За что я люблю интернет, так это за возможность оперативно получить знания. Ещё минут 10 назад я не знал, кто такой Гримальди.
После более, чем 20-летнего перерыва перечитываю «Пиквикский клуб», медленно, внимательно, с паузами, отступлениями и глубокой проработкой.
И вот попался кусок текста, на который прежде не обращал внимания. Когда Уинкль-младший без разрешения женился на Арабелле Аллен, то улаживать это дело к серьёзному Уинклю-старшему упросили ехать мистера Пиквика. Получивший от мистера Пиквика отступные незадачливый жених Арабеллы, Боб Сойер, вместе с её братом, Беном Алленом (оба горькие пропойцы), навязались ехать с ним за компанию.
Всю дорогу два эти чудика занимались обильными возлияниями, и по этой причине оказались в доме Уинкля-старшего, мягко говоря, навеселе.
И вот, когда этот почтенный джентельмен сурово взглянул на эту развесёлую компанию, то увидел на лице Боба Сойера гримасу, которую тот состроил, как пишет Диккенс, подражая покойному Гримальди в роли клоуна.
Тут же заботливый комментатор Евгений Ланн даёт нам отсылку к комментарию о том, что Гримальди (1779-1837) — знаменитый английский клоун, мемуары которого Диккенс редактировал в 1838 году, то есть через год после его смерти.
Дальше захожу в интернет, и ещё многое узнаю: что Гримальди — самый известный английский клоун, первый клоун с европейским лицом, автор, так сказать, канонического образа клоуна, его лица и ужимок, все потом ему подражали. Таких клоунов потом называли «рыжими», или Джой, что ещё значит и «радость». Помнится, этим прозвищем Стелла Патрик Кемпбелл звала Бернарда Шоу в переписке и в пьесе Джерома Килли «Милый лжец».
Гримальди с оглушительным успехом выступал в театрах Ковент-Гарден и Друри-Лейн, был невероятно популярен. А потом по болезни оставил сцену, обнищал, его часто видели в лондонских кабаках, ноги его с трудом передвигались, а хозяин кабака часто почти на руках его относил домой.
Именно с Гримальди связывают известную историю, когда к доктору пришёл печальный пациент в депрессии, в поисках средства, могущего исцелить его. Доктор посоветовал сходить на представления потрясающего клоуна
— Всю вашу депрессию как рукой снимет!
— Доктор, я и есть этот клоун, с тоской ответил пациент.
Удалось мне, конечно, найти и изображение Гримальди, то самое, которым Диккенс наделил своего героя Боба Сойера.
Вадим Грачев

