Меньше месяца осталось до 200-летия великого основателя русской национальной драматургии. Этот юбилей будет не 12 апреля, как пишет несчастная Википедия и все остальные вслед за ней, а 13 числа. Поскольку родился Островский в 1823 году, 31 марта по прежнему, Юлианскому календарю. В 19 веке эта дата при переводе на Григорианский календарь приходилась, действительно, на 12 апреля. Но уже в 20 и 21 веках добавился еще один день в силу постоянного расхождения этих календарей. И сегодня праздновать юбилей Островского нужно 13 апреля. Мне много приходилось об этом писать. Заменив в 1918 г. календарь, большевики совершили настоящую культурную диверсию, и все памятные даты прошлых лет, все события, дни рождения, смерти – обессмысливаются, поскольку отмечаются нами совсем не в те дни, когда должны.
Ну а теперь о самом Островском и его творчестве. Во всей русской литературе это единственный автор, полностью посвятивший себя драматургии и театру. Все крупные писатели создавали драматургические произведения: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Писемский, Толстой, Тургенев, Чехов и другие. Но помимо пьес у них были и другие произведения. Островский же отдал весь свой талант стихии театра. Он является основателем русского национального театра. И недаром самый знаменитый памятник ему поставлен у стен самого великого русского театра – московского Малого. Его второе название – Дом Островского. К счастью он и сегодня является его домом и сохранил дух Островского, сохранил классическую форму и психологическую глубину русского реалистического театра. Таких почти не осталось.
Островский – это извечные русские проблемы, это отражение русского духа на сцене, это великолепное звучание прекрасного русского Слова, это любовь и ненависть, это бедность и богатство, это смех и слезы, это очищение души и возвращение ее к русским истокам. Ни в одном театре я не видел, а в Малом после спектакля видел своими глазами, как люди выходили со слезами радости и восторга, испытывали катарсис – это после спектакля по пьесе Островского.
Постараюсь в ходе подготовки к его юбилею выкладывать некоторые самые любимые свои записи его произведений, отрывков из них с моими комментариями к ним. Начну с одного шедевра. Это небольшой фрагмент из спектакля «В чужом пиру похмелье». Двух «дремучих» замоскворецких купчих играют здесь две великих Варвары – Рыжова и Массалитинова.
Почему дремучие? С одной стороны их внутренний мир – это чистое средневековье. Они безнадежно отстали от современности. По их мнению, если кто влюбился – так это «подсыпали» чего-нибудь, если учиться ребенка отдать, то «глаз выколют», а от любви «куриный помет помогает» (причем последней фразы в тексте у Островского нет, там просто сказано, что одна шепчет что-то другой на ухо, но хулиганка Массалитинова не могла не довести этот маленький шедевр до абсолютного комизма и добавила этот «куриный помет»). Но с другой стороны, если посмотреть глубже, то в этом комическом диалоге сквозит и что-то другое, какая-то глубинная народная мудрость, смекалка, юмор как защита от агрессивного мира. И вот эта жизнь купеческих жен в «дремучем» Замоскворечье – это своеобразный райский уголок. Им и не надо никаких «благ» бездушной цивилизации – были бы все здоровы, да мир в семье, и все счастливы. Слушая, мы и смеемся от души, но подсознательно понимаем и этот, более глубинный пласт спектакля.
И отдельно, конечно, надо сказать о красоте и глубине русского языка. Когда Островский + Малый театр + великие актеры, то это всегда = шедевр. Сегодня, в наше убогое время, когда люди кругом говорят как роботы, словно транслируют выпуск новостей по телевизору, русское сердце и душа тоскуют по настоящему русскому языку, по его сочности, вкусу, меткости, глубине, лаконичности, бесконечному юмору. Если мы хотим это услышать, то надо обратиться к наследию Островского, к Малому театру. И вот эта сегодня звучащая запись, которая сделана 90 лет назад – как раз такой абсолютный шедевр. Послушайте и насладитесь! Объявляет этот фрагмент в самом начале Елена Николаевна Гоголева, такая же верная наследница Малого театра, младшая современница двух великих актрис.
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Книга М. П. Лобанова об Островском
Островскому — 200. Часть 2. Бедность не порок
Островскому — 200. Часть 3. Гликерия Федотова — монолог Василисы Мелентьевой
Островскому — 200. Часть 4. Анастасия Зуева — монолог странницы Феклуши
Островскому — 200. Часть 5. Спектакль Малого театра «На всякого мудреца довольно простоты»
Островскому — 200. Часть 6. Спектакль Малого театра «В чужом пиру похмелье»
Островскому — 200. Часть 7. Сцена из «Грозы» — Ливанов, Андровская
Островскому — 200. Часть 8. Фильм «Гроза» (1933 г.) — Реж. В. М. Петров
Островскому — 200. Часть 9. Фильм «Без вины виноватые»
Островскому — 200. Часть 11. Фильм «Бесприданница» (1936 г.)
Островскому — 200. Часть 12. Спектакль Малого театра «Волки и овцы» (1952, 1973, 2003)
Островскому — 200. Часть 13. Сцены из спектаклей Малого театра разных лет
Островскому — 200. Часть 14. Спектакль Малого театра «Гроза»
Островскому — 200. Часть 15. «Русские деньги» — фильм И. Масленникова по «Волкам и овцам»
Островскому — 200. Часть 16. Фильм-спектакль «Горячее сердце» — Пушкинский театр (Александровский)
Островскому — 200. Часть 17. «Жестокий романс» — по пьесе «Бесприданница»
Островскому — 200. Часть-18. «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (Малый театр)
Островскому — 200. Часть-19. «Сердце не камень» — фильм Л. Пчелкина (1989 г.)
Островскому — 200. Часть 20. Фильм «Женитьба Бальзаминова» — К. Воинова
Островскому — 200. Часть 21. «Не все коту масленица» — аудиоверсия спектакля Малого театра
Островскому — 200. Часть 22. «Женитьба Белугина». Фрагмент из спектакля Малого театра
Островскому — 200. Часть 23. «Пучина» — спектакли Малого и Пушкинского (Александринского) театров
Островскому — 200. Часть 24. «Без вины виноватые» — фильм Глеба Панфилова и спектакль Петра Фоменко
Островскому — 200. Часть 25. «Женитьба Бальзаминова» — два спектакля Малого театра
Битва цивилизаций. Бедность не порок
Читайте также:
Просмотров - 858 Помочь сайту