«День сурка» — сложное толкование любимой комедии

Что нужно человеку, чтобы стать хорошим? Ему нужно хоть раз попасть во временную петлю. Ему нужно пережить День сурка. Конечно, можно обойтись и без этого, если тебе уже знакомы такие понятия, как человеколюбие, милосердие и любовь, однако кому ж из современных людей нравственность дороже суеты и денег? Я таковых почти не знаю.

«День сурка»

Герой фильма — журналист, царь среди циников, эгоист и зазнайка, который считает ниже своего достоинства сгонять на денек в маленький город, чтобы сделать репортаж о праздновании Дня сурка. Но руководство неумолимо – задание есть задание, и вот наш полубог, который ненавидит ничего и никого вокруг себя, прибывает в Панксатони. И тут начинается, вернее, заканчивается его обычная жизнь. Новый день не настает, журналист оказывается в плену у времени, но это единственная возможность – сбежать из плена собственных амбиций, собственного снобизма и собственного Я.

История журналиста в «Дне сурка» — это не история о том, как полезно остановиться и оглянуться, или о том, как было бы хорошо хоть раз в жизни зависнуть во времени, чтобы успеть сделать все, что так хочется. «День сурка» — это о том, что все мы живем в одном дне. В седьмом дне – если по Библии. Завтра и послезавтра – это выдумка, этого не самом деле не существует, жизнь не днями и часами нужно мерить. Жизнь мерится событиями, перипетиями, или превратностями. Для лучшего понимания моей нудятины приведу фрагмент из последней книги Льва Гумилева «От Руси к России»: «Здесь [на Востоке] течение времени рассматривается как колебательное движение, а определенные временные отрезки выделяются в зависимости от насыщенности событиями. При этом создаются большие дискретные «участки» времени. Китайцы называли все это одним легким словом – «превратность». Каждая «превратность» происходит в тот или иной момент исторического времени и, начавшись, неизбежно кончается, сменяясь другой «превратностью».

Слышите? Нет никакого времени, кроме исторического, да и оно исчисляется не часами, а событиями. Таким образом «день» — это не понедельник, вторник, среда, а это — миллионы дней на то, чтобы появился свет, миллионы дней на то, чтобы появилась вода, миллионы дней на то, чтобы сложился человек, миллионы дней на то, чтобы человек чего-нибудь понял и изменился к лучшему…

Мы все давно застряли в Дне сурка и, похоже, пока не заслужили завтра.

«День сурка»

Вот о чем «День сурка». Это кино-напоминание, кино-проповедь. Ну вот опять ты все увел в религию, — скажет мне кто-то. А как иначе? Любое кино, где герой меняется к лучшему и где в финале побеждает любовь – это заведомо христианское кино.

И почему бы не пересмотреть «День сурка» на Рождество?

Максим Васюнов

 




Просмотров - 2 662 Помочь сайту

Оставьте комментарий