Варвара – явление на нашей сцене уникальное. Она пошла наперекор всему, чтобы было на эстраде, и смогла доказать, что «не формат» — это не приговор, и в любом стиле можно добиться успеха. Певица прочно заняла свою нишу как этно-фолк исполнительница, и уже более 20 лет радует поклонников своим творчеством. Мы поговорили с артисткой об уникальности и о том, какой должен быть настоящий артист.
-Варвара, чем определяется профессионализм артиста?
-У музыкантов это обязательно знание нотной грамоты. Даже если человек обладает абсолютным слухом, азы все равно нужно знать, чтобы уметь правильно общаться с музыкантами, аранжировщиками. И, конечно, профессионализм появляется с практикой, опытом, а это занимает годы. Также важный момент — артист должен жить своим делом, любить его. Только тогда музыка будет идти от души.
-Эмоциональность помогает или вредит?
-В работе помогает. Артист должен быть эмоциональным в хорошем смысле, обладать сильной энергетикой. Только так он может отдавать зрителю свою энергию, передавать эмоции. Артист – это не просто выйти и спеть. Он должен так спеть песню, чтобы зритель почувствовал всю суть песни – боль ли, радость, страх, надежду – неважно. Смысл и суть песни он должен передать прежде всего через невидимую эмоциональную связь.
-А как насчет зависти?
-Это не приведет к хорошему. У каждого свой путь и своя ниша. Лучше направить энергию и время на свое развитие, а не смотреть на других. В любой сфере должна быть здоровая конкуренция, тогда присутствует какая-то игра, и жизнь становится интересней.
-Чем уникальнее артист – тем лучше?
-Конечно. У каждого должно быть что-то, что выделяет его среди других. Очень важно найти себя. Мое музыкальное звучание, например, имеет свой собственный стиль, который нарабатывался годами. Это совокупность чтения, хороших книжек, фильмов, путешествий, знания истории… Все это я переношу на музыку, делюсь со зрителями разными культурами, историей разных стран, и, в первую очередь, русской. В моей музыке отображены, наверное, самые тонкие и уязвимые моменты жизни и народного творчества. Моя музыка-это фьюжн: там есть элементы этники, которые включают в себя историю, традиции и музыку разных народов, также это фэнтэзи, сказки… У меня есть андеграундные песни, песни аутентичного плана, песни на разных языках — гэльский, шведский, ирландский, армянский, древние языки, язык фарси.
-Что дает вам ваш стиль?
-Постоянное совершенствование, возможность расти, узнавать что-то новое. Это сложный стиль и его нужно хорошо чувствовать, чтобы грамотно подать песню. Наверное, поэтому в нем практически никто не работает. Моя музыка – это постоянные приключения, неожиданности, невероятные эмоции, поиски. Большинство песен, которые я пою, нельзя написать современным авторам, их не купишь. Я нахожу их по крупицам в самых далеких уголках страны. А потом идет долгий период работы над песней.
-Где же вы находите песни?
-У меня есть песни, написанные современными авторами, но большая часть моего репертуара – редкие и старинные композиции. И мы находим их в творческих экспедициях, на гастролях. Либо сами просим организаторов свозить нас в ближайшую деревню, где общаемся с местными жителями, бабушками, либо на концерте иногда люди сами приходят. Каждый раз восхищаюсь, сколько они всего знают и помнят. Именно таким образом ко мне пришла песня «Сказания о Варваре», которой более 300 лет! В этой композиции можно услышать традиционный этнический распев, издревле известный в Смоленской области со времен Александра III, на который положено старинное духовное сказание.
А затем начинается самое интересное и сложное — «адаптация» песни. Все старинные композиции -с каким-то местным говором, словами, непонятными современному человеку. И чтобы зритель воспринял песню, понял ее, мы ее немного переделываем — адаптируем окончания, суффиксы. Иногда приходится сокращать. Дальше работаем над аранжировкой. Затем период репетиций. Прежде чем представить композицию зрителю, проходит много месяцев работы.
-Что для вас главное при выборе репертуара?
-И музыка, и текст. Для меня важно содержание композиции, что она несет в себе. Текст может быть шуточный, но не глупый. И, конечно, история, ведь именно ее я передаю зрителям.
-Вы поете живьем?
-Исключительно! По-другому я просто не выйду на сцену. Я не могу себе позволить обманывать зрителя.
-Волнуетесь перед выходом на сцену?
-Перед каждым концертом. Я очень ответственно отношусь к каждому выступлению. И волнение – совершенно нормально. Наоборот, когда оно пропадает – это плохо. Артист не должен относиться к встрече с публикой как к само собой разумеющемуся. Он должен выйти на сцену и отдать зрителю всего себя. Для меня зрители — как часть моей семьи, и я разговариваю с ними, как с родными людьми.
-Прислушиваетесь к мнению зрителей?
-Обязательно! Общение с поклонниками отражается на моем творчестве напрямую. На концертах по их реакции я понимаю, какие песни сейчас лучше всего воспримутся, что они хотят услышать. А альбом «Лён», состоящий только из русских песен, был записан благодаря зрителям и имеет большой успех. В очередной раз убеждаюсь, что русская песня – самая сильная, родная и просто не может не проникнуть в сердце. Она обязательно находит отклик в душе.
-Что вы хотите донести до слушателей своим творчеством?
-Прежде всего, интерес к традициям, культуре, истории. В сегодняшнем мире хочется больше позитива, человеческого отношения, глубины души, любви и верной, качественной, красивой, доброй музыки. Я считаю, что артист на то и работает, чтобы пробуждать посредством своего творчества самое лучшее в людях, открывать для них что-то новое, где-то заставить задуматься. И не только артист, но и все представители творческих профессий – художники, актеры, режиссеры…
-Чего сейчас не хватает на российской сцене?
-Не хватает большой школы. Я имею в виду ту школу, когда артист в музыкальных учебных заведениях приобретает не просто азы, теоретическую часть, а именно навыки, опыт. Чтобы, выйдя на сцену, он уже имел, что показать зрителю. В России есть богатейшая классическая школа, но совершенно не хватает эстрадной школы. Вокалу, как правило, учат очень однообразно. Очень мало педагогов, которые могли бы хорошо научить петь.
-В чем разница между популярностью и успехом?
-Все временно, если не прикладывать усилий. За каждым успехом стоят десять неудач и годы работы. И когда пришло долгожданное признание, наоборот, пришло время работать еще больше. Вопрос в том, что человек вкладывает в это, какой смысл. Просто стать известным, популярным? Это не цель. Профессия должна быть, прежде всего, призванием. Тогда все идет от души, все получается, даже если сложности возникают, а главное – твое творчество находит отклик в сердцах людей и делает их немного лучше. Когда артист «пустой», когда он сам не знает, что хочет донести до зрителей, и его единственная цель – стать известным, ничего не выйдет. А если выйдет, то это недолговечно, а затем, с потерей популярности, придет душевная пустота, депрессии. Для меня успех – любовь зрителей и слушателей. Когда выходишь на сцену и видишь полный зал – значит, все не зря. Именно любовь зрителей, их тепло, их отзывы, для меня являются показателями того, что я все делаю правильно.
-Но все же приходится играть по некоторым правилам…
-Да. Я, например, записывала песни в более популярном стиле, которые крутились на радио. Но при этом я не предавала свою музыку – эти песни тоже были «моими». И до сих пор я их с удовольствием пою, и зрители их очень любят. Но все же мой основной стиль — другой, и люди приходили на концерты чтобы послушать другую музыку. Меня всегда преследовало понятие «не формат». И это я знала еще 20 лет назад, когда начинала. Но вера и любовь в то, что ты делаешь, творит чудеса и разрушает любые преграды. Мы всегда находили выходы и шли вперед.
-Что еще кроме веры и любви к своему делу нужно чтобы достичь успеха?
-Талант, в первую очередь. Мудрость, потому что без нее можно быть талантливым, но ничего не добиться. Характер и целеустремленность. Нужно четко понимать, чего хочешь, и как к этому прийти, должен быть план. И, конечно, трудолюбие. Моя любимая поговорка – «под лежачий камень вода не течет». Но идти к цели нужно, не наступая никому на ноги, нужно делать все честно. Важно быть «гибким», чтобы в сложной ситуации уметь быстро найти другой выход, перестроиться, где нужно. Успех любит смелых! И счастливый случай не приходит просто так, это результат труда.
-Что происходит сейчас в вашей творческой жизни?
-Недавно я представила новую песню «Осень». Она о настоящей любви, прощении, верности. Ведь осень – время не расставаний и грусти, это время начала новых историй, надежд и веры. Время, когда душа наполняется нежностью и теплом, когда, глядя на безумно красивые краски осенних листьев, хочется снова поверить и обрести, позволить сердцу распахнуться и наполниться любовью. Песню я посвятила всем женщинам — самым мудрым, хранительницам очага, тем, кто знает, в чем заключается женское счастье и готовым бороться за это счастье до конца. А 14 октября приглашаю всех на мой сольный концерт в ресторан Backstage. Буду рада всех видеть и подарить отличное настроение!
Алёна Штефан
ПУБЛИКАЦИИ О ВАРВАРЕ:
Певица презентовала новую весеннюю песню «За любовь»
Певица Варвара начала новый год с забот о фигуре и здоровье
Певица Варвара: как сделать Новый год сказочным и полезным
Варвара: путешествия духовно обогащают
Варвара: заботьтесь о теле и не забывайте о душе
Варвара: я спокойно ехала по встречной полосе
Варвара: люди должны помогать друг другу
Варвара: дом — это прежде всего семья!
Варвара: в шоппинге нужно знать меру
Варвара: музыкальный слух плюс хорошая память
Варвара: я люблю видеть счастливых людей
Варвара: главное — найти кнопку
Большое спасибо Варваре за хорошее исполнение русских-народных песен, песен военных лет!
Красивая, статная певица — очень нравится! Хотелось бы найти её раннее видео, где она пела на английском. Все записи Варвары в ютубе пересмотрел, но этого не нашел, случайно видел в её блоге на mail.ru, но его уже закрыли, по-моему:(
Красивая коса, толстая, как пшеница:) Настоящая? И глаза красивые! Это я про фото под деревом:)