Заканчиваю этот год тем же, чем и начинал. Первой, прочтённой в этом году, была книга об американском кинорежиссёре Дэвиде Уорке Гриффите в серии «Жизнь в искусстве». Последней же, судя по всему, будет книга самой прославленной актрисы, снимавшейся в фильмах Гриффита, — Лилиан Гиш. Она так и назвала её «Кино, мистер Гриффит и я».
Без Гриффита не было бы актрисы Лилиан Гиш, но и кино Гриффита трудно представить себе без этой нежной, хрупкой, и вместе с тем сильной актрисы. Удивительно, что Гиш вошла в историю кинематографа длительностью своей кинокарьеры: 75 лет. Впервые она снялась в 1912 году, а последний фильм с её участием «Августовские киты» вышел в 1987 г. Хотя всё, что она делала в звуковом кино, это были уже «мелочи». Именно в немом кино она стала звездой мирового экрана.
Известно, что почти все звёзды немого кино так и не смогли продолжить своё творчество в звуковом: слишком разные эстетические, художественные миры были у этих двух типов искусства. Редкое исключение — это Лилиан Гиш, которая с успехом снималась и там, и там. А прожила колоссальную жизнь, не дожив до своего столетия всего несколько месяцев. Буду с наслаждением читать эту интересную книгу!
Над книгой Лилиан Гиш
Чтение интересных книг всегда рождает и много размышлений. В очередной раз прикоснувшись к именам Лилиан Гиш, Гриффита, Мери Пикфорд, Линды Арвидсон, вспоминаешь те фильмы, которые связаны с их именами.
И как замечательно, что есть интернет. Ведь даже в благословенные советские времена я не мог бы увидеть ни одного из этих фильмов, а сегодня все они под рукой. И главное, что за вечер можно посмотреть их штук 5-6, если не больше. Секрет в том, что все они короткометражки, минут по 10-15.
Интересно читать про начало карьеры Гриффита, когда он снимал по 100 фильмов в год. От них мало что сохранилось, да, честно сказать, и не велика потеря: сегодня они смотрятся как запредельно примитивные и до смешного наивные. Но сам факт завораживает: этих людей на мелькающих черно-белых немых картинках человечество рассматривает уже почти 120 лет! И, кстати, по тем временам они были сверхуспешными и прибыльными. Но чего только стоило Гриффиту пробивать каждое своё нововведение — об этом хорошо пишет Гиш.
В качестве примера прилагаю крохотную, 13-минутную «драму» «Приключения Долли». Это, кстати, самый первый фильм Гриффита, ещё 1908 года.
Когда к нему через четыре года на студию пришла Гиш, он уже был признанным мастером, и вскоре начнётся второй кинематографический этап жизни Гриффита — эпоха его великих фильмов, и первой лентой в этой череде будет знаменитое «Рождение нации», но об этом поговорим в другой раз.
«Приключения Долли» (1908). Классика Голливудского Кино
Сюжет: Женщина с дочкой Долли гуляют около пруда. Они садятся на берег. Тут к матери подбегает цыган и предлагает ей всякие горшки. Когда женщина отказывается, цыган пытается обокрасть её. Женщина замечает это и вступает в перепалку с цыганом. Тут подбегает её муж, начинает выяснять отношения с цыганом и прогоняет его. Маленькую Долли воруют цыгане, которые прячут ее в бочку, поставленную на площадку позади их кибитки. Во время перехода реки вброд бочка падает в воду и плывет прямо к к водопаду…
В ролях: Артур Джонсон, Линда Арвидсон, Глэдис Иган, Чарльз Инсли.
Вадим Грачев