Космический вокзал будущего. «Восточный» — восточная сказка для космонавтики

С небольшим отклонением от графика строительства будущего нашей космонавтики, космодрома «Восточный», на стройплощадку его второй очереди — старта ракет тяжёлого класса «Ангара», через Северный морской путь, в приамурскую тайгу, были доставлены очередные блоки монтажно-испытательного комплекса. Таким образом, трудоёмкая и дорогостоящая операция запуска цеха сборки и испытания ракет, и монтажа стартового стола становится близка к завершению. Если запуск «Ангары» с «Восточного» в 2024 году пройдёт удачно, это будет означать обретение Российской Федерацией независимости в важнейшей военно-стратегической и народно-хозяйственной сфере деятельности и новый толчок в науке.

Панорама Восточного

До конца 2022 года на космодром будут доставлены последние блоки будущих конструкций Второго старта, что, как мы надеемся, позволит вовремя завершить монтаж сборочно-стартового оборудования, начать его отладку, чтобы в начале 2024 года вплотную подойти к сборке и пускам ракет-носителей.

С пуском Второй очереди «Восточного» замкнётся не просто очередной этап космической гонки. Новый космодром, по прогнозам, должен стать вершиной, вобравшей в себя всё лучшее из отечественного и мирового космодромостроения, и нам самое время вспомнить и посмотреть, а что лежит в основании?

Как всякая дорога начинается не от порога, а от необходимости к чему-то прийти, идея нового космодрома более, чем осознанный шаг, направленный на решение сразу нескольких глобальных проблем, поставленных перед отечественной космонавтикой непростым временем, в которое мы живём, и необходимостью переоснащения всего технического парка средств выведения полезных людей и грузов за пределы земной атмосферы. Навёрстывать всегда нелегко, но то, что мы встали на этот путь, и с него не свернём, уже нашло своё подтверждение.

Космодром «Восточный» — вполне возможно, как раз отсюда начнётся история межпланетной космонавтики — Луна, Марс, большие спутники Юпитера.

Восточный... вышки, как столетние кедры...

Восточный… вышки, как столетние кедры…

И ничего, что пока отсюда уходят в космос лёгкие спутники, но именно этот проект, этот космодром, расположенный в южных широтах нашей страны, уже обеспечивает Россию космическим суверенитетом.

Россия, Амурская область, городской округ Циолковский, станция Углегорск, железная дорога космодрома «Восточный» — сюда была передана из Олимпийского Сочи эстафетная палочка главной стройки страны.

Строительство космодрома — невероятно сложный, наукоемкий и высокотехнологичный процесс, требующий привлечения множества проектных организаций, участия сотен производственных предприятий и согласованной работы десятков тысяч специалистов.


Кратко о космодромах нашей планеты

Мало у кого в мире имеется опыт строительства космодромов. Всего, на начало 2016 года, в мире насчитывалось 16 космодромов. Наиболее популярный и наиболее используемый — «Байконур» в Казахстане; четыре в Китае, три в России, три в СЩА, Северная, Южная Корея, Индия, Франция — «Куру» во французской Гвиане и Япония. В то же время, наши соседи — китайцы утверждают: Космодром — дорогое удовольствие. Они вложили в строительство своего 4-ого космодрома «Венчен» ни много ни мало 12 млрд. долларов, далеко не каждой стране по плечу «русский космический размах» и китайская «разумная космическая политика», ибо даже эксплуатация космодрома не всем оказывается по карману.

Япония. Запуск ракеты с самого красивого в мире космодрома.

Япония. Запуск ракеты с самого красивого в мире космодрома.

С мыса «Канаверал» NASA планировало совершать по 24 старта в год, и каждый из пяти построенных кораблей должен был совершить до 100 полётов в космос. На практике же все пять использовались значительно меньше — за 30 лет эксплуатации было произведено 135 пусков (в том числе две катастрофы).

Так, Великобритания даже совместно с Австралией не смогла позволить себе такую роскошь и законсервировала свой космодром в Вимере, Италия закрыла свой космодром «Сан-Марко», Франция — «Хаммагир», а знаменитый французский космодром в Куру теперь используется с привлечением усилий всего Евросоюза. Закрылся иранский космодром «Семнан» (вместе со всей иранской космической программой). Сегодня «всемирный космический клуб» включает в себя 10 держав, имеющих собственные космодромы. Остальным космос открыт только за валюту.

Отправка грузовиков к МКС с «Куру» значительно удешевляет стоимость выводимого груза.

Космодром "Куру". Союз на старте.

Космодром «Куру». Союз на старте.

Это всегда амбициозные, и действительно штучные объекты. Главное, что дают космодромы России — надежду на то, что космос был, есть и останется нашим. Вот почему сразу после истечения срока действия «Федеральной целевой программы развития космодромов на период 2006-2015 годов» была принята новая программа с аналогичным названием и назначением. В проекте федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие российских космодромов на период 2016–2025 годов» предусматривается вложить в развитие трех российских космодромов в ближайшее десятилетие порядка 750 млрд. рублей. Значительная часть этих средств (более 500 млрд. рублей) предназначена для нового российского космодрома «Восточный».

Россия имеет данный опыт и поэтому продолжает оставаться великой космической державой.


О космодромах СССР и России

В СССР было три космодрома – «Байконур» в Казахстане, «Плесецк на Севере, и «Яр» в низовьях Волги. И два ракетных полигона: «Ясный» (13 дивизия РСВН) в Оренбургской области и «Свободный» (27 дивизия РСВН) в Амурской области.

Эмблема космодрома Капустин Яр.

С точки зрения близости промышленных районов, наличия транспортной инфраструктуры, «Капустин Яр» строился как полигон для испытания ракетной техники. И с 1947 по 1957 г. — он был единственным местом испытаний наших баллистических ракет.

Арбузы

По доминированию над прочими дарами природы, “Капустин Яр” следовало бы называть арбузным.

Еще во время первой серии пусков в октябре — ноябре 1947 г. «Капустин Яр» начинает использоваться для пуска геофизических ракет, к которым в дальнейшем прибавились метеорологические.

В июне 1951 г. состоялась первая серия пусков ракет с собаками на борту.

16 марта 1962 г. когда был осуществлен запуск спутника «Космос-1» — «Капустин Яр» из полигона превратился в космодром.

14 октября 1969 г. космодром стал уже международным – состоялся запуск спутника «Интеркосмос-1», затем ушли в полёт индийские ИСЗ «Ариабхата» и «Бхаскара», французский «Снег-3».

Капустин Яр

В 1972 г. по проекту КБ транспортного машиностроения (КБТМ) был создан наземный стационарный стартовый комплекс 11П865М. Первый пуск состоялся 26 января 1973 г.

На настоящее время с этого комплекса произведено 365 пусков РН семейства «Космос».

В 1988 г. потребность в запусках таких спутников резко сократилась и космические пуски из «Капустина Яра» были прекращены.

Возрождение космодрома началось лишь в 1998 г. когда был произведен коммерческий запуск РН 11К65М, которая вывела на орбиту французский спутник, а 28 апреля 1999 г. был осуществлен запуск спутников «ABRIXAS» и «Megsat-0».

"Капустин Яр" за обычной работой

«Капустин Яр» за обычной работой.

За время существования испытательного полигона «Капустин Яр» отсюда было произведено более тысячи ракетных пусков.


Второй российский космодром, и первый по значимости, «Плесецк» начинал свою историю в 1957 г.

Эмблема космодрома Плесецк

«Плесецк» находится на широте 63 град. и минимальное наклонение орбит прямого выведения больше чем на «Байконуре». Тем не менее, из «Плесецка» возможно было осуществление всех без исключения космических программ «Байконура» тех лет. А на запуск спутников на полярные и околополярные орбиты широта расположения космодрома влияния вообще не оказывает.

Космодром "Плесецк". Космос-112

Космодром «Плесецк». Космос-112

Таким образом, Плесецкий район, где расположился объект «Ангара», по всем параметрам удовлетворял требованиям к месту запусков космических объектов.

Кроме того объект «Ангара» к тому времени имел уже развитую инфраструктуру, а расположение «Плесецка» в относительной близости от Москвы обеспечивало надежную связь вновь создаваемого космодрома с научными и производственными центрами страны.

Поля падения отработавших ступеней ракетных носителей располагались в необжитых районах Крайнего Севера, Сибири и в акватории морей Северного ледовитого океана.

По своим климатическим характеристикам «Плесецк» более предпочтителен для осуществления полетов человека в космос, чем «Байконур».

С расположенных в глубине континента космодромов «Капустин Яр» и «Байконур» невозможно было проводить запуски спутников на все стратегически важные орбитальные направления. К тому же он стал необходим, как позиционный район боевого дежурства советских межконтинентальных ракет Р-7 и Р-7А. Главным требованием при выборе места его расположения была близость к США.

От "Плесецка" до Канады долети без канонады

От «Плесецка» до Канады долети без канонады…

Поэтому, в начале 1962 г. было принято решение о создании нового научно-исследовательского полигона, предназначенного для испытаний и штатной эксплуатации космических комплексов и испытаний новых твердотопливных МБР.

Первый старт «Ангары», прошедший удачно, сделал Плесецк площадкой по сверхтяжёлым ракетам.

Пуск второй «Ангары», по словам С. Шойгу, произойдёт пока там же в этом году, но будет ли это «Ангара-А5» или «Ангара-А5П»?

После ряда проб и ошибок было принято решение о размещении испытательной базы ракетно-космического полигона на боевом объекте «Ангара» в районе «Плесецка».

Совет Министров СССР своим Постановлением от 16 сентября 1963 г. утвердил такое размещение вновь создаваемого космического старта и испытательного полигона МО СССР.

Старт "Ангары-A5"

Старт «Ангары-A5»

11 ноября 1994 г. Президентом Российской Федерации Ельциным был подписан Указ о создании 1-го Государственного испытательного космодрома МО РФ (космодром Плесецк) в составе Военно-космических сил. Этот указ официально присвоил Плесецку статус космодрома.

Но чтобы вывести с «Плесецка на орбиту такую же нагрузку, как при запуске с «Байконура, нужно использовать более мощную ракету. Это плата за более удалённое от экватора расположение «Плесецка по сравнению с «Байконуром. Но и это не главная проблема.

Главная проблема «Плесецка» — это доступ на геостационарную орбиту. С «Плесецка», например, невозможно запустить беспилотный грузовой космический корабль «Прогресс» к Международной космической станции.

Наземная инфраструктура есть, ракета с кораблем тоже есть, но она до цели не долетит, широта точки старта не позволяет. С «Плесецка» запускаются полезные нагрузки только на орбиты с диапазоном наклонения к экватору 72-93°, а орбита МКС имеет наклонение 51,63°.

Однако несмотря ни на что, абсолютное мировое лидерство по числу космических запусков принадлежит космодрому «Плесецк».


Байконур

В начале 50-х годов разработка ракеты Р-7 с дальностью полета более 8000 км. потребовала вместо тесноватого «Капустина Яра» новый ракетный полигон. Им впоследствии стал всемирно известный Байконур.

Эмблема космодрома Байконур

Будущий космодром пришлось строить с нуля. Плюсом «Байконура» являлась только его относительная близость к экватору. При запуске космических аппаратов на околоземную орбиту в восточном направлении можно получить прирост скорости ракеты-носителя (за счет тангенциальной скорости точки пуска из-за суточного вращения Земли) в 316 м/с. Для сравнения: этот показатель для экватора 465 м/с.

Медалью «За освоение целинных и залежных земель, очевидно, космических, были награждены, в том числе, и строители космодрома «Байконур».

Байконур

«Байконур» известен как наш первый и главный космодром, с которого был запущен первый спутник, первый космонавт Юрий Гагарин, и все последующие наши космонавты

Но одновременно, «Байконур» являлся крупнейшим ракетным полигоном СССР и крупной базой РВСН.

Всего на «Байконуре» на момент распада СССР имелось: 15 пусковых установок для запусков 9 типов ракет-носителей, 4 пусковые установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет, два аэродрома, включая посадочный комплекс «Бурана», и огромная наземная инфраструктура, обеспечивающая функционирование всего полигона. В том числе: монтажно-испытательные корпуса, средства измерительного комплекса, испытательные стенды, кислородно-азотный завод, средства связи, теплоэлектроцентраль, коммуникации всех видов и пр.

В комплекс космодрома входила железнодорожная станция «Тюратам» и город Ленинск.

Суммарная стоимость «Байконура» в начале 1990-х годов оценивалась в $50 млрд.

Байконур - укрощение огня.

Байконур — укрощение огня.

С распадом СССР главный космодром страны оказался за рубежом и на правах аренды. Но даже регулярная выплата аренды не гарантировала России беспрепятственный выход в космос – каждый запуск мы должны были согласовывать с другой страной – Казахстаном.

При этом необходимо учитывать затраты на сохранение физически и морально стареющей инфраструктуры «Байконура», как никак, первому космодрому на Земле исполнилось 60 лет, в том
числе, затраты на ремонт и модернизацию комплекса «Протон».

А в случае с «Протоном», использующим высокотоксичные топлива, это согласование носило не уведомительный, а разрешительный характер. Казахстан обладает правом вето на пуски «Протонов».

После распада СССР и особенно после проблем с согласованием Казахстаном запусков наших «Протонов» с «Байконура», необходимость в новом российском космодроме стала очевидной: любое изменение политики Казахстана ставит под угрозу выполнение всей космической программы России. Приостановка коммерческих пусков приведет к экономическим потерям. Невозможность выполнения международных договоров по пилотируемой космонавтике ударит по престижу страны. Но главное, что закрытие доступа на «Байконур» создаст угрозу национальной безопасности России, поскольку многие космические аппараты военного назначения требуют запусков с помощью тяжелых ракет «Протон», а стартовые комплексы для них имеются только на «Байконуре».

Ракета «Протон»

Ракета «Протон»

При отсутствии «Восточного» и уходе (или закрытии) Байконура Россия останется лишь с военным космодромом «Плесецк», что автоматически опустит ее на уровень Индии и Японии.

Для чего России нужен свой, ни от кого и не отчего независимый космодром?

Что греха таить, два наших космодрома — «Капустин Яр» и «Плесецк» изначально не были оптимальны, с точки зрения запуска космических аппаратов. Плюс к этому переход под юрисдикцию бывших республик СССР объектов космической инфраструктуры поставил перед Россией ряд проблем.

Развитие же отечественной инфраструктуры космодромов позволит:

Вне зависимости от отношений со странами ближнего зарубежья обеспечить гарантированное решение задач по развертыванию и поддержанию орбитальных группировок космических комплексов и систем военного, научного и народнохозяйственного назначения на боевом и оптимальном уровне.

Обеспечить перевод запусков космических аппаратов военного назначения на российскую полигонную базу.

Космодром

Сохранить накопленный отечественный научно-производственный потенциал космической отрасли при проведении модернизации существующих и создании перспективных универсальных наземных комплексов и многоразовых космических систем.

Повысить энергетические возможности ракетных носителей и расширить диапазон достижимых орбит по высоте и наклонению.

Оптимизировать номенклатуру эксплуатируемых космических ракетных кораблей.

Предельно сократить площади отчуждаемых земель под строительство и районы падения ракет космического назначения.

Сохранить и развивать технологии строительства космодромов — технологии возведения сложных объектов и уникальные технологические процессы строительно-монтажных работ.


Сага о «Восточном»

Эмблема космодрома Восточный

Впервые о создании нового российского космодрома было заявлено в начале 2007 года. Об этом руководивший в то время Федеральным космическим агентством Анатолий Перминов сообщил на закладке фундамента стартового комплекса для ракет «Союз» на другом космодроме – французском Куру в Южной Америке.

Космодром

Космодром «Куру» во Французской Гвиане. Экватор добавляет ракете при старте дополнительную скорость 465 м/с. На «Восточном» она сравнима с «Байконуром» – 315 м/с.

Летом того же года в Углегорск Амурской области, а также в район Советской гавани и Ванино в Хабаровском крае отправилась госкомиссия, чтобы выбрать место для будущего космодрома. Выход к морю, по которому можно было бы доставлять нагрузку для коммерческих запусков, делал более предпочтительной Советскую гавань. Однако сейсмическая активность в этом районе склонила госкомиссию к выбору Углегорска, в чью пользу говорило и наличие развитой авто и железнодорожной сети, большой запас производимой в регионе электроэнергии, близость морских портов.

Решение госкомиссии подкрепило небольшое землетрясение в Хабаровском крае. На выбор Углегорска повлиял еще целый ряд факторов, в том числе возможность использовать инфраструктуру, оставшуюся в этом районе после закрытия космодрома Свободный. Кроме того, запущенные отсюда ракеты пролетали бы над малонаселенными районами и морем, а активные участки полета не проходили над другими странами.

Активный участок

Активный участок

Реализация проекта «Восточный» должна препятствовать оттоку высококвалифицированных специалистов с Дальнего Востока, и способствовать общему увеличению численности населения региона, граничащего с полутора миллиардным Китаем.

«Основные три идеи, которые вкладывались в космодром Восточный, когда в 2007 году обосновывалась необходимость его строительства, – создание рабочих мест и развитие промышленного производства на Дальнем Востоке, создание кластера инновационного развития вокруг космодрома, привлечение международных партнеров к космической программе», – напомнил член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.

Иными словами, реализация проекта Восточный должна препятствовать оттоку высококвалифицированных специалистов с Дальнего Востока, и способствовать общему увеличению численности населения региона, граничащего с полуторамиллиардным Китаем.

Что ещё? Берег Океана, от которого до другого берега, по ракетным меркам, рукой подать.


Обратный отсчёт включён

6 ноября 2007 года президент России Владимир Путин подписал Указ №1473с «О космодроме «Восточный», определивший место, предназначение, основные этапы, источник финансирования и государственного заказчика работ по созданию новой космической гавани.

"Восточный"

Строительство нового отчего дома для наших ракет было поделено на три этапа:

Строительство старта для ракеты «Союз».

Строительство старта для ракет «Ангара».

Строительство старта для сверхтяжёлой ракеты.

Готовность 1-й очереди Восточного была чисто условной, но пуск состоялся точно по графику.

Напомним, строительство первого стартового комплекса космодрома «Восточный» для ракеты «Союз-2» было завершено в апреле 2016 года. Площадь стартового комплекса «Союза» на Восточном составляет 50 000 кв. м, все его сооружения соединены подземными тоннелями протяженностью более 6 км, под землю старт уходит на 6 этажей. Котлован под стартовый комплекс потребовался объемом более 850 000 кв. м. Для возведения железобетонных конструкций старта использовано порядка 160 000 кубометров бетона и 31 000 тонн арматуры. Всего на космодроме построено более 500 зданий и сооружений, 125 километров железных и 115 километров автомобильных дорог.

Ракета-носитель Союз-2.1А с космическими аппаратами Ломоносов, Аист-2Д и SamSat-218 на стартовой площадке космодрома Восточный.

Ракета-носитель Союз-2.1А с космическими аппаратами Ломоносов, Аист-2Д и SamSat-218 на стартовой площадке космодрома Восточный.

Выпущенная 28 апреля ракета «Союз-2.1А» c блоком выведения «Волга» вывела на орбиту три космических аппарата «Михайло Ломоносов», «АИСТ № 2Д» и наноспутник SamSat-218, это стало неким символическим отчетом перед президентом, что деньги потрачены не впустую.

Конечно, запуск «Союза», пусть это и получился очень красивый и правильный запуск, не демонстрирует реальных мощностей космодрома. Еще в 1956 году эта же ракета вывела наш первый искусственный спутник на орбиту, позже на ней же полетел Гагарин.

Первые колышки, первые ростки, первые шаги, всё это уже вспоминается, как раннее детство будущего красавца…

Позднее, пуски «Союзов» были успешно продолжены, однако, «Восточный» построен для иных целей.

В настоящее время на космодроме продолжается строительство объектов второй очереди, включая стартовый комплекс для ракет-носителей «Ангара».

Восточный, строительство

Строительство стартового комплекса для ракеты сверхтяжелого класса может начаться на Восточном в 2022 году, сообщил журналистам гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, ближе к концу 2022, как раз когда будет достроен стартовый комплекс для ракет «Ангара».

Первый пуск сверхтяжелой ракеты намечен на 2028 год. С этого момента мы вправе ожидать и запуск «Федерации» в беспилотном варианте, и запуск космического корабля с экипажем.

Стартовые комплексы космодрома смогут использоваться и для запусков в рамках лунной программы, разрабатываемой в настоящее время, и принять участие в уже объявленной Марсианской гонке.

Как полагает академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков, и как отметил руководитель Института космической политики Иван Моисеев, настоящая коммерческая эксплуатация Восточного возможна только после ввода второй очереди – стартового стола для тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5».

Пока «Ангара» скорее красивая заявка, а не ракета в полном смысле слова.

"Ангара-А5"

«Ангара-А5»

Готовность этого старта на новом космодроме ожидается после 2021 года. Говоря об уровне инноваций, заложенных в Восточный, Моисеев отметил, что это «самый новый космодром», на котором «использованы все современные достижения в области космодромостроения». Железняков также пояснил, что «Плесецк», который, как и «Восточный», находится на территории России, не дает тех же энергетических характеристик по выведению грузов на орбиту, так как далеко расположен от экватора. Соответственно, ракета, запущенная с «Восточного», может доставить в космос больше груза, чем, если бы она стартовала с «Плесецка».

На рынке коммерческих запусков Восточный в перспективе должен заменить собой Байконур, аренда которого заключена до 2050 года, с выплатой 115 миллионов долларов в год, но с которым, как мы уже упомянули, не все так красиво и здорово. Например, как уже говорилось, ракета «Протон», летающая с него, увы, заправляется ядовитым топливом — гептилом. Уже было несколько аварий, и казахские экологи возмущаются по поводу продолжения подобной практики.

Вторые ступени ракет «Протон», запускаемых с космодрома «Байконур», попадают в так называемый район падения № 326, где — то на Алтае, но бывают и недолёты, тогда баки летят к соседям.

Ракета «Протон»

Ракета «Протон»

В Казахстане также достаточно сильно развивается националистическое движение, и никто не может гарантировать его дальнейшей стабильности. К тому же, чтобы проводить запуски тяжелых носителей с «Байконура», нужна полная и весьма дорогая модернизация космодрома, платить за которую ещё и арендную плату просто немыслимо!

Грузоподъёмность это эффективность ракеты. «Ангара», российская ракета — носитель на экологически более чистом кислородно-керосиновом топливе, имеющая немного большую грузоподъемность, чем у «Протона», будет запускаться с нового космодрома уже через пару лет…


Немного о «Сверхтяжёлой»

В изначальных планах в качестве нашего космического локомотива подразумевалась «Русь-М» — проект ракет-носителей тандемной схемы, включавший в себя носители трёх классов — от среднего до тяжёлого, в диапазоне грузоподъёмностей от 6,5 т. («Русь — МС») до 50т. («Русь-МТ»), на низкую опорную орбиту при старте с космодрома «Восточный». Также в перспективе планировалось разработать ракету с грузоподъёмностью до 100 тонн.

В 2011 году программа «Русь-М» была закрыта на стадии проектирования из-за нехватки средств. Реализация пилотируемых программ предполагается на базе таких ракет- носителей, как «Союз», «Протон», и «Ангара». В этой связи необходимо иметь в виду, что из «Союзов» будущего сегодня уже завершается практическое создание ракеты «Союз-5», которая должна заменить ныне производимые ракеты «Союз-ФГ» и, «Союз-2». РН «Союз-5» ( «Иртыш») длиной 62 метра, построенная на базе ракеты «Зенит»,оснащенная разгонным модулем ДM-SLБ и системой аварийного спасения, при собственном весе в 530 тонн, способна будет вывести на околоземную орбиту 17 тонн груза — не много, но на первое время хватит.

«Союз-5» призван будет заменить все существующие российские ракеты (за исключением лёгкого класса). Общая стоимость проекта составляет около 53 миллиардов рублей.

«Зенит» - изделие ОКБ «Южное». 84 запуска, в том числе с морской платформы «Одиссей».

«Зенит» — изделие ОКБ «Южное». 84 запуска, в том числе с морской платформы «Одиссей».

Отличительной особенностью «Союз-5» — «Иртыша» станет возможность старта с трёх разных космодромов — Байконура, Восточного, и «Морского старта» — российской стартовой площадки «Одиссей», базирующейся в Тихом океане.

Ракета «Союз-5», разработанная на базе ракеты «Зенит», будет запущена в беспилотном варианте, и выведет новейший российский корабль «Федерация» на орбиту. Годом позже состоится пилотируемый пуск с «Федерацией».

"Союз-5" с новым транспортным кораблём.

«Союз-5» с новым транспортным кораблём.

Поскольку изначально она создавалась для запуска ракет семейства «Зенит», то «Союз-5» также будет с ней совместим. Но самое главное — стоимость одного запуска составит лишь 55 миллионов долларов, следовательно, цена вывода 1 кг. груза на орбиту будет около 3200$, что в разы меньше расценок почти всех зарубежных и российских компаний. Это преимущество позволит «Союзу-5» завоевать как минимум пятую долю мировых пусковых услуг.

Сейчас и у России и у США по шесть нереализованных проектов ракет-носителей, с массой полезной нагрузки до 50 тонн – как говорится, есть из чего выбрать.

«Falcon heavi», потеснивший «Протоны», в настоящее время единственный эксплуатируемый сверхтяжёлый американский РН, впервые стартовавший 6 февраля 2018 года.

«Falcon heavi», потеснивший «Протоны», в настоящее время единственный эксплуатируемый сверхтяжёлый американский РН, впервые стартовавший 6 февраля 2018 года.

Вернёмся к «Восточному». Строительство объекта сопровождалось массой скандалов, уголовных дел, снятий с должности руководителей, но все понимают, что нужно сажать коррупцию, продолжать строить космодром, и развивать страну – другого выхода у нас нет, потому что вопрос строительства собственного космодрома при наличии Байконура — абсолютно политический.

Космодром предвосхитил тот поворот на Восток, который Россия предприняла после западных санкций, но долго ли продлится дружба с Казахстаном при низких ценах на нефть и падающем рубле, как будут развиваться взаимоотношения с соседней страной при приходе к власти в Казахстане националистов? Кроме того, собственный космодром — туз в рукаве во время переговоров с Казахстаном по «Байконуру». Нур-Султану — Астане не выгодно, чтобы Россия уходила с космодрома, поскольку это и престиж, и живые деньги, поступающие в казахский бюджет.

«Байконур» представляет из себя комплекс площадок — 9 типов стартовых комплексов в составе 15 пусковых установок для запусков ракет — носителей.

Это:

Стартовый комплекс «Гагаринский старт», или «двойка» (вторая площадка).

Стартовый комплекс «Союз» — с него улетала Валентина Терешкова.

Стартовый комплекс «Зенит», ракеты для которого выпускались в ОКБ Южное.

Стартовый комплекс «Протон».

Стартовый комплекс «Энергия-Буран», ныне заброшенный.

Однако монополия на космодром, и необходимость согласования трасс полетов ракет делают Москву зависимой от требований своего южного партнера. Казахская сторона не раз ставила вопрос о повышении платы за пользование «Байконуром», уплате компенсаций за причиненный экологии ущерб, вводила ограничения на количество пусков. Наличие Восточного делает Нур-Султан — Астану более сговорчивой. И вот уже не слышно особых претензий, что вместо 2020 года Россия прекратит использование «гептильных» «Протонов» только в 2025 году.


Трудное детство «Восточного»

Мы не ура-патриоты, и не караул-патриоты, поговорим о проблемах строительства «Восточного» нормальным языком, спокойно обсудив болевые точки, которые тоже есть. Бывает, детство у человека трудное, а он вырастает хорошим, добрым, и способным на большую работу.

Восточный - старт из Тайги.

Восточный — старт из Тайги.

Раньше на этом месте в Амурской области располагался военный космодром «Свободный», который, в свою очередь, вырос на базе дивизии Ракетных войск стратегического назначения. Несмотря на военный статус, четыре из пяти пусков со «Свободного» были коммерческими и производились для иностранных компаний.

В начале 2007 года «Свободный», который к тому моменту уже можно было переименовать в «Пустующий», закрыли из-за низкой загрузки — пять пусков за десять лет эксплуатации! И уже осенью того же года Указ о создании космодрома был подписан Президентом Р.Ф., при этом проектирование началось лишь в 2011 году.

Эмблема космодрома «Свободный».

Проектировщик «ИПРОМАШПРОМ» был назначен без проведения положенного в таких случаях конкурса, генподрядчиком, также без конкурса, объявили «Спецстрой России».

К сожалению, история строительства космодрома начиналась без проектной документации, с единственным исполнителем, и продолжилась определённая этими недостатками.

Изначально, «Восточный» планировался, главным образом, как стартовый комплекс для новой ракеты-носителя «Русь-М». Ракета должна была выводить на околоземную орбиту и к Луне новый пилотируемый корабль, который из «Федерации» уже переименован в «Перспективный транспортный корабль».

Пока «Федерация» ждёт свой носитель, к ней тоже ещё есть вопросы.

«Федерация»

Пятиместный салон нового космолёта уже включён в план подготовки экипажей к будущим полётам.

«Федерация»

Первый беспилотный запуск ракеты «Русь-М» с Восточного собирались провести в 2015-м, а пилотируемый, в 2018 году. Но в 2011-м работы по «Руси-М» остановились — она во многом дублировала возможности ракеты «Ангара», разработка которой к тому моменту уже завершалась, а выделенные Роскосмосу средства «размазывались» на два проекта. Из-за этого всю суть Восточного пришлось переосмыслить: для запуска «Федерации» решили разработать пилотируемую модификацию ракеты «Ангара-А5П», а, чтобы не возить ракету из Москвы на Дальний Восток, ее производство решили перенести в Омск. Кроме того, чтобы успеть в сроки к декабрю 2015 года произвести первый пуск, на Восточном впопыхах стали строить стартовый комплекс под ракету «Союз».

В Южной Америке специалисты уже завершали строительство стартового комплекса для «Союза» на космодроме «Куру», поэтому переделать проект под Дальний Восток не составляло труда. Таким образом, вместо того чтобы стать стартовой площадкой XXI века, Восточный превратился в дублера космодрома «Плесецк», со стартовым комплексом для модернизированной, но, всё же, полувековой ракеты «Союз-2», и ракеты «Ангара», разработка которой велась с 1994 года.

Первый запуск перенесли, на апрель 2016-го. Удивительно, все понимали, что уложиться в обозначенные сроки невозможно, но рапортовали Владимиру Путину: «Все идет по плану и отставание в 100 суток будет нагнано со дня на день».

Все это закончилось осенью 2015 года, когда глава государства посетил Восточный, и собственными глазами увидел, что официальные доклады никак не сходятся с реальностью: если первый запуск перенесли лишь на месяцы, то планировавшийся на 2018 год старт по пилотируемой программе сдвинулся на годы, на сроки, которые мы выше упомянули. А ведь когда-то военные строители могли возвести космодром в чистом поле за пару лет. Первый стартовый комплекс для ракеты Р-7 — знаменитой «Семерки» Сергея Королева начали строить на «Байконуре» в 1955 году, а уже в 1957 году там состоялись первые пуски…

В стройке пригодились и кочегары и плотники, но монтажники — высотники здесь главные люди.


Пчёлы и мёд

Общая стоимость строительства до сих пор непонятна. «Спецстрой России» в 2011 году оценил создание космодрома со всей инфраструктурой и развитием города в 300 млрд. рублей. По данным Роскосмоса, на конец 2015 года, строительство непосредственно космодрома обошлось бюджету в 120 миллиардов рублей, а расходы на подготовку космодрома к работе доведут эту цифру до 180 миллиардов.

Для сравнения: строительство моста через Керченский пролив оценивается более чем в 200 млрд. рублей, а мост на остров Русский в свое время оценили в миллиард долларов. При этом любая стройка в России, будь то мост или Олимпиада, сразу обрастает слухами, а затем данными о хищениях.

В. В. Путин на космодроме «Восточный»

Воруют. — Вы чё творите!

Яма, в которую летят деньги, способна засосать что и кого угодно, от прораба до генподрядчика, разница лишь в цифрах украденного!

«Восточный» в этом плане не исключение, по данным Следственного комитета, сумма незаконно израсходованных бюджетных средств при строительстве космодрома Восточный составляла порядка 5 млрд. рублей. Как считает глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, это только половина украденной суммы. «Процесс расследования еще не завершен, и мы полагаем, что сумма будет удваиваться», — сказал он.

Обама на космодроме

Генерал Бастрыкин не понимает — мы исполняем свои планы, или заветы Обамы?

Генпрокуратура, в свою очередь, расследует 35 уголовных дел, связанных с нарушениями при строительстве космодрома. А в полиции Амурской области расследуют семь уголовных дел по фактам хищений общей суммой свыше 1,5 млрд. рублей. Каждый пытается ухватить свой кусок: если проектировщиков стартового комплекса из 31-го института Минобороны обвиняют в хищении 14 млн. рублей, то ведущий инженер космодрома попался на взятке всего в 50 тысяч рублей.

Дмитрий Рогозин рассчитывает через суд вернуть украденные деньги обратно в бюджет самого космодрома, но, пока, к сожалению, это всё ещё наши будни.

Надо быть реалистом: чтобы вернуть украденное, пришлось бы штурмом брать банки половины Европы!

В. В. Путин на космодроме «Восточный»

В. В. Путин на космодроме «Восточный»

В стране мало кого удивит ситуация, когда бригада строителей, при ремонте квартиры в новостройке, продает часть стройматериалов соседям, а бригадир просит на строительном рынке пробить ему чек с завышенной суммой, чтобы положить разницу в карман.

Строительство космодрома «Восточный» отличается лишь размахом.

Никакие камеры, даже если они ведут круглосуточную трансляцию в кабинет Дмитрия Рогозина, не помогут бороться с коррупцией, пока позор воровства не станет нашим генетическим кодом.

Пока в подсознании человека, считающего себя нормальным, не станет всплывать окно: «мы — пчёлы, несущие в общий дом свои достижения и налоги — это нас связывает в страну» — несущие в общий дом, а не выносящие из него!

Наш рассказ о космодроме был бы не полным, если бы год 2019-й не передал году 2020-му некоторые вопросы нашей космонавтики, и «Восточного», в частности:

«Восточный»

Пора сбросить тень с «Восточного», и признать, что это крупнейший космический проект начала 21-го века!

Ну, например, Минобороны объявило о втором старте «Ангары» в 2020 году с «Плесецка». Значит, пока строится старт для неё в «Восточном», ракета будет испытываться и дорабатываться, чтобы намеченный её пуск в 2022-м не прошёл так же «гладко», как первый запуск «Союза-2» в 2016-м.

Есть определённая договорённость с Казахстаном о запусках «Союза-5» до 2028 года, когда должен будет появиться старт для неё в «Восточном», с «Байконура», но деньги для модернизации одного из стартов под новую ракету пока не выделены?

Восточный

От заката до рассвета «Восточный» к службе готов.


«Восточный» — дорогой и бесполезный, или космодром ждёт большое будущее?

Каким быть «Восточному», до конца не знают даже проектировщики. По масштабу, это «Байконур» или мыс «Канаверал», по положению, посреди могучих лесов, «Плесецк», а по техническим решениям, он похож на «Куру». Но, наверняка, это будет что-то не просто новое — он вберёт в себя лучшее от действующих космодромов Земли, а переболев детскими болезнями суперстроек, станет образцом космодрома 21 века.

И ещё, когда бывший вероятный противник ведёт себя не как партнёр, выходя поочерёдно из всех договоров по сдерживанию стратегических вооружений, нам самое время поставить на крайней точке страны нашу зачехлённую пушку!

"Восточный"

Игорь Киселёв




Просмотров - 238

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *