Островскому — 200. Часть 5. Спектакль Малого театра «На всякого мудреца довольно простоты»

Островский всегда современен. В Малом театре его пьесы идут, начиная с их написания и по сей день. Один из таких популярных спектаклей – «На всякого мудреца довольно простоты». Это яркий пример того, как современный спектакль может быть ярче и острее, чем все предыдущие.

Кадр из спектакля "На всякого мудреца довольно простоты" (2008)

Здесь есть такие образы, которые, думаю, по душе пришлись бы самому Островскому. Взять хотя бы такой персонаж, как Манефа. Уж какие восхитительные актрисы ее не играли: мы можем насладиться в записях спектаклей прошлых лет и игрой Пашенной (Малый театр), и Зуевой (МХАТ), и других прекрасных актрис. Однако в этом спектакле, на мой взгляд, Татьяна Петровна Панкова превзошла даже этих двух великих мастериц! Я, конечно, не видел, скажем, Массалитинову в этой роли, просто не существует записи, хотя и она в Малом играла в свое время, но считаю, что Панкова – лучшая Манефа в истории этого спектакля: это просто какое-то гениальное творение.

К сожалению, многих из участников этого спектакля нет уже в живых: Потапов, Клюев, Быстрицкая, Панкова, Кичанова. Хорошо, что их исполнение зафиксировано на видеозаписи. Как хорош, например, Клюев – Крутицкий. Обычно прежние актеры изображали его этакой развалиной, выжившим из ума маразматиком. А здесь Крутицкий моложавый, вспоминает свою любовь «40 лет назад в Бессарабии» и даже пускается в пляс, показывая «танец с саблей».

Борис Клюев, кадр из спектакля "На всякого мудреца довольно простоты"
Борис Клюев – Крутицкий, кадр из спектакля «На всякого мудреца довольно простоты».

Незабываем обаятельный и пустой как мыльный пузырь Клюквин – Городулин, очаровательная вертихвостка Мамаева в исполнении Ирины Муравьевой. В общем, прекрасный спектакль, долго украшавший сцену Малого театра. Островский в Малом – это всегда основа репертуара. Не проходит ни одного года, чтоб не было премьеры по пьесе Островского, так что нас ждет еще много радости от встреч с драматургией и героями нашего любимого автора-юбиляра! А этот шедевр всем рекомендуется к просмотру!

Продолжение следует…

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

К юбилею Островского

Книга М. П. Лобанова об Островском

Островскому — 200. Часть 1

Островскому — 200. Часть 2. Бедность не порок

Островскому — 200. Часть 3. Гликерия Федотова — монолог Василисы Мелентьевой

Островскому — 200. Часть 4. Анастасия Зуева — монолог странницы Феклуши

Островскому — 200. Часть 6. Спектакль Малого театра «В чужом пиру похмелье»

Островскому — 200. Часть 7. Сцена из «Грозы» — Ливанов, Андровская

Островскому — 200. Часть 8. Фильм «Гроза» (1933 г.) — Реж. В. М. Петров

Островскому — 200. Часть 9. Фильм «Без вины виноватые»

Островскому — 200. Часть 10. Спектакль Малого театра «Правда — хорошо, а счастье лучше» — три варианта видео

Островскому — 200. Часть 11. Фильм «Бесприданница» (1936 г.)

Островскому — 200. Часть 12. Спектакль Малого театра «Волки и овцы» (1952, 1973, 2003)

Островскому — 200. Часть 13. Сцены из спектаклей Малого театра разных лет

Островскому — 200. Часть 14. Спектакль Малого театра «Гроза»

Островскому — 200. Часть 15. «Русские деньги» — фильм И. Масленникова по «Волкам и овцам»

Островскому — 200. Часть 16. Фильм-спектакль «Горячее сердце» — Пушкинский театр (Александровский)

Островскому — 200. Часть 17. «Жестокий романс» — по пьесе «Бесприданница»

Островскому — 200. Часть-18. «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (Малый театр)

Островскому — 200. Часть-19. «Сердце не камень» — фильм Л. Пчелкина (1989 г.)

Островскому — 200. Часть 20. Фильм «Женитьба Бальзаминова» — К. Воинова

Островскому — 200. Часть 21. «Не все коту масленица» — аудиоверсия спектакля Малого театра

Островскому — 200. Часть 22. «Женитьба Белугина». Фрагмент из спектакля Малого театра

Островскому — 200. Часть 23. «Пучина» — спектакли Малого и Пушкинского (Александринского) театров

Островскому — 200. Часть 24. «Без вины виноватые» — фильм Глеба Панфилова и спектакль Петра Фоменко

Островскому — 200. Часть 25. «Женитьба Бальзаминова» — два спектакля Малого театра

Битва цивилизаций. Бедность не порок

Василиса Мелентьева: разочарование от Островского

Это настоящий живой театр!




Просмотров - 865 Помочь сайту

Оставьте комментарий