Джованни Баттиста Перголези и его музыка

Итальянский композитор и музыкант, проживший совсем короткую жизнь (1710-1736). И вот этот, по сути, мальчишка, успел написать несколько опер, других произведений в различных жанрах, а также, незадолго до смерти, кантату Stabat Mater («Стояла Мать скорбящая») на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди, которая повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Кантата считается самым известным его произведением, и до сих пор много исполняется. И вообще Перголези можно услышать, довольно много записей есть в интернете.

Композитор Джованни Баттиста Перголези

Биография

Джова́нни Батти́ста Перголе́зи (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710, Ези — 16 марта 1736, Поццуоли) — итальянский композитор, скрипач и органист. Его настоящая фамилия — Дра́ги (итал. Draghi), слово «Перголези», по факту ставшее псевдонимом, является демонимом городка Пергола (итал. Pergolа), где жили предки музыканта.

Представитель Неаполитанской оперной школы, один из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы).

Родился в Ези, где изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году переехал в Неаполь, где постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко и Франческо Дуранте. В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме одной — L’ Olimpiade, премьера которой состоялась в Риме.

Композитор, музыкант Джованни Баттиста Перголези

С первых же шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и нововведений. Самой удачной его оперой является написанная в 1733 году «Служанка-госпожа», быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752 году она была представлена в Париже, то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы, признанными корифеями которой были Рамо и Люлли, и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, и в течение этого периода парижское музыкальное общество оказалось расколотым надвое.


Опера «Служанка-госпожа» — дуэт Уберто и Серпины — Giovanni Battista Pergolesi


Salve Regina in fa maggiore: I. Salve Regina — Giovanni Battista Pergolesi


Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным его произведением в этом жанре стала фа-минорная кантата Stabat Mater, написанная незадолго до смерти. Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Этот католический гимн для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган) — одно из самых вдохновенных произведений композитора. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти, исполняемого в неаполитанских храмах каждую Страстную пятницу. Впрочем, вскоре новая кантата затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке музыкальным произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха, который использовал её как основу для своего псалма Tilge, Höchster, meine Sünden, BWV 1083.


Stabat Mater: I. Stabat Mater dolorosa — Giovanni Battista Pergolesi


Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время некоторые сочинения, приписываемые композитору после его смерти, оказались фальшивками. Так, автором долгое время считавшихся принадлежащими Перголези шести концертов Sei Concerti Armonici оказался нидерландский композитор Унико Вильгельм ван Вассенар.

Джованни Баттиста Перголези скончался от туберкулёза в возрасте 26 лет.

Изображён на итальянской почтовой марке 1986 года.

Джованни Баттиста Перголези

Интересно, что исполняли произведения Перголези и наши выдающиеся артисты, например, Надежда Андреевна Обухова и Муслим Магомаев.


Муслим Магамаев — «Se tu m’ami» — Giovanni Battista Pergolesi


Обухова пела на итальянском языке его песню «Ах зачем я не лужайка» — это пастораль на стихи Ш.-А. Рибуте. Стихи необычные, вдохновенные, о любви, а мелодия — потрясающей красоты!


Надежда Обухова — «Ах, зачем я не лужайка» — Giovanni Battista Pergolesi


Ах, зачем я не лужайка,
Ведь на ней пастушка спит.
Сладко спит моя пастушка,
Сам Амур её хранит.

Ах, зачем я не прохладный,
Ей любезный ветерок
Иль под милыми стопами
Расцветающий цветок?

Ах, зачем волной прозрачной
Не могу её ласкать?
Или тканью прихотливой
Стан прелестный обвивать?

Ах, зачем зеркальной гладью
Не ловлю её черты,
Посылая ей улыбку
Отражённой красоты?

Ах, зачем волшебной грёзой
Не могу её привлечь
Иль, отбросив все уловки,
Повести от сердца речь?

Всем, что прелестью своею
Может милую пленить
В честолюбье непомерном
Я хотел бы сразу быть!

Вадим Грачев (wikipedia.org)




Просмотров - 1 301 Помочь сайту

Оставьте комментарий