Исполнилось 155 лет со дня рождения одной из самых замечательных русских актрис — Евдокии Дмитриевны Турчаниновой. Это во всех отношениях уникальный человек. Родилась она еще в 1870 году, в ту далекую эпоху, когда не было электричества, автомобилей, радио, не говоря о других «благах цивилизации». Едва только отменили крепостное право, а железные дороги и фотографии были еще относительным новшеством. Москва тогда отапливалась дровами, освещалась свечами, а ездили все на извозчиках.
Москва Турчаниновой – это практически тот же самый фамусовский город, описанный Грибоедовым в «Горе от ума». Турчанинова росла в атмосфере московских просвирен, приживалок, свах, купчих, городовых, квартальных, дворников, торговцев и прочего разночинного люда. Вся эта армия московского народа обладала глубинным русским духом, сочным юмором, смекалкой, и самое главное – фантастически красивым русским языком, тем языком, по которому мы сейчас испытываем такую тоску. Юная Дунечка росла и купалась в этой атмосфере, наслаждалась этой речью, которая «словно реченька журчит», и впитывала ее в свою творческую душу. Мир Островского и Гоголя – это был ее живой мир, вся ее жизнь, она им дышала.
С детства она прикипела к Малому театру, который был душой старой Москвы и великой русской культуры. В Малом театре капельдинером служил ее отец. Дивную и певучую русскую речь она слышала со сцены из уст Федотовой, Никулиной, Медведевой, Музиля, Правдина, Горева, Ленина (Михаила Францевича), восхищалась гением Ермоловой, наслаждалась обаянием Ленского, Южина и очень многих других великих русских артистов.
Та же самая певучая, дивная московская речь, которую она слышала от простого народа, во всей красе звучала и со сцены Малого театра. Поэтому и не удивительно, что всю свою жизнь и судьбу Евдокия Дмитриевна Турчанинова связала с Малым Театром, в котором прослужила семь десятков лет! Мир сотрясали чудовищные войны, революции, международные конфликты, появлялись и рушились государства, менялся государственный строй, названия стран, в мире происходили глобальные научные открытия, были изобретены автомобили, электричество, телеграф, радио, телевидение, паровое отопление, была изобретена атомная бомба, человек полетел в космос, а Евдокия Дмитриевна Турчанинова все это время жила в центре Москвы, каждый день ходила на службу в Малый театр, и продолжала радовать и восхищать зрителей, а потом их детей, внуков и правнуков чудной музыкой великой русской речи со сцены. А когда она выходила на сцену вместе с Рыжовой, Яблочкиной, Яковлевым, Массалитиновой и другими корифеями – это было настоящее пиршество русского духа и настоящий праздник русской культуры, как это было, например, в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше».

Евдокия Дмитриевна была истинным патриотом своего Отечества, в каких бы государственных формах оно не существовало. Во все войны она выезжала на фронт к солдатам, выступала в землянках, окопах, подлодках, на импровизированных сценах недалеко от линии фронта. И даже в Великую Отечественную, когда ей шел уже восьмой десяток лет, она выезжала на фронт, выступала перед солдатами, которые к ней относились как к своей родной бабушке, она им рассказывала сказки, читала отрывки из разных произведений, а в ответ раздавались дружный смех и аплодисменты. Она поднимала настроение бойцов и приносила им огромную радость в редких промежутках отдыха между боями. Со многими бойцами она дружила и переписывалась потом до конца жизни. Одна из этих историй — дружбы с летчиком Батизатом вошла даже в книгу о Евдокии Дмитриевне. Кстати, все свои сбережения, все, что у нее было отложено с зарплаты, различных премий и других источников, она, как и многие другие патриоты, не задумываясь передала в фонд обороны, за что получила личную благодарность Сталина.
Народной Артисткой Советского Союза она стала немного позднее других корифеев – в 1943 году, когда ей было уже 73 года, но зато – уникальный случай – в том году она была единственным человеком, кому это звание присвоили. Она была вхожа в Кремль, она дружила с Гагариным, Лидия Русланова приезжала к ней в гости и пела русские народные песни, которые актриса так любила, и сама с удовольствием пела. А на заре 20-го века ее игрой восхищался Лев Толстой, и умилялся, как верно и ярко играет Таню в его пьесе «Плоды просвещения» эта «черноглазая».
Родившись в «глухую» эпоху, она с удовольствием освоила все технические новшества своего времени и наполнила их русским духом: снималась в кино, записывалась на радио, много фотографировалась, несколько спектаклей с ее участием записаны на пленку – все это золотой фонд нашей культуры. Она периодически выступала в печати, вспоминала великих деятелей русской культуры и истории, с которыми была дружна и знакома, рассуждала о проблемах театра, сетовала о том, что русская речь побледнела и потускнела (это в те-то годы, а что уж говорить сегодня).
На сцене Малого театра ею было сыграно более 300 ролей. Иногда в одних и тех же спектаклях она играла по несколько ролей разного возраста – в юности, зрелости и старости (например, в том же спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» — Поликсена, Зыбкина, Барабошева). Будучи истинно русским человеком, Евдокия Дмитриевна всегда ходила в храм, а дома у нее висели иконы, перед которыми теплилась лампада. Удивительно, но об этом писали даже в книге о ней в советские годы без всякой критики. Она, как и вся московская творческая интеллигенция русского духа, близко дружила с Сергеем Николаевичем Дурылиным, живала по нескольку дней у него в Болшеве, проводила там время с художником Нестеровым и многими другими корифеями. Сергей Николаевич, будучи священником, также их всех окормлял духовно. Сохранилась обширная переписка Турчаниновой с Дурылиным, которая опубликована (думаю, что не вся) еще в советские годы.
Прожила Евдокия Дмитриевна огромную жизнь – 93 года (1870-1963), пережив своего ровесника Ленина (Владимира Ильича) почти на 40 лет. Один только список правителей России, при которых она жила, чего стоит: Александр Второй, Александр Третий, Николай Второй, Ленин, Сталин, Хрущев, а менее чем через год после ее смерти к власти пришел уже Брежнев, а это уже наша эпоха. Таким образом, она является связующим звеном всей русской истории и культуры, мостиком от 19 века к нашему времени. Похоронена она не на Новодевичьем кладбище, где лежат все «почетные», а на гораздо более «скромном» — Калитниковском – по одной простой причине, потому что она коренная москвичка, и на этом кладбище родовая усыпальница Турчаниновых, там погребены и все ее родственники. Мне доводилось бывать и на ее могиле.
Евдокия Дмитриевна Турчанинова оставила после себя огромное творческое наследие. О ней написаны книги, статьи, ее архив описан и хранится в РГАЛИ, полная опись его доступна через интернет, там много сотен единиц хранения. К счастью много сохранилось и записей в видео и аудио формате. Все это можно увидеть и услышать. Мне думается, что никто не читал так сказки для детей, как это делала Турчанинова. Каждая из них – это шедевр, это торжество русского духа, юмора, смекалки. Современные дети, слушая эти сказки, будут расти в правильном направлении. Москва – это сердце России, в культурном отношении сердце Москвы – это Малый театр, а сердце Малого театра – это личность Евдокии Дмитриевны Турчаниновой!
Вадим Грачев
Спасибо, что помните об этой удивительной женщине и делаете важное дело! Нам необходимо передавать память о таких людях от поколения к поколению. Особенно, это ценно для молодёжи, ведь воспитывать вкус к настоящему, к прекрасному нужно как можно раньше.
Евдокия Турчанинова была одной из ярчайших представительниц знаменитой труппы Малого театра, чье творчество стало неотъемлемой частью его истории. Её талант актрисы раскрылся в лучших традициях русской психологической школы, где каждый образ был наполнен глубоким внутренним содержанием и достоверностью переживаний.
Особенное место в её творчестве занимали роли в пьесах А.Н. Островского, которого справедливо называли “своим” драматургом Малого театра. Турчанинова создавала незабываемые характеры русских женщин, в которых органично сочетались душевная красота, сила характера и трагическая судьба. Её героини были живыми, убедительными, полными внутреннего достоинства.
Мастерство актрисы проявлялось не только в драматических ролях, но и в её способности создавать яркие комедийные образы. Она обладала редким даром – умением соединять внешнюю простоту с глубиной психологического рисунка роли, что делало её игру особенно притягательной для зрителя.
Турчанинова была не просто талантливой актрисой, но и настоящим хранителем традиций Малого театра, передавая свой опыт молодому поколению артистов. Её творческий путь стал примером того, как преданность искусству и верность своему призванию могут создать неповторимую сценическую индивидуальность.
В её игре всегда чувствовалось глубокое понимание русской классики и преданность театральным канонам, что делало её творчество особенно ценным для истории отечественного сценического искусства.
Царствие ей Небесное!
А ещё мне очень понравилось, что даже в советское время она не скрывала своей веры в Бога. Евдокия Дмитриевна была глубоко верующим, религиозным человеком. Это было одной из важных составляющих её мировоззрения и жизненного пути. Её вера проявлялась не только в личной жизни, но и в её быте — в её доме царила атмосфера, пропитанная традициями, а всё было подчинено русским православным обычаям. Она сохраняла верность своим религиозным убеждениям на протяжении всей своей долгой жизни. Это дорогого стоит!
Спасибо большое. Полностью согласен!
Спасибо большое за такой развёрнутый комментарий, всё так и есть. Добавлю только, что она и зарубежную классику играла не менее глубоко и с отменным вкусом (Вспомнить хотя бы «Пигмалиона», «Евгению Гранде»). Уникальная была и актриса и человек.
Чувствуются, что знатоки пишут:) Спасибо, что просвещаете!
Полностью согласна, что одной из самых значительных и монументальных ролей в карьере Евдокии Турчаниновой стала роль Мавры Тарасовны в пьесе “Правда — хорошо, а счастье лучше”. Этот образ занял центральное место в её творческой карьере и стал одним из самых ярких в её сценической галерее.
Успех этой роли во многом обусловлен уникальным талантом актрисы:
Её способностью к глубокому психологическому раскрытию характера
Искусством перевоплощения при сохранении естественности игры
Умением создавать яркие, запоминающиеся образы без сложного грима
Музыкальностью сценической речи
Прочной внутренней связью с партнёрами по сцене
В этой роли особенно проявились характерные черты её актёрского мастерства:
Обаяние
Эмоциональность
Непосредственность
Жизнерадостность
Тонкий юмор
Примечательно, что именно в этой роли Турчанинова смогла в полной мере раскрыть свой национальный характер дарования, будучи знатоком русского языка и старого уклада жизни, что позволило ей создать поистине многогранный и запоминающийся образ. Хотя и роль Поликсены тоже была восхитительной!
Спасибо! К счастью, мы можем наслаждаться этой ролью и сегодня. Она записана и на кинопленку, а также в нескольких вариантах на аудио — можно найти на сайте Старого радио, например. Мне особенно нравится одна из ранних записей, где-то сразу после войны, где Сила Ерофеич — еще Николай Капитонович Яковлев, тоже один из гениев Малого театра. Запись сделана по трансляции, и постоянно сопровождается смехом и аплодисментами зрителей. Такое ощущение, что и мы сидим в том зрительном зале. Вариант для кинопленки этого эффекта, конечно, не имеет, да и Сила Ерофеич там другой, хотя не менее интересный.
О, да! Старое радио — это кладезь русской классики! Слава Богу, что сейчас эти шедевры доступны всем!
Кстати, если есть возможность, советую посетить Видеофонд Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ), где собрана уникальная коллекция киновидеоматериалов, в том числе телевизионные постановки, театральные спектакли в видеозаписи, историко-культурологические материалы.