут. И пусть фильм заканчивается трагически, но от этого только усиливается эффект. Вот такие фильмы помогли бы воспитать патриотизм и в молодом поколении. Сейчас, когда нашему государству так не хватает державной идеологии, такой фильм мог бы прекрасно повлиять на молодежь! Вот почему я считаю, что фильм «Баллада о солдате» является альтернативой фильму «Сволочи».
Новое отношение к старым фильмам
Как-то недавно у нас разгорелась дискуссия о том, как относиться к старым и новым фильмам. Я расхвалил в соц. сетях фильм «Баллада о солдате» и обругал фильм «Сволочи». Из-за этого меня обвинили чуть ли не в ренегатстве, в том, что я идеализирую наше прошлое и не воспринимаю современное киноискусство. Так вот, хочется сказать, что для меня всегда критериями для оценки фильма являются, говоря языком МХАТа, сверхзадача и художественное достоинство. Это вне зависимости от времени, в которое фильм снят. Так вот, если говорить о старых советских фильмах, отношение у меня к ним весьма не однозначное. Есть, конечно, безусловные шедевры. Например, герасимовский «Тихий Дон» и сегодня смотрится изумительно. Через 50 лет в нем почти нет никакой фальши.
Изумительный фильм «Дом, в котором я живу» — после его просмотра испытываешь то, что греки называют катарсисом — очищение души. Очень люблю такой довольно малоизвестный фильм «Жизнь сначала» с талантливейшей Лидией Сухаревской. Об этой актрисе вообще следует говорить отдельно! Та же «Баллада о солдате» — шедевр своего времени, который останется на века!
Но советское кино — это не только сплошная идиллия. Есть и откровенные мерзости. Такой мерзостью, например, для меня явился не так давно с огромным трудом пересмотренный сериал «Тени исчезают в полдень» — чудовищная ложь от начала до конца! Не хочется даже возвращаться к нему. Единственный светлый след — это прекрасная песня «Гляжу в озёра синие». При желании можно продолжить список. Это просто самый яркий пример последнего времени.
Особый вопрос — это любимые фильмы нашего детства. Здесь со мной происходит удивительное «раздвоение личности». :) С одной стороны, это романтика нашего детства, любимые герои, столько приятных воспоминаний — «Кортик», «Бронзовая птица», «Неуловимые мстители» и другие. Но, с другой стороны, когда смотришь сегодня, тоже воспринимаются они с большим трудом. Понимаешь, что для того времени они, возможно и были актуальными. Но сегодня воспринимаются скорее как археологические образцы. Так что, к любому фильму надо подходить индивидуально. Есть однодневки, которые никто не вспомнит, а есть подлинные шедевры. Это относится как к современным, так и к старым фильмам.
Вадим Грачев
Какая радость, что в нашем обществе еще сохраняется такое ясное мышление среди пишущей братии, и вкус к настоящему, вечному искусству, которое должно воспитывать в людях прекрасное! Спасибо за размещение этой статьи!