МХАТ — больше, чем театр

Слушаю старую запись спектакля «Вишнёвый сад». Запись конца 1940-х годов. Чудные актёры, дивные голоса, добрая атмосфера старого МХАТа, правда, уже к тому времени умер Москвин. Епиходова играет уже не он, но атмосфера сохранена. Раневскую играет Книппер-Чехова, первая исполнительница. Она играла эту роль полвека. И вот этот прекрасный спектакль, эти замечательные артисты порождают столько воспоминаний, столько размышлений!

МХАТ

МХАТ был основан Станиславским и Намировичем-Данченко в 1898 году. Это был новый по тем временам театр. Основатели боролись с рутиной и театральными штампами. Они привнесли в театр настоящую жизнь. Актёры МХАТа как бы не играли пьесу, а жили на сцене настоящей жизнью. Они не кричали, не декламировали текст, не заламывали руки, словом, не страдали «театральщиной», а были просто живыми людьми на сцене. Это была главная задача великих реформаторов театра.

Старая драматургия не всегда удовлетворяла новым требованиям. Нужен был новый драматург, который бы писал пьесы для нового театра. И такой драматург нашёлся — это был Чехов. Его пьесы, казалось бы, странные, непонятные. Действующие лица произносят несвязные, не совсем понятные, почти бессмысленные слова. Когда читаешь пьесу Чехова, какое-то непонятное ощущение возникает — непонятно, о чём это произведение? И только когда видишь, или слышишь эту пьесу (вот хоть «Вишнёвый сад»), то начинаешь вдруг понимать, что текст пьесы Чехова — это всего лишь оболочка, каркас, который талантливые актёры должны наполнить глубоким смыслом, содержанием! Огромным везением было то, что встретились МХАТ и Чехов! Без МХАТа не было бы Чехова-драматурга, а без Чехова не было бы МХАТа! Такое событие бывает не часто! Эта встреча была настолько плодотворной, дала такой заряд развитию театра, что перевернула всё театральное искусство 20-го века.

И вот, соприкасаясь с этой атмосферой МХАТа и Чехова видишь, что МХАТ — это не просто театр, это больше, чем театр, это образ жизни и мироощущения. Актёры, воспитанные МХАТом, это не просто талантливые исполнители ролей, это ещё и прекрасные люди, возвышенные души, это великие личности! Конечно, бывают всякие люди, но всё же основная часть актёров МХАТа именно такие!

Это люди прекрасно воспитанные, утончённые, добрые, весёлые, жизнерадостные, благородные. Настоящий человек МХАТа — это человек с превосходным вкусом, аскетичный, скромный. Эти превосходные качества проявляются во всём. Например, как одевались МХАТовские женщины — всегда скромно, но с очень большим вкусом. Например, Софья Станиславовна Пилявская всегда одевалась только в одежду трёх цветов — чёрного, белого и серого. Никогда ничего другого не носила. Вот в этом превосходный утончённый вкус!

Кто-то из старшего поколения вспоминал, что как только появлялась Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, сразу все вставали, никто не смел сидеть при этой великой актрисе. Это тоже образец МХАТовского поведения.

Ангелина Осиповна Степанова говорила о том, что Станиславский учил актёров, чтобы они видели на занавесе театра всегда два слова — смех и слёзы. Именно такие эмоции должен был рождать МХАТ. Зритель должен был смеяться и плакать, восхищаться утончённым вкусом. Никакой пошлости, никакого излишества, ничего этого во МХАТе никогда не должно было быть. И ещё Станиславский учил актёров скупости выразительных средств, то есть, надо минимумом средств, каким-нибудь движением руки, вздохом, двумя словами сразу всё сказать о своём герое, дать понять его зрителю. Для этого этот минимум средств должен быть наполнен максимумом переживаний, душевной силой, эмоциями. Вот это тоже настоящий МХАТовский стиль. И он же переносился и в жизнь. Актёры МХАТа немногословны, непустословны, скромно себя ведут, но эта скромность несёт в себе большое душевное наполнение.

Сколько всего написано о МХАТе, об его стиле игры, о новаторстве и реформаторстве Станиславского и Немировича-Данченко, о прекрасных актёрах МХАТа, об этой чудной утончённо-возвышенной атмосфере! Сколько всего перечитано!

Лучшие книги, которые я читал о МХАТе, где изложена вся эта атмосфера:
1. Станиславский К. С. «Моя жизнь в искусстве»
2. Немирович-Данченко В. И. «Из прошлого»
3. Виленкин В. Я. «Воспоминания с комментариями»
4. Шверубович В. В. «О времени, о людях и о себе», «В старом Художественном театре»
5. Бирман С. Г. «Путь актрисы», «Судьбой дарованные встречи»
6. Гиацинтова С. В. «С памятью наедине»
7. Пилявская С. С. «Грустная книга (По долгу памяти)»

А также книги о М. П. Лилиной, В. И. Качалове, Л. М. Леонидове, книги П. А. Маркова и ещё многих, многих других. Вообще о МХАТе я читал, наверное, если не сотни, то уж точно несколько десятков книг. И все эти книги учат человека жить, изменяют его внутренний мир, утончают и возвышают душу.

Так что всем бы рекомендовал прочесть эти прекрасные книги и проникнуться такой дивной атмосферой МХАТа, ибо МХАТ — это не просто театр, а стиль жизни!

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

Наш «Вишнёвый сад» (Чехов сегодня)

«Интерстеллар» Антона Чехова

«Чехов Интерстеллар» — как мы живём и куда идем

Как я впервые узнал про жену Чехова

Малый театр — сокровищница русского духа

О русской душе и Малом театре

Что сделал Станиславский для российского театра?

Великая ложь или «Лениниана» в МХАТе

 

Просмотров - 706





Поделиться в соц. сетях



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *