Мы часто любим бросаться в крайности. Сначала мы воспевали всё советское и ненавидели буржуазное, потом дружно возненавидели советское и возлюбили либеральное. И вот слушаешь некоторых — такое впечатление, что история России началась в 1991 году, а до этого был беспросветный мрак.
В 1990-е годы, действительно, был какой-то рубеж. В это время закончилась советская эпоха. Началась какая-то новая эпоха, которая лично для меня, например, было мало чем симпатична. С точки зрения культурно-исторической это было, безусловно, падение, деградация. Единственный, может быть, плюс — это то, что появилась относительная свобода. Эта эпоха разрешила много того, что было под запретом в прежнюю эпоху. Но трезвый взгляд показывает, что зла выползло тоже немало. Помню, когда я осознал, что эта эпоха 1990-х годов ничего не даст интересного в культурном, например, плане, я с 1993 года полностью перестал смотреть телевизор, почти полностью перестал читать газеты и слушать радио. Переключился на книги. Читал много как той литературы, что была издана в советское время, так и новой, среди которой находилось много интересного.
Эта новая литература помогала достроить картину мира, которую мы не могли полностью представить в советские годы. Например, узнал много запрещённых прежде имён, узнал много объективного о белогвардейцах, которых мы в советские годы представляли как «врагов рода человеческого», о русской эмиграции, узнал также много и о советских годах того, о чём прежде умалчивалось. В 1990-е-2000-е это было моими основными интересами. Сколько было откровений и находок, какие имена: Вадим Козин, Изабелла Юрьева, Надежда Плевицкая, Пётр Врангель, Антон Деникин, Пётр Краснов, Иван Шмелёв, Иван Ильин, Василий Розанов, Павел Флоренский, да разве всех перечислишь — сотни имён! Было интересно также узнавать и какие-то малоизвестные факты из жизни известных советских исторических и культурных деятелей, о которых прежде тоже не говорилось.
Потом, во второй половине 2000-х годов появились для меня новые интересные имена современных мыслителей, историков, политиков, культурных деятелей: Наталья Нарочницкая, Владимир Махнач, Савва Ямщиков, Вадим Кожинов, Игорь Шафаревич, Юрий Воробьевский, Владимир Семенко, Игорь Золотусский и много других. Этими именами я живу и сейчас.
После советской эпохи прошло уже более 20-и лет. И вот в последнее время намечается новая тенденция. Как-то постепенно я стал замечать, что многое из советского наследия мы перестали вспоминать и замечать. Живём либо только Царской Россией, либо Россией новейшей. А тех 70-ти лет как будто и не было, они выпали. Как-то стало модно отрицать советский период нашей истории. А между тем, если присмотреться, в этом советском периоде можно найти столько интересного, значительного, грандиозного, важного для нас! Можно по-разному относиться к советской идеологии, по-разному объяснять духовную основу того великого советского наследия (скорее всего, это была инерция Российской Империи, а не духовное наследие «комиссаров в пыльных шлемах»). Но отрицать значение советской эпохи невозможно. История России непрерывна. Советский этап — это тоже Россия. И лучшие эмигранты это понимали. Шаляпин плакал, слушая Лидию Русланову, а великие корифеи-писатели в эмиграции зачитывались Твардовским и Леонидом Леоновым.
Кто-то из либералов сказал: «Из всего советского наследия в литературе на века останутся только Ильф и Петров». Какое глупое высказывание! В советскую эпоху жили и творили Шолохов, Твардовский, Паустовский, Фадеев. Советская эпоха это и хор Пятницкого, это Большой и Малый театры, МХАТ — лучший театр в мире. Советская эпоха — это социальное обеспечение населения, о котором сегодня даже мечтать не приходится! Советская эпоха — это героизм и мужество наших солдат, полёт в космос, ядерный отпор США, крупнейшие достижения в науке и технике, на которых мы сегодня только и держимся. Мы, молодое поколение, последние дети советской эпохи увидели её наивысший взлёт в нашем детстве. Многого мы тогда не смогли оценить, узнать просто хотя бы в силу своего возраста. И вот теперь, лично у меня, например, наступает период глубокого осмысления советского прошлого и приятия всего того доброго, полезного, интересного и актуального на сегодня, что нам дала наша Родина в те годы. Я думаю, что и у многих рано, или поздно этот период настанет.
За эти 20 лет выросло поколение молодёжи, которое я лично воспринимаю как Маугли. Эти дети были отрезаны 1990-ми годами от великого советского наследия. Они смотрят на него и удивляются. Мне много приходится общаться с молодёжью. Для многих настоящим откровением становятся такие имена как Валентина Толкунова, Михаил Жаров, Валентин Распутин, Василий Белов, Фёдор Абрамов, Эдуард Хиль. Что уж говорить о менее известных именах. И когда эти Маугли слышат, видят, читают этих великих советских деятелей культуры, они начинают понимать их значение, особенно на сегодняшнем, мягко говоря, скромном фоне, они начинают краем мозга понимать, что это была за великая эпоха. Признаюсь, что для меня одно из самых больших удовольствий в жизни — просвещение вот таких Маугли.
Сегодня я начал читать роман Леонида Леонова «Русский лес», посмотрел документальный фильм о нём, прочитал вступительную статью к роману, узнал основные этапы его творческого пути. И случайно совпало так, что скоро (31 мая) день памяти Леонида Леонова, 117 лет со дня его рождения. Думаю, что лично для меня это ключевая, поворотная фигура к началу глубокого осмысления советского наследия. Леонид Леонов — это как раз одно из главных имён советской эпохи, которое останется в истории на века и войдёт в золотой фонд русских людей!
Вадим Грачев
P.S. Читаю тут давеча первокурсникам «Введение в специальность», рассказываю про семестр, лекции, занятия, практику, экзамены. Для весёлой паузы вставляю эту картинку из известного фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», и говорю: «Желаю чтобы ваши экзамены проходили не так, как этот».
А они присматриваются, и говорят в ответ: «А кто это? Мы что-то не знаем». Вот и не знал, что им ответить.
Мысленно их делю на три группы: 1 — стандартные, 2 — «маугли» — которые ничего не знают, и «инопланетяне» — крашеные, проколотые, неадекватные и прочие. И дай Бог, чтобы вторая и третья группы не пополнялась за счет первой. Хочется верить в это!
Какое совпадение! Я тоже избавилась от телевизора лет десять тому назад! От радио в том числе. Но из-за переизбытка насилия и негатива. Многие спрашивают, а как же новости? Работа на телевидении показала мне, что новости делаются такими, какими их хочет видеть спонсор. И это лукавство. Я всем привожу этот факт в пример. Родные не понимают. А я не понимаю их. Как можно включать при своих внуках и детях фильмы, где показанного как уколоть себе наркотик, как снести голову врагу? Потом удивляются, почему их дети побили или даже убили друг друга. Жестокие фильмы делают вид насилия и крови привычным явлением. А зачастую в дом через телевизор «приходят» сатанисты со своими обрядами. Дом и все, кто живёт в нем, все, что есть в нём оскверняются. В человека входит сатана. Он становится насильником, убийцей, развратником, вором, преступником. Убийство для многих становится желанием. Поэтому очень много сейчас происходит убийств. Обо всем СМИ не пишет. Боятся.
Телевизор — предмет неодушевленный и сам по себе нравственной оценки иметь не может. Как, например, нож — приносит зло или добро в зависимости от того, кто и с какой целью его использует. Если смотреть по телевизору хорошие, полезные передачи, а они тоже есть, то зачем же впадать в крайности и выкидывать телевизор? Нужно подходить ко всему с рассуждением, вспоминая слова апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно…» Видишь, по телевизору идут скверные фильмы — выключи, а если добрая, поучительная сказка или фильм, или передачи, например, в Гостях у Дуняши, Шишкин лес на телеканале Союз — смотри на здоровье! И взрослым, и детям только польза будет.