Ещё в махровые советские годы, при Брежневе в советской школе нам, пионерам, всегда говорили: «Никогда не бросайте хлеб, доедайте до последнего кусочка. Хлеб — это святыня!» К людям, которые выбрасывали заплесневевший, или чёрствый хлеб на помойку, относились презрительно, подсознательно подразумевая, что хороший человек так не поступит.
Бабушка, ещё в далёком детстве говорила внукам: «Не выбрасывайте хлебные крошки. Если крошка упадёт на пол — за каждую крошку 40 грехов!» Так гласило народное апокрифическое предание.
В блокадном Ленинграде крошечный кусочек хлеба спасал жизнь, еле теплившуюся в измождённых жителях.
Советским людям, утратившим литургичность своего сознания, было не понять, почему именно к хлебу такое отношение, ни к картошке, ни к капусте, ни к сахару, ни к молоку, ни к мясу, а именно к хлебу. Это отношение соблюдалось на каком-то невербальном, метафизическом уровне. Разгадка к этой тайне кроется в строках Анны Ахматовой:
В каждом древе распятый Господь,
В каждом колосе Тело Христово.
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть.
Ведь хлеб — это Тело Христово, которого христиане приобщаются за литургией. Вот откуда такое трепетное, благоговейное отношение к хлебу вообще.
Если говорить о введении в школах предмета «Основы православной культуры», то вот тема для хорошего урока: «Отношение к хлебу в православной традиции» — здесь можно много рассказать и о духовной жизни, и о культуре, и даже о поэзии.
Спасибо земле-кормилице
Ячмень созрел, овёс ещё дозревает. Собирал сегодня колоски, вспоминал наших предков, которые ещё лет 80 назад выращивали свой хлеб.
После войны, видимо, уже перестали. Я не застал в деревне ни одной риги, пелевни, не видел цепов, не видел, как молотят, веют, как топят ригу, но все эти понятия и процессы у меня в голове присутствуют, поскольку я рос среди того поколения, которое ещё выращивало свой хлеб. И уж, конечно, мы постоянно в качестве сидерата, или паровой культуры выращиваем рожь, овёс, ячмень (на нашем диалекте жито), иногда и пшеницу.
Вот и в этом году собираю колосья ячменя, чтобы высушить, и на следующий год посеять под пар. Также поступаем с овсом и викой. Нам повезло, что мы выросли на земле. А вот современная молодежь, даже аграрная, к сожалению, понятия не имеет об этих культурах. Хлеб она видела только а пакетиках в нарезке. Разницы между сеном и соломой не знает, о том, что главные два семейства растений — злаковые и бобовые — тоже большинство понятия не имеет. Список можно продолжить. Печально, когда человек растёт не на земле, а в каменных стенах. Спасибо земле-кормилице ещё и за наше образование.
Вадим Грачев
Читайте также:
Просмотров - 1 852 Помочь сайту