Наступил карантин, а с ним у преподавателей и ученых немного появилось того, чего так давно не было – свободного времени. А между тем, свободное время им совершенно необходимо, и не для праздного времяпрепровождения, не для лежания на диване, а для своего наиглавнейшего предназначения – думать! Помнится, еще Резерфорд своих учеников, которые готовы были хоть ночевать в лаборатории, только бы работать и работать, — выгонял пораньше со словами: «Сегодня вы уже сделали все, что могли, а теперь ступайте домой и занимайтесь вашим главным делом – думайте!»
Он-то, в отличие от многих, понимал, что самое главное для ученого. Да и для преподавателя самое главное – не заполнение бумажек, не отработка часов, и даже не чтение лекций. Ведь для того, чтобы лекция читалась, надо чтобы что-то было в голове. А чтоб это что-то в голове завелось, надо чтобы оно туда поступало и перерабатывалось. Откуда же оно поступит, если преподаватель, скажем с 9 утра и до 5-7, а то и до 9 вечера весь в процессе обучения – лекции, занятия, экзамены, и все прочее. Вот я шел вчера по парку и думал об этом.
Допустим, начинающий преподаватель – вчерашний аспирант, позавчерашний студент. А может и сегодняшний аспирант, подрабатывающий на полставки ассистентом. Вряд ли он сразу будет хорошим преподавателем. Конечно, хорошо, если рядом будет кто-то из старших и поможет (иногда, кстати, это и не нужно, да ведь и старшие могут быть всякие). Он, конечно, примерно знает, про что надо рассказать на лекции, что дать на занятии, но он еще слаб, у него пока нет полной свободы во владении своим предметом. Попадись какой-нибудь бойкий студент с острым вопросом – и начинающий преподаватель легко сядет в лужу. По-видимому, для начинающего это не так уж и страшно, и даже полезно, чтоб понимал, что никто не идеален. В таком случае начинающий преподаватель быстрее поймет, что надо не расслабляться и постоянно готовиться к занятиям. Вот и подумаем – как готовиться.
На мой взгляд, хороший преподаватель складывается из двух составляющих: содержательная часть (знания, интеллект, эрудиция) и внешняя часть (артистизм, ораторский талант, строгость, принципиальность и много чего еще), или форма. Содержательная часть – важнейший элемент хорошего преподавателя. Сейчас многие преподаватели перегружены, ведут уйму занятий, работая не на одну ставку, поэтому им сложно ее обеспечить, а меж тем очень важно!
Допустим, ты начинающий преподаватель, кое-что помнящий со студенческих лет, и – идеальная ситуация – у тебя всего лишь один предмет, имеющий давнюю историю, сложившуюся структуру и традицию преподавания. С чего начинать? Для начала надо поработать с библиографией и, прежде всего, понять, какие учебники существуют по твоей дисциплине – от самых старых до новейших. Надо вооружиться этими учебниками и тщательно их проработать. Анализ всех учебников хорош тем, что после этого у тебя появится четкое понятие, какую структуру имеет твой предмет. Конечно, все очень индивидуально, но, как правило, в объемных, давно сложившихся дисциплинах может быть, скажем, 5-7 основных разделов, в некоторых может быть и 10. Этот план нужно выписать себе на бумагу. Кроме того, ты поймешь, что учебники, как и люди, — не идеальны. Какой-то будет замечательным, какой-то намного хуже, какой-то вообще никуда не годится. Может быть и так, что даже в хорошем учебнике могут встретиться отдельные слабые места. Также ты заметишь, что новое – это не всегда лучшее. Вот почему важно проработать все учебники. Когда ты запомнил, хорошо усвоил и осознал материал из учебников, для начинающего преподавателя ты уже неплох. Что надо еще сразу сделать. В каждом разделе дисциплины нужно выделить 3-5 основных подразделов, они сложатся опять же сами собой при анализе учебников. Таким образом, составится развернутый план дисциплины – 5-7 основных разделов и 20-30 крупных подразделов (опять же оговорюсь, что все это индивидуально, в зависимости от дисциплины).
Чтобы из неплохого превратиться в хорошего преподавателя, нужно подняться на следующую ступеньку. Как правило, если дисциплина давно сложившаяся, то по каждому из подразделов, выделенному тобой, найдется 2-3 монографии, крупных исследования, написанных ведущими учеными в данной области. Это очень важно – составить хорошую библиографию по предмету, и именно так, чтобы не осталось неохваченных подразделов. Как правило, обобщающие монографии для своего времени подводят итоги того, что было открыто учеными в прошлые времена, и стареют они гораздо медленнее, чем отдельные статьи. Таким образом, обнаружив и включив в библиографический список эти необходимые 40-60 монографий, или программных статей, ты вооружен для дальнейшего продвижения. Твоя задача теперь – осваивать их материал. Поставь себе цель прочитывать и усваивать, скажем, по одной монографии в неделю. В году 52 недели, таким образом, отбросив время отдыха, каникул, ты имеешь шанс за год освоить материал этих 40-60 книг и статей. Вот тут как раз и всплывает вопрос о свободном времени преподавателя. Если за неделю ты должен прочесть и освоить книгу, скажем, в 250 страниц, значит, в день ты должен прочитывать по 50 страниц, и не просто прочитывать, а вдумываться в то, что написано, делать для себя конспект, прокручивать это в голове, запоминать, вырабатывать свою точку зрения на этот материал. Сколько в день на это нужно времени? Часа 2-3, как минимум. Это чтобы прочитать со смыслом. А еще и думать! Сиди и думай, иди и думай, ешь и думай, лежи и думай! Таким образом, за год ты превратишься из неплохого в хорошего преподавателя.
Это еще не все. У тебя есть шанс превратиться из хорошего в отличного преподавателя! Что же для этого надо? А все то же – читать и думать! Год у тебя ушел на освоение дисциплины, это здорово. Но человек же не идеален. Что-то ты позабыл, поэтому надо еще раз обратиться к пройденному материалу. Кроме того, чтобы стать отличным преподавателем, ты должен быть на гребне волны. Не забывай, что твоя дисциплина продолжает жить, существовать и даже развиваться. Надо не отставать от современного уровня. Для этого надо следить за современной литературой, читая журналы и сборники трудов в бумажном и электронном виде, отслеживать появляющиеся новые авторефераты кандидатских и докторских диссертаций – через сайт ВАК, принимать участие в научных конференциях, и прочих мероприятиях. Вот в этом случае ты уже будешь вполне компетентным человеком в своей сфере, можешь руководить научными работами учеников, сможешь посоветовать актуальные направления – чем им заниматься, какую тему развивать, легко сможешь написать рецензию на статью, книгу, выпускную работу, диссертацию. Ты прекрасно будешь разбираться в том, кто чего стоит – где, действительно, ценная работа и очень интересная, а где откровенная халтура.
Но и это еще не все. Ты можешь стать просто идеальным преподавателем, эталоном, красавчиком – это когда ты и сам уже чего-то достиг в каком-то кусочке своего предмета, когда ты понимаешь, что 3-4 монографии из 30-40 основных по дисциплине – твои, когда ты прекрасно разбираешься во всех уголочках и закоулочках твоего предмета, знаешь все проблемы и тонкие места, чувствуешь себя в этой науке как рыба в воде и как птица в полете, когда у тебя есть своя обоснованная точка зрения на предмет, которая отличается от взглядов твоих оппонентов, которых ты критикуешь, и ты можешь все это ясно изложить студентам, и сформируешь из них свою научную школу, вот тогда ты просто идеал! Еще очень здорово, когда ты ощущаешь почти безграничные, на твой взгляд, познания и эрудицию преподавателя, когда ты чувствуешь, что то, что он только что рассказал – это всего лишь 2% от его познаний, а еще 98% осталось у него внутри и вот это несказанное, но ощутимое – это то, что и позволяет нам сказать: «Да, вот уж глыба, корифей!» Вот такое мое видение первой составляющей хорошего преподавателя, содержательной.
Что касается второй составляющей – формы преподавания, то и она очень важна! Будь преподаватель хоть трижды гениален в своей содержательной части, но вот он выходит с лекцией, и двух слов связать не может, говорит скучно и тихо, пересыпает свою речь штампами и словами-паразитами, это, конечно, не смертельно, и лучшие из студентов сумеют, отбросив эти препоны, уловить нужное – ведь хороший ученый всегда чувствуется – но все-таки он будет очень скучен. И над этим постоянно надо работать. Нужно учиться ораторскому мастерству, красоте и выразительности русского языка, нужно вооружиться книгами и видеозаписями на эту тему. Надо побольше смотреть и слушать разных выступающих, и учиться у них – как надо делать и как не надо. Нужно продумывать как войти в аудиторию, какие будут жесты, поза, манера речи, интонации, нужно жестко контролировать себя в отношении слов-паразитов и пресекать их на корню, и много-много чего еще. В конце концов, как мне думается, на личность лектора, преподавателя оказывает влияние и его образ жизни, и число прочитанных им книг, увиденных фильмов, его кругозор и все прочее – все это определяет его сложный, многогранный облик. В ходе лекции ты, с одной стороны, не должен быть сухим пнем, скучным и нудным. Надо быть в диалоге со студентами – это будет оживлять аудиторию, провоцировать движение их мысли, они зададут вопросы, на которые, может быть ты и не сможешь сразу ответить, но обязательно подготовишь ответ к следующей встрече. Вопросы студентов – это тоже путь твоего познания. Кроме того, когда меняется ритм и иногда возникает диалог со слушателями – это и им дает возможность отдохнуть во время лекции. Но с другой стороны все-таки это лекция, это по большей части твой монолог, и не надо превращать ее в балаган, постоянно шутить – всему есть мера и свое время и место. Самое ценное в живом выступлении – это движение мысли! Например, надо в лекции показать эволюцию своих взглядов на какой-то вопрос: «Вы знаете, я сначала думал вот так, и, согласитесь, это было логично и правильно, но вот однажды я прочитал статью забытого ныне всеми профессора, которая вдруг разрушила всю мою логику, и теперь я считаю совсем по-другому, вот послушайте, что я вам расскажу…» — и внимание слушателей уже приковано к тебе!
Вообще, конечно, хороший преподаватель, хороший лектор не появляется просто так, на пустом месте. Он должен вырасти и его руководство должно потратить на это очень много сил. Он, конечно, и сам должен иметь высокий уровень сознательности, выполнять все, что нами изложено выше, но и его нужно готовить, выращивать, стимулировать – это тоже надо понимать.
Вот примерно таково мое видение того, каким должен быть преподаватель. Что касается второй части – формы, внешней стороны, я ее едва только наметил, об этом можно еще много говорить. Под конец мне бы только хотелось сказать, что хороший преподаватель, лектор, Учитель – это всегда какое-то чудо, волшебство, магия, он приковывает тебя к своей личности и уже невозможно оторваться. Смотришь какие-нибудь старые записи выступлений Капицы, или совсем фрагментарные кусочки выступлений Тимофеева-Ресовского, и иногда просто хочется забыть все, что я тут наговорил и только и сказать: «Я хочу быть как он, хочу учиться у него». Такие люди на вес золота, это глыбы, которые рождаются раз в столетие, люди с огромной силой духа, внутренней свободой, которые воспламеняют пространство вокруг себя, они почти гении. Но возможность совершенствования в человеке безгранична и нам есть куда стремиться!
Вадим Грачев
Совпало: сейчас с удовольствием пересматриваю лекции по физике великого преподавателя, Ричарда Фейнмана. Увлекательный человек, по-моему его интересно слушать и людям ничего не помнящим из физики.
Спасибо за интересный материал.
Когда и зачем функция воспитания была закреплена за общим образованием и возведена в статус закона? Почему и как она стала аксиомой? Ответы на эти вопросы ищет доктор философских наук, член-корреспондент РАО Игорь Смирнов, который убежден, что все-таки главной целью школы является передача знаний, а миссией – изучение основ наук.
Всегда будьте профессионалом своего дела. Одевайтесь в соответствии с учебной обстановкой. Соблюдайте порядок в своих учебных материалах и в кабинете. Уделяйте время подготовке к каждому учебному дню. Выражайте уважение при общении с коллегами, завучами и директором. Подумайте, что значит быть хорошим учителем и старайтесь соответствовать этому образцу. Иногда полезно подумать о своем учителе из прошлого, которого вы могли бы описать как настоящего профессионала. Попробуйте поразмышлять, как можно в некоторой степени внедрить его манеру поведения в свои занятия и карьеру учителя.
Я знаю, что учителем быть сложно. Я сама немного попробовала это в аспирантуре, когда мне пришлось вести «дискуссионные» встречи по статистике для первокурсников (наверное, вы можете себя представить степень оживленности подобных дискуссий, особенно тех, которые начинались примерно в 8 утра). Мне хватило этого, чтобы понять, что я не могу быть преподавателем. Сложно учитывать потребности детей и требования администрации одновременно. Сложно сделать материал интересным и увлекательным, если его надо рассказывать тем, кто не заинтересован в изучении этой темы. Сложно ставить оценки, разочаровывая тех, кто действительно старается изо всех сил, но никак не может понять тему. Кроме того, приходится много работать, чтобы придумывать уроки, задания и самостоятельные работы. Это особенно сложно, когда вы знаете, что вам придется оценивать работу учеников по стандартизированным тестам. Когда вы знаете, как учителем вы бы хотели быть, но вам кажется, что невозможно быть таким учителем в рамках существующей системы. Но у всех учителей есть одна общая черта: они когда-то были детьми. И все дети знают, какими должны быть хорошие учителя. Было бы прекрасно, если бы учителя просто могли вспомнить все, что они ненавидели в школе, когда они там учились, и старались бы минимизировать количество подобных вещей в своих классах.
Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций. Это и проявляется в лекциях.