Разговор с Денисом Антиповым о Традиции

Вчера состоялся знаменательный концерт группы «Отава Ё», посвященный её 15-тилетнему юбилею. Конечно, одним из участников концерта была череповецкая «Буза» во главе с атаманом Денисом Антиповым. Денис – один из ярких лидеров современного русского фольклорного движения, который изучает и пропагандирует русское традиционное искусство и образ жизни на практике, а также пытается теоретически их осмыслить. По его приглашению мне с несколькими товарищами посчастливилось побывать на этом знаменательном концерте.

Хотелось в благодарность сделать для Дениса что-то памятное и приятное. Решил подарить ему две полезные книги. Уже потом, позже, пришло осознание, что эти подарки были не случайными и символичными. Первая книга Аполлона Коринфского «Народная Русь» посвящена изучению фольклора Самарского региона и Поволжья в целом. Надо сказать, что Денис частью своих корней происходит как раз из этого региона, поэтому данная книга для него будет очень подходящей. Вторая книга Петра Мультатули о Государе-мученике Николае Втором тоже оказалась символичной, во-первых, потому, что в этом году мы отмечаем 100-летие со дня мученической кончины царской семьи, а во-вторых, концерт проходил вечером 18 мая, то есть, как раз в канун 150-летнего юбилея государя.

Концерт прошел на высшем уровне, где наряду с другими исполнителями Денис выступал одним из харизматичных лидеров. Его пляска под «Сумецкую», акробатические номера с бревном, умение общаться с аудиторией непременно вызывают восторг публики. Денис всегда очень востребован у поклонников, причем не страдает «звездной болезнью» — с каждым человеком, кто к нему обращается, поговорит, найдет подходящие слова, с каждым сфотографируется, каждому пожмёт руку. Также надо сказать, что, при всей этой занятости он очень исполнительный и ответственный человек. Во время концерта он мне сказал: «Дождитесь меня с ребятами после концерта, мы с вами пообщаемся». Мы вышли на улицу, довольно долго ждали, пока Денис будет посвободнее, у некоторых уже возник соблазн поехать домой — время было позднее.

Бузники и клуб «Основа» из г. Череповец. Русский пляс. Буза.

При выходе из концертного зала стояла компания подвыпивших мужичков, которые тоже были вдохновлены концертом. И вот мы услышали звук гармошки – это выходили бузники во главе с Денисом. Бронницкая улица в самом центре Санкт-Петербурга, наверное, не слыхала живых звуков гармошки лет сто, с дореволюционных времён, когда здесь жили рабочие, приехавшие на сезонные заработки из разных уголков России в начале 20-го века. В подвыпивших мужичках, видимо, тоже взыграло русское «коллективное бессознательное», они подошли к нам, стали выражать свой восторг по поводу звуков гармошки, и всей деятельности «Бузы». Один из них, услышав в нашем разговоре такие слова, как «православный, монархист», тут же, сквозь хмельной угар стал твердить: «И я православный монархист, я крест ношу, и вообще не понимаю, как можно быть либералом». Потом эта компания как-то «рассосалась», а мы с Денисом, Женей и Полиной Андрущенко стояли с полчаса, разговаривали. Каждый из нас понимал, что встреча кратковременная, что не так часто мы встречаемся, поэтому хотелось поговорить о самом главном.

Женя Андрущенко рассказал о своей общественной работе. Как-то Денис обмолвился, что очень ему полюбился фильм «История России 20-го века», и при этом выяснилось, что Женя хорошо знает авторов этого фильма, и даже принимал участие в написании сценария к некоторым сериям. Этот факт сильно порадовал Дениса, он с благодарностью пожал руку Жени за эту работу. Главный же смысл нашего разговора с Денисом сводился к вопросу о русской традиционной культуре. Денис сказал, что сейчас, в 21 веке, к сожалению, традиция почти прервана, что деревня, являвшаяся душой русской жизни, находится в плачевном состоянии, но при этом не стоит терять надежду и веру. Традиционная культура сохранилась лишь фрагментарно, она выглядит как осколки чего-то в прошлом единого, как обрывки некоей прекрасной в прошлом ткани, еле скрепляющиеся тонкими нитями. Но вот что удивительно, здесь, словно в русской сказке, мы поливаем «мёртвой водой» эти осколки, и они соединяются вновь воедино, а потом спрыскиваем «живой водой» и Традиция постепенно оживает, восстанавливается.

Денис сказал, что, возрождая какой-то фрагмент подлинной русской традиционной культуры, мы интуитивно восстанавливаем и то, что уже когда-то исчезло, и сама Традиция начинает возрождаться у нас на глазах. Еще очень важная его мысль была о том, что у нашего народа подлинная традиционная культура сидит где-то в душе, и вот такие посылы, как выступления «Отавы Ё», «Василисы», «Бузы», вдруг открывают людям глаза, в них просыпается Русский дух. Родители подходят с благодарностью и говорят, что их маленькие дети, никогда не знавшие ничего о Традиции вдруг начинают плясать, бузить, и проявлять другие элементы традиционной культуры. Мне в это время вспомнилась Наташа Ростова из «Войны и мира», которая была воспитана гувернанткой-француженкой, ничего не знала о русской жизни, но вдруг, услышав звуки русской музыки, словно очнулась от летаргического сна, и проявила все свои качества, которые были у каждого русского крестьянина. Так что на всей деятельности Дениса Антипова, «Бузы», и всех участниках фольклорного движения лежит миссия пробуждения в русских людях своего традиционного сознания.

Русский танец Наташи Ростовой (Людмила Савельева в к\ф «Война и мир» 1965-67)

Много мы еще говорили, но время неумолимо летело, подошли Ваня Овтин, Виталик Павлов, другие товарищи, и надо было расходиться. Тепло попрощались, договорившись о новых встречах. Я едва успел на последнюю электричку, чтобы добраться до дома, ехал в пустом вагоне и всё размышлял о нашем разговоре. И ощутил, что и меня этот разговор изменил, что-то пробудил дремавшее до сих пор. Таким уж свойством обладает Денис Антипов – нести Традицию, оживлять живой водой своей души дремлющие русские сердца, и дай Бог ему в этом преуспевать и дальше.

Вадим Грачев

Денис Антипов: пробуждающий русские души

Вот она и заиграла. Посвящается Денису Антипову

Денис Антипов — потому что он РУССКИЙ!

Денис Антипов. И жизнь жительствует

концертыкультуратанцы
Комментарии ( 46 )
Добавить комментарий
  • Dr. Ronald Cutburth

    Krasivaia Natasha Rostova!

    • Ксения Гузеева

      Как мне этот фрагмент из фильма нравится…. Какая Наташа красавица, как она танцует…

  • Елена Хрипкова

    Русский танец — это красота! Молодцы ребята! Но танец Наташи… Это же прелесть что такое….

    • Олег Благовернов

      Смотрю с замиранием сердца…

  • Kliment Pak

    недавно на ютубе видел танец пары снятый где то в глубинке,меня потрясла женщина ,невысокого роста полноватая,но как танцевала!

  • Фёдор М

    Очень достойно.

  • Марина Смолеева

    Прекрасно!

  • Забайкалочка

    Только что прослушала «Войну и мир» и очень захотелось посмотреть этот отрывок из фильма. Какой роман, какая экранизация!!!

  • Naxigator XXI

    Прекрасный отрывок одного из самых значительных произведений мировой литературы!) Гений Льва Толстого, мудрое художественное донесение режиссером Бондарчуком до зрителя, воплощенное великолепной актерской игрой)) Как тонко, точно и просто раскрывается русская Душа в этом коротком ролике, побуждая смотреть еще и еще, дабы увидеть больше деталей и омыть свою Душу светом Любви гениального произведения!)

  • 345Elena

    Любимейший эпизод из замечательной киноэпопеи. Насмотреться не могу! Прелесть, чудо!

  • lyudmila kudryashova

    Смотрю и слёзы наворачиваются от Восторга и ком в горле, всё смешалось: и горечь и гордость и наслаждение неописуемое. Люблю я НАС, РУССКИХ!

    • Виталий Плотников

      Плачу, люблю Вас, мои родные !

  • Liusiia Resian

    Бесподобно!!!

  • Iza

    Это не купишь, это не приобретёшь! Жили в были! Здесь русский Дух! Здесь Русью пахнет! Врожденный дар Творца!

  • Larisa Krivencova

    Прекраснo!

  • Перов

    А что значит «Отава Ё»? Обычно добавление буквы «Ё» в русском языке означает какое-то недовольство или даже ругательство.

    • Грачев В.С.

      Отава — это трава, отрастающая после скашивания. По-моему, участники группы хотят этим подчеркнуть стойкость нашего народа — дескать, сколько нас не коси, а мы всё равно вырастем. Буква Ё ничего дурного не несёт, это такая шутливая прибавка, чтобы защитить права «гонимой» буквы — мы же очень часто вместо неё пишем Е.

  • Алевтина С.

    Радует, что в наше время ещё остаются такие патриоты как Денис Антипов! А Наташа Ростова еще один «чистейшей прелести чистейший образец».

  • П. Веселов

    Волшебно танцует Наташа! Такая лёгкость, грация… Прошу Вас, Вадим, напишите подробно про Людмилу Савельеву — её Наташа — это чудо! И о нём должны знать! Вы согласны? Уважьте! Спасибо за это видео и за статью. Как хорошо, что в России ещё не перевелись настоящие русские мужики, любящие наше Отечество, — Вы и Денис Антипов, прославляющие русскую душу! Американцам никогда этого не понять и не повторить.

    • Грачев В.С.

      Благодарю Вас сердечно! Будем стараться писать и дальше на подобные темы. Они очень нужны!

  • Луиза А

    Гениальный эпизод!

    • Антон Молодык

      Я как-то по новому увидел эту сцену.

  • viktjuk

    Это лучшее отражение русского народного характера в литературе!!! Любимейший момент в любимом произведении…

  • M K

    Класс!!! Быть Добру!

  • Татьяна. В

    Большое спасибо, что открыли для меня имя Дениса Антипова! Такие люди нужны современной России! И, конено, тоже не могу не отметить прекрасно созданный хореографом-профессионалом и прекрасно исполненный балериной-актрисой танец на русскую тему.

  • Людмила Блохина

    Это радость и шедевр нашей души.

  • Рита Мальцева

    Я люблю Нонну Мордюкову, но всё-таки не понимаю как мог Тихонов на ней жениться… просто ужас какая они не пара!!!!!!!! А вот Людмила Савельева — это его типаж!

  • Город Лефортово

    Великолепно !!! И кто-то на нас ещё рыпается ?!!!

  • ALVARA

    Какие вы чудесные)

  • Ольга Дёмина

    За этот танец Людмилы Савельевой я вручила бы ей 500 Оскаров!

  • Санморелия

    Люблю пересматривать эту сцену ❤️

  • Wert Smith

    Великолепное исполнение на гитаре. Слушал много исполнений, но это лучшее из всех.

  • Галина Буланова

    Людмила Савельева — просто бриллиант! В скольких фильмах могла ещё блистать!

  • Olga Nogaeva

    Уф! Какой кадр!

  • Роза

    Олег Табаков, Нонна Мордюкова

  • Татьяна Антонец

    Все хороши и Борисов, и Мордюкова, и Табаков, и Савельева!

  • Liusiia Resian

    Чудо! Наташа бесподобна! А Мордюкова, а дядюшка… чудесно!

  • Ольга Шабалина

    Бесподобно!!

  • Ольга Кочергина

    До слез…

  • Татьяна Перминова

    Эта сцена меня больше всего поразила в романе. Война и мир и в фильме поэтому и запомнилась больше. Но конечно первый бал Наташи Ростовой. И в нашей жизни бывают моменты счастья и восторга которые мы вспоминаем когда немного взгрустнется! Мир всем!

  • Barno Mamajonova

    Большое спасибо за интересную статью и видео! Невероятно люблю эту сцену, мурашки по коже. Как же прекрасна Савельева!

  • Галина Грудинина

    Талант и еще раз талант, Сергею Бондарчуку просто респект и уважение, а Людмиле Савельевой благодарность и любовь всех зрителей.

  • Walter Berg

    Вот оно и удивительно — в этой стране никакие французские гувернантки не смогут сделать из русского человека француза. В этой стране немцы, такие как Тотлебен и Лефорт становятся русскими и гордятся этим. Савельеву вообще вот терпеть не могу, очень меня напрягает ее образ в фильме по Булгакову «Бег». Но Наташа у нее — идеальная. Вообще не могу представить кого то в этой роли кроме нее.

  • Мария Шевченко

    Русский дух — уже тысячу лет и более ведется! Дай нам, Боже! Слава Иисусу Христу!

  • Tatyana Yuditskaya

    Дочка олигарха, пардон, «аристократа», перед его рабами и наложницей, стоящих в дверях, заметьте, изображает «рюсский баба», на селедку ее потянуло после блан-манже . Толстой был не дурак, не «умилялась» эта наложница-крепостная глядя как графинечка пляшет, а плакала от стыда за свой «позор» . Эта же Анисья случись крестьянский бунт своими руками бы удавила и «дядюшку» любителя свежих крестьянок и «графинюшку» и потом подожгла бы саму усадьбу где ее принуждали к сожительству. Когда русский человек перестанет распускать сопли при виде этой сцены а поймет что его место было бы у двери, пока «Наташи» элиты пляшут «русскую», то и жили бы совсем по-другому.

  • Ilia Khuntsaria

    Да какое русское? Мегрельское, западно грузинское, чер(во)номорское. Согласное звукосочетание ‘ст’ в фамилии Наташи Ро-‘ст’-овской, как и в фамилии Тол-‘ст’-ой Льво Николаевича, как и везде в романо-германских языков, это древне колхидское, производивший о наречнего префикса «с-» или «ш-» (на мегрельском Христово «эшь-» или «эшь-эль-«, с значением места и направления действии предмета «вверх по кругу (с образом Св. †)»), и глагола «-т-«*. Но если русский язык обсудим как славянский, то в таком случае (только) да. Поскольку сама народная имя ‘С(к\хь)лавянин’, через испанского или западно иберского слово «(el) esclavo, [есклаво]», с значением «раба, невольника, связанного от ног до руки», также произведён от мегрельского флексивного глагола пятичной формации «эскульульа, эскульуа, эскульа, эскуа, скульа, скуа, ск, с», с значением «скрепления нижных частей (тело, общество, мира и времени) с верхнимы». Кстати, отсюда древне еврейское мужское имя » ‘Иеш(ьхь)у(льуль)а’ » (на русс. «Иисус»), но от третичной глаголной формы «эшьхьульульа, эшьхьульуа, эшьхьхула, эшьхьуа (также «эшьульа, эшьуа»), шьхьульа, шьхьуа, шьхь, шь». — † На мегрельском ‘н(\[нть]егативной’ или на т. н. сосательно-глотательной речи (Стражи Св. Чаши Грааля и одновременно, обоюдоострого меча Господне Ордена православной части Св. Гроба с Св. Стягой Назаретянец 🇬🇪 или Новый Иерусалим Перво Апо-‘ст’-ольской Церквы Мегрельии или Колхиды или Восточной Иберии или Михайлово и Мариевой Грузии Св. Архангела и Пресвятой Богородицы Грузчествы Св. Креста и Св. Иконы Богородицы Иберии) «нтьъюыльъёыльъюыльъю­ыльъ», с значением «Сына Божего», «Жизни».