Есть у Островского такая пьеса «Василиса Мелентьева». Сегодня ее почти не ставят, да и раньше ставили редко, и, на мой взгляд, правильно, поскольку это не лучшая пьеса Островского. У него почти все пьесы прекрасны и актуальны на все времена. Но эта неудачна, по крайней мере, тем, что здесь Иван Грозный показан кровожадным маньяком со всеми своими негативными чертами. Даже если это и было так (а это очень спорный вопрос), то в любом случае, это не самая интересная тема для спектакля. Сегодня мы можем только увидеть фотографии старых актеров Малого театра в ролях из этого спектакля, например, А. А. Яблочкиной.
Когда-то в заглавной роли этого спектакля играла и легендарная актриса, одна из столпов Малого театра – Гликерия Николаевна Федотова (1846-1925). Она была ученицей самого Щепкина, по актерской славе и таланту была предшественницей гениальной Ермоловой. Потом, когда раскрылся потрясающий гений Ермоловой, то Федотова словно отступила в сторону перед своей младшей современницей. Но она не утратила своего великого значения в истории Малого театра. Продолжала играть свои выдающиеся роли, воспитала множество учеников, например, прославленную в будущем А. А. Яблочкину.
Уже в 1905 г. по болезни Федотова практически ушла из Малого театра. У нее были больные ноги, и она почти 20 последних лет жизни безвыходно сидела дома. Однако это не мешало ей оставаться духовным и интеллектуальным центром Малого театра. От ее искусства, как это часто бывает, до нас почти ничего не дошло, кроме фотографий и воспоминаний современников. Однако к счастью остались и еще некоторые крохи – это буквально пара аудиозаписей, сделанных ею на восковые валики фонографа еще в начале 20-го века. Этим записям сегодня уже более 120 лет, и, к счастью, они сохранились, оцифрованы, и мы можем их сегодня слышать. Как раз одна из этих записей – монолог Василисы Мелентьевой из вышеуказанной пьесы нашего героя.
Несмотря на наше отношение к этой пьесе, все-таки голос Федотовой – это шедевр. Тем более что она была корифеем Малого театра, ее речь – это драгоценные жемчуга русского искусства. Этот грудной, чуть низковатый, словно виолончель, голос разливается широкой рекой. Невольно вспоминаешь пушкинское: «А как речь-то говорит – словно реченька журчит» — это истинно о голосе Федотовой. Будем же слушать ее, наслаждаться и вспоминать нашего великого драматурга, к 200-летию которого мы приближаемся!
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Книга М. П. Лобанова об Островском
Островскому — 200. Часть 2. Бедность не порок
Островскому — 200. Часть 4. Анастасия Зуева — монолог странницы Феклуши
Островскому — 200. Часть 5. Спектакль Малого театра «На всякого мудреца довольно простоты»
Островскому — 200. Часть 6. Спектакль Малого театра «В чужом пиру похмелье»
Островскому — 200. Часть 7. Сцена из «Грозы» — Ливанов, Андровская
Островскому — 200. Часть 8. Фильм «Гроза» (1933 г.) — Реж. В. М. Петров
Островскому — 200. Часть 9. Фильм «Без вины виноватые»
Островскому — 200. Часть 11. Фильм «Бесприданница» (1936 г.)
Островскому — 200. Часть 12. Спектакль Малого театра «Волки и овцы» (1952, 1973, 2003)
Островскому — 200. Часть 13. Сцены из спектаклей Малого театра разных лет
Островскому — 200. Часть 14. Спектакль Малого театра «Гроза»
Островскому — 200. Часть 15. «Русские деньги» — фильм И. Масленникова по «Волкам и овцам»
Островскому — 200. Часть 16. Фильм-спектакль «Горячее сердце» — Пушкинский театр (Александровский)
Островскому — 200. Часть 17. «Жестокий романс» — по пьесе «Бесприданница»
Островскому — 200. Часть-18. «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (Малый театр)
Островскому — 200. Часть-19. «Сердце не камень» — фильм Л. Пчелкина (1989 г.)
Островскому — 200. Часть 20. Фильм «Женитьба Бальзаминова» — К. Воинова
Островскому — 200. Часть 21. «Не все коту масленица» — аудиоверсия спектакля Малого театра
Островскому — 200. Часть 22. «Женитьба Белугина». Фрагмент из спектакля Малого театра
Островскому — 200. Часть 23. «Пучина» — спектакли Малого и Пушкинского (Александринского) театров
Островскому — 200. Часть 24. «Без вины виноватые» — фильм Глеба Панфилова и спектакль Петра Фоменко
Островскому — 200. Часть 25. «Женитьба Бальзаминова» — два спектакля Малого театра
Битва цивилизаций. Бедность не порок
Читайте также:
Просмотров - 551 Помочь сайту