К радости всех любителей джаза сегодня на наши вопросы отвечает звезда российской вокально-джазовой сцены, наша землячка Яна Тюлькова, проходившая обучение в престижном американском «Berklee College».
-Яна, расскажите, пожалуйста, о ваших творческих успехах. Что нового в творческой жизни?
-Этим летом, по приглашению дирекции Umbria Jazz Clinics мне удалось побывать в летней школе Berklee College of Music в городе Перуджии в Италии. Эти мастерские проходили под патронажем Umbria Jazz Festival (один из крупнейших фест. в Европе продолжительностью 10 дней). Поэтому нам — студентам были предоставлены солидные скидки на все концерты.
Я, как истинный джазоман воспользовавшись этим — побывала на концертах: B.B,King, James Brown, Dee Dee Bridgewater, The Manhattan Transfer, Michael Camilo, Keith Jarrett, Herbie Hancock. А с John Scofield и с Steive Swallow мне даже повезло сфотографироваться и взять у них автограф. Концерты заканчивались далеко за полночь, а с 9 утра у нас начинались занятия. И всё это удовольствие продолжалось до 6 вечера, когда уже пора было собираться на очередной концерт. Времени на самостоятельную работу катастрофически не хватало. Пришлось нарушить спокойную размеренную жизнь итальянцев и, так ими любимый, послеобеденный сон и, совершив героический поступок, прорваться в школу в обед для занятий любимым джазом.
Вот так, можно сказать, ненароком, я внесла свою маленькую лепту в реорганизацию учебного процесса. Конечно, отдельно хочется рассказать о моих педагогах. Когда я увидела имя Antony Germain в списке педагогов, преподающих гармонию в этом году в Umbria Jazz Clinics, я просто не поверила своим глазам. Это ведь мой родной педагог, у которого я училась в Бостоне! Срочно полетела в Народные Промыслы, купила ему суперподарок из бересты. Он, конечно, подарок мой оценил, сказал: thank you, honney. И я сразу растаяла. Преподавателем по вокалу у меня была знаменитая Donna McLRoy. Обладательница премии Грэмми фактически на пальцах разложила нам все основные принципы вокального мастерства, закрепив теорию практикой.
Каждый вечер на протяжении пяти дней мы ходили слушать Донну на площадь Gardinia Garducci. А ещё, у меня был просто потрясающий педагог, бэк-вокалист знаменитой Дайаны Росс, колоритный, необъятных размеров Black Man Denis Montgomery 111(третий). Дэнис вёл у нас Gospel Ensamble и вокальную импровизацию.
Как-то на уроке он обратился ко мне: А что это ты всё пишешь себе в тетрадь? Очень удивился, когда узнал, что я пишу на слух, в нотной тетради, партии всех голосов тех песен, которые мы проходим, И спросил: откуда ты? Я с гордостью заявила: из России! Из России! — раздался хор голосов? А девушка сидевшая прямо передо мной повернувшись пропела с восторгом. Так это ты из России? А то все говорят — тут из России кто-то есть. А я всё думаю — да кто же это, кто же это? А Дэнис согласился аккомпанировать мне на заключительном концерте, куда я была отобрана (в числе 5 вокалистов).
Могу сказать одно – это было круто! Сразу в голову закралась мысль — вот бы с такими людьми записать альбом, и просто порадовалась за себя. После концерта к нам подошли журналисты, репортёры, попросили нас сфотографироваться с ним вместе для газет. Кстати, песни Дэниса мы теперь исполняем в студии с моими девочками. Всем очень нравится петь госпел.
-А как идут дела в вашей студии?
-В студии дела идут своим ходом. Изначально я даже и не предполагала, что мои ученики смогут ездить на конкурсы и побеждать. Но вот практика показала обратное — в сентябре я ездила со своей ученицей Сашей Беляковой в Литву на международный детский джазовый вокальный конкурс, где девочка моя завоевала 1 место. После этой победы остальные студийцы как-то сразу почувствовали силы, и вот мы уже готовимся к новым конкурсам. Кстати, на днях вернулись с гастролей — ездили в Димитровград (в рамках программы культурная столица Поволжья) с концертом. Там всё прошло на 5 с плюсом. Кроме концерта провели потрясающий мастер-класс. Так что в Димитровграде ждут теперь Jazz Vocal Studio-2 с новой программой.
-Яна, а очень трудно было открыть собственную студию? Вам кто-то помогал?
-Всегда трудно начинать любое дело. В начале мне даже страшно было, мелькали мысли в голове — а надо ли? а справлюсь ли? Но это была лишь одна часть моего я — та, что вечно сомневается. А другая — та, что оптимист по жизни, убеждённо заявляла, что дело наше правое, и всё у нас получится. И, конечно, мне помогали мои друзья. Во всём. В нашей жизни без друзей — никуда.
-Как вам удается сочетать преподавательскую работу в студии и выступления на концертах? Ведь на это нужно много времени…
-Для меня преподавание и выступления — это две стороны одной медали. Одного не существует без другого. Педагог должен постоянно концертировать — это, кстати, основной принцип педагогической деятельности в Berklee. У меня всё настолько взаимосвязано, что даже сложно сказать, где заканчивается преподавание и начинается выступление. Часто на уроках чувствую себя как на сцене. Пусть даже для одного человека.
-А административные вопросы?
-Я не занимаюсь административными вопросами, т.к. для меня их просто не существует. Или я их просто не замечаю. Хотя, если честно, летом мне довелось быть соорганизатором нашего отчетного концерта. Очень нервное это занятие, напрягает сильно.
-Яна, а почему вы решили исполнять именно джаз? И почему в нашей стране джаз не так популярен, как за рубежом?
-Я исполняю джаз и воспринимаю это как данность. Это так и никак иначе. Как, все равно, что назвали меня Яна и никуда я от этого не денусь. А насчёт не популярности джаза, мне кажется, что джаз всегда будет музыкой для избранных. Только где-то эта прослойка плотнее, где-то более разреженная. Причём, в каждой стране играют джаз по-разному. В Германии, например, инструментальный, техничный, сложной джаз, который тяжело воспринимается (на мой слух). В Штатах играют разную музыку, но там совершенно аутентично играют фанк. Так как в Штатах, его не играют нигде. Это просто потрясающе — для них легко сыграть сложнейшую ритмическую структуру, не задумываясь об этом… В то время, как мы бьёмся, объясняя на бумаге — как это сыграть. Парадокс.
-Некоторые известные артисты эстрады считают, что в нашей стране поп-музыка будет еще долго популярнее джаза, возможно, пока не изменится культурное развитие общества, и что, исполняя джаз, в России не сделаешь такого громкого имени, как в шоу-бизнесе. Вы согласны с этим? Каковы, на ваш взгляд, перспективы джаза в России в ближайшие годы?
-Я согласна с тем, что джаз никогда не будет популярной музыкой. Но плохо ли это? Существует же эксклюзивная одежда — для немногих (по достатку). Так и джаз — для избранных (духовно богатых, для тех, кто его понимает). Вот и все, а насчет громкого успеха — здесь можно поспорить. Совсем недавно был такой прицендент — Diana Krall не приехала с гастролями в Москву по одной простой причине — гонорар 500.000$! Об этом следует задуматься. А насчёт перспектив развития джаза могу сказать, что я не джазовед, не теоретик. Но явно одно — джаз всё больше становится музыкой, на которую модно ходить. Кто знает, может тот — новенький, попытается включить мозги?
-Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, желающий научиться исполнять джаз?
-Кроме музыкальных способностей, дисциплина, упорство, настойчивость. Я думала, что у меня в студии демократия а совсем недавно поняла, что вопрос дисциплины для меня первоактуален (опоздание на урок, сотовые звонки невнимание, забывчивость, меня просто убивают). Мне кажется, не важно чем человек занимается – он должен быть нацелен на конечный результат, и это должно выражаться не в количестве отработанных часов, а в качестве отработанного часа.
-Что вы можете посоветовать начинающим исполнителям джаза для достижения успехов?
-Для достижения успеха могу посоветовать следующее — ставить маленькие задачи, выполнять их и видеть впереди конечную цель. Шаг за шагом вы доберётесь до вершины своего успеха.
-Яна, а вы бы хотели открыть персональный сайт, рассказывающий о вас и вашем творчестве? Почему пока у вас нет личного сайта?
-Да, материала накопилось достаточно, и я хочу открыть персональный сайт. Но здесь есть две проблемы: Первая — недостаток свободного времени. Мне определённо не хватает 24 часа в сутки. И вторая — не могу найти подходящего веб-мастера. Надеюсь, что хотя бы одну из этих проблем статья в вашем журнале поможет мне решить.
-Будем на это надеяться! Яна, благодарим вас за интересное интервью и желаем огромных творческих успехов и реализации всех намеченных планов! Ваши пожелания нашим читателям?
-Интернет — это великое достижение человечества. Интернет позволяет находить любую информацию, не отходя от компьютера, общаться с друзьями, которые живут за 1000 км от тебя в on-line… А рубрика “Интернет-Лоцман” помогает читателям сориентироваться в интернет-пространстве, мобильно достичь своих целей. Работа в Интернете — целая наука. Так что желаю вам, дорогие читатели, грызть гранит науки, а рубрике — процветания и новых идей в мире компьютерных технологий.
Денис БЕССОНОВ
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ О ЯНЕ ТЮЛЬКОВОЙ:
Яна Тюлькова: не могу ничего не делать
Яна Тюлькова: я — человек мира
Яна Тюлькова: политика разъединяет, а джаз – объединяет
Яна Тюлькова: я лечусь музыкой
Яна Тюлькова: я серьёзный водитель
Яна Тюлькова: на английском как на русском
Студия Яны Тюльковой: главное условие — желание заниматься
Яна Тюлькова: неужели они тоже могут чувствовать музыку?
Яна Тюлькова: музыка сближает людей
Читайте также:
Просмотров - 3 064