Денис Антипов: пробуждающий русские души

В последнее время все более важным понятием для многих становится Традиция. Этот термин включает в себя преемственность русской истории, культуры, образа жизни, веры. В лихие годы двадцатого века порой казалось, что русская Традиция почти утрачена. Это можно прочесть, например, в рассказе Владимира Солоухина «Двадцать пять на двадцать пять», в котором человек всю жизнь мечтал приобщиться к народной культуре, в частности, научиться играть на гармошке, а когда в зрелые годы выучился, то оказалось, что никому он со своей гармошкой не интересен, времена изменились. Так было примерно на рубеже 1970-х-1980-х гг.

Нынче же времена вновь изменились. Несмотря на засилье на центральных каналах телевидения престарелых и молодых «звезд», тщетно пытающихся продлить свою дешевую популярность непотребными методами, в недрах русской жизни вновь пробиваются мощными струями родники подлинной народной культуры, настоящей Традиции. Это можно понять, посещая различные фольклорные фестивали и праздники, просматривая соответствующие группы в социальных сетях и некоторые телевизионные и интернет-каналы. Появилось очень много талантливой молодежи, разделяющей традиционные ценности. Выросло уже целое поколение тех, кто живет в Традиции. Один из самых ярких и талантливых лидеров современного фольклорного движения – Денис Антипов, атаман артели кулачных бойцов «Буза» из Череповца.

Мне приходилось много раз общаться, беседовать, наблюдать со стороны этого замечательного человека. Шестого октября в г. Луга проходил фестиваль старинной рекрутской и военной песни «Наша слава – русская держава», на который был приглашен Денис в качестве члена жюри и автора мастер-класса по традиционной мужской культуре. Нам с двумя друзьями посчастливилось целый день сопровождать Дениса в этой поездке. Мы встретили его рано утром на Ладожском вокзале. Вот он выходит из вагона, и сразу привлекает внимание всех вокруг: с бородой, в русской рубахе, зипуне, кепке с выбивающимся из-под нее чубом, в хромовых сапогах; в руках традиционная деревянная тростка, покрытая множеством специальных знаков, о которых можно рассказать отдельно, а за плечами огромный мешок, в котором гармонь и весь необходимый реквизит для мастер-класса. Этот человек словно приехал к нам из 19-го, а может и 18-го века. Про свой внешний вид Денис часто говорит так:

— Мы стараемся не просто заниматься традиционной культурой, а жить ею. Раньше мне нравились какие-то традиционные элементы культуры по отдельности, но потом, когда мы с единомышленниками перенесли ее в свой быт, в общественные места, то поняли: это именно то, чего мы хотели. Кроме того, такая необычная на сегодня внешность очень привлекает к нам людей, и мы это используем как ненавязчивую пропаганду русского традиционного образа жизни. Те, кому это не интересно, пройдут мимо, но, если человек что-то спросил, значит в его душе зацепило какую-то русскую струну. С такими людьми часто начинается разговор, который для обеих сторон бывает полезен. Одна только тростка в моих руках стольких людей привлекла, о ней можно целую лекцию прочитать.

Денис Антипов, атаман артели кулачных бойцов «Буза» из Череповца.

Далее наш путь лежал на электричке в Лугу. Это был тот редкий случай, когда с Денисом можно было неспешно побеседовать на протяжении почти двух часов. Обычно такая возможность представляется редко, поскольку Денис – «медийная» фигура, очень популярен в фольклорной среде, каждый хочет с ним поговорить, задать вопрос, поблагодарить за пробуждение интереса к русской культуре, а желающих сфотографироваться – несколько десятков человек на каждом мероприятии. Особенно популярным у широкого зрителя Денис стал после съёмок в клипе «Сумецкая» группы «Отава Ё». Там он — один из главных героев, а умение виртуозно крутить на себе огромное бревно вызывает особый восторг у публики, как в нашей стране, так и за рубежом. Этот клип только на Ютюбе набрал около 18 миллионов просмотров. Теперь и концерты «Отавы Ё» редко обходятся без участия череповецкой «Бузы» и Дениса Антипова.

Один из наших друзей был серб по имени Милош. Денис живо заинтересовался, стал расспрашивать Милоша о сербской культуре, песнях, об устройстве общинной жизни у сербов (задруга), о значении некоторых слов, о том есть ли в сербском языке аналоги русских понятий в традиционной культуре, достал походную тетрадь и многое записывал. Также разговор шел и о русской Традиции. Денис говорил о том, что отрадно наблюдать пробуждение людей и интерес к русской народной культуре. После концертов каждый раз люди подходят с благодарностью. Часто родители говорят, что их дети никогда не слышали народной музыки и песен, но после концертов группы «Отава Ё», виртуозной акробатики Дениса, в том числе и с бревном, у детей словно просыпается «голос крови», они начинают тянуться к народной культуре, посещать занятия по фольклору и, таким образом, обретают себя. К слову сказать, детям Денис всегда уделяет много внимания. Сам отец двоих детей, он любит их привлекать к различным упражнениям, соревнованиям, либо что-то рассказывать о культуре, обычаях. Где бы не проходило мероприятие: концертный зал, уличная площадка, небольшое помещение, всегда можно увидеть Дениса, окруженного детьми, которые от этого общения приходят в восторг. Его позиция в этом вопросе такая: в детей нужно вкладывать силы, внимание, любовь, нужно ими заниматься, а не отдавать их на «попечение» телевизора, иначе результат будет печальный. У себя в Череповце он проводит занятия с детьми по традиционной боевой культуре, подспудно прививая им любовь к Родине, уважение к героям, с которых нужно брать пример, интерес к азам православной веры.

Денис говорит о том, что, занимаясь традиционной культурой во всех ее аспектах, собирая по крупицам почти утраченное, иногда приходится интуитивно что-то достраивать самому. И бывает очень большим удивлением и радостью то, что ты позже где-то находишь подтверждение своим догадкам. Традиция оживает, словно окропленная живой водой. Традиционная культура включает в себя не только боевую систему «Буза», гармошку, песни, пляску, но и такие бытовые вещи, как одежда, пища, ремесла и промыслы. Многое из этого череповецким бузникам тоже удалось восстановить, например, пошив традиционной одежды, изготовление иван-чая по особой технологии. И, конечно, самое главное в русском традиционном образе жизни – это православие. Денис сказал, что вера никому не навязывается, но те, кто занимаются Традицией, опять же интуитивно понимают, что она – основа всей культуры. Большинство бузников регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются, а любое серьезное начинание предваряется молебном.

Денис Антипов

С этими разговорами мы быстро добрались до Луги. Оказалось, что в нашей электричке ехали и другие фольклорные коллективы. При выходе на вокзале мы познакомились с некоторыми из них. «Опознавательным знаком» опять же была традиционная одежда: «свой свояка видит издалека». При открытии фестиваля перед Денисом стояла задача организовать выход на сцену мужской его части и показать на сцене традиционный боевой пляс. Надо сказать, что уровень подготовки потенциальных участников мероприятия был разный, многие до этого с трудом представляли, что такое русский пляс. И вот тут Денис ярко проявил свои замечательные свойства. Прирожденный лидер, он в считанные мгновения завладел вниманием коллектива мужчин в 30-40 человек в возрасте от двух до семидесяти лет. Причем сходу сумел увлечь как двухлетних, так и семидесятилетних, быстро найдя подход ко всем. В двух словах объяснил, что такое традиционный боевой пляс, какие в нем выделяют колена, и начал репетицию от простого к сложному. Через полчаса уже все было готово. Вся толпа мужчин с радостью внимала указаниям Дениса и выполняла их уже почти безошибочно. Через полчаса началось открытие фестиваля и боевой пляс с выходом на сцену прошел блестяще.

Основную часть времени в ходе фестиваля Денис провел в жюри, оценивая фольклорные коллективы. Но и здесь к нему часто подходили с различными вопросами знакомые и незнакомые люди, в перерыве местное телевидение брало у него интервью, так что времени на обед почти не оставалось. Ближе к концу этого мероприятия, которое было посвящено рекрутским и солдатским песням, поэтому традиционно проводится перед осенним набором молодежи в армию, Денис проводил мастер-класс по мужской боевой культуре. Также легко и непринужденно он собрал молодых ребят числом человек 20-25 на улице, возле дома культуры, где и проходил фестиваль. А остальная часть публики стояла вокруг, наблюдая, и болея за молодых ребят. Денис так же быстро обучил молодежь элементам традиционной борьбы, показал, как проводятся соревнования по различным боевым и состязательным приемам. Участники быстро все разучили, а соревнования прошли весело, дружно, интересно. Победила, как всегда, дружба. Публика восхищалась мастерством, организаторским талантом, силой духа и выносливостью этого человека, способного легко и быстро проводить такие полезные и интересные мероприятия. В конце Денис, как и всегда, выступил с кратким напутственным словом о важности мужского воспитания, любви к родине и хранении веры.

Денис Антипов, Вадим Грачев с друзьями.

Многим очень хотелось пообщаться с Денисом, сфотографироваться на память. И, надо отдать и здесь ему должное, он не страдает «звездной болезнью»: с каждым желающим поговорит, сфотографируется, ответит на вопросы. Правда из-за этого мы фактически опоздали на последнюю электричку, и добираться из Луги в Санкт-Петербург пришлось на такси. Далее после небольшого отдыха, рано утром дорога Дениса лежала в Крым, где он будет проводить подобные мероприятия для детей в лагере Артек. И так почти постоянно, времени на отдых не остается. Этот замечательный человек отдает себя людям без остатка, служит ближнему, не обращая никакого внимания на себя. Именно такими людьми и сильна Россия, именно благодаря им и растет у нас сейчас настоящая русская молодежь, в которую все свои силы и свою душу вкладывают такие люди, как Денис Юрьевич Антипов. Часто приходится слышать, что молодежь деградирует, становится хуже от поколения к поколению. Кто-то с этим согласится. Но можно и по-другому посмотреть на вопрос: просто зло всегда вычурно и агрессивно, его всегда видно, а добро, оно скромное, и на первый взгляд даже неприметное, но стоит присмотреться, и можно так много вокруг увидеть добрых, умных, замечательных людей, в том числе и среди молодёжи. И за это нужно обязательно поблагодарить таких удивительных людей, как Денис Антипов.

Наконец-то, наконец,
Еду я в Череповец.
Бузники Череповца
Не пьют не пива, не винца!

Эх Денис ты наш, Денис,
Ты с гармошечкой пройдись.
Ты частушечку запой,
А мы следом за тобой!

У дружка Антипова
Нет сознанья клипова.
Он в Традиции живёт,
Свою душу бережёт.

У дружка Антипова
Бревно из рук не выпало.
Крутит он уже давно
Как соломинку бревно.

А ещё-то перед вами
Схватит гирю он зубами.
И её, пудовую,
Он бросит через голову.

Принесёт же он её
На концерт «Отавы Ё».
На сцене спляшет и споёт, —
Никто печальным не уйдёт.

В Черногории друзья
Ждут давно уже тебя.
Из пальмы сделано бревно –
Покрути-ка ты его!

Никогда не унывает,
Всех вокруг он зажигает!
Как же все его зовут?
Это парень – бревнокрут!

Вадим Грачев

Разговор с Денисом Антиповым о Традиции

Вот она и заиграла. Посвящается Денису Антипову

Денис Антипов — потому что он РУССКИЙ!

Денис Антипов. И жизнь жительствует

концертыкультурамузыка
Комментарии ( 7 )
Добавить комментарий
  • Елена Ла

    Какой интересный человек, ничего о нем не знала. Только почему Буза? Ведь насколько мне известно: Буза — слабоалкогольный напиток из проса, гречихи, ячменя, распространённый главным образом в Крыму и на Кавказе ◆ — Да вот хоть черкесы, — продолжал он, — как напьются бузы на свадьбе или на похоронах, так и пошла рубка. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839–1840 гг.

  • Армеец

    У слова буза есть и другое значение — это русская северо-западная воинская традиция, сложившаяся в родовых дружинах новгородских словен и кривичей. До второй половины ХХ века бытовала в деревенских артелях кулачных бойцов. Включает в себя боевой пляс, способы боя с оружием и голыми руками. С помощью этой борьбы русские воины не раз выходили победителями из сражений с половцами, татаро-монголами, затем крестоносцами, поляками, шведами и так далее вплоть до наших дней. Даже с приходом советской власти, когда русское боевое искусство, объявленное пережитком прошлого, было практически уничтожено, элементы этой борьбы переняли другие боевые системы.

    О бузе можно говорить очень много. Самое главное здесь, наверное, что обучать бузе заочно невозможно, поскольку это система, которая передается только при непосредственном живом общении.

    Буза основана на трех постулатах: православная вера, обычаи и традиции, а также методика обучения, приемы, техника. Именно в такой последовательности формировалось и формируется мышление русского воина-рукопашника. Православная вера укрепляет характер человека, помогает не бояться смерти. «Ибо нет большего подвига, чем душу свою положить за други своя». Обычаи и традиция передают уклад жизни в семье, в воспитании детей, в отношениях между мужем и женой, трудовые навыки, то есть именно то, ради чего стоит жить. Методика обучения, приемы и техника учат воина самому главному: как защитить себя, свою семью, свое Отечество, формируют особое мышление, помогающее выжить в любой ситуации. Ибо сам рукопашный бой призван помочь защитить веру, обычаи и традиции, то есть культуру нашего народа, все то, без чего он существовать не может.

    В бузе как в русском рукопашном бое есть много элементов, свойственных боевому искусству: удары руками и ногами, броски (прихватки), болевые (заломы), удушающие приемы и многое другое. Опыт народа, накопленный веками, сохранялся и приумножался и в конце концов дошел до наших дней. В бузу на протяжении столетий бралось на вооружение только то, что поможет выжить в любой критической ситуации.

    Как сохранилась такая богатая традиция русского рукопашного боя? Ведь никто из археологов или историков не нашел никаких документов, в которых бы описывались методика обучения, техника и приемы русского рукопашного боя. Нет книг по этой борьбе и сегодня. Эта традиция передавалась в артелях бойцов-кулачников. Из уст в уста, от сердца к сердцу, и исключительно людям, «для добра нарожденным». Корыстных и злых людей не обучали рукопашному бою.

    Материалы по боевой технике бузы собирались и продолжают собираться в большой степени во время специальных этнографических экспедиций по деревням и селам Северо-Западного региона (Тверская, Новгородская, Вологодская, Псковская области), которые проводит кандидат исторических наук Григорий Базлов сотоварищи. Жители наших деревень — это не японские крестьяне из фильмов Курасавы. Это воины, солдаты и офицеры, пехотинцы, артиллеристы, разведчики, которые победили военную машину Германии, сражались с японцами и американцами. В общем, люди, знающие о войне не понаслышке. И здесь важно понимать, что с каждым годом носителей традиционной боевой культуры становится все меньше и меньше. В целом виде боевую традицию (техника, воинская этика, обрядность) узнать у одного человека уже не всегда возможно, поэтому приходится ее собирать, восстанавливать по частям. Приходится учитывать то, что за последние 70 лет предпринималось немало усилий по уничтожению самобытной народной культуры. Начиная с 20-х годов прошлого столетия за боевой пляс и рукопашный бой иногда и сажали.

    Чтобы группа немного развеялась и отдохнула, а также для поднятия боевого духа после отработки приемов в парах тренер предлагает сплясать. Построившись в круг, под звуки русских народных инструментов мужики затягивают песню, в это время в центре, сменяя друг друга, по очереди начинают танцевать вприсядку.

    Боевой пляс вприсядку был распространен по всей Руси. Изначально техника приседаний существовала в двух проявлениях: как способ боя и как боевой танец. Способы боя вприсядку были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей. В пеших схватках бой вприсядку был актуален для воина, упавшего на землю, оказавшегося в одиночку против многих противников, в тесноте или в темноте. В уличных драках на укатанном снегу бойцы часто поскальзываются и оказываются на уровне «ползунка», откуда удобно бить и особенно подсекать стоящего на скользком противника. Такая манера боя требовала хорошей физической подготовки и была очень энергоёмкой, поэтому её применяли как тактический элемент боя, чередуя с экономной техникой, хорошо известной сейчас по современным (не выдуманным) системам русской борьбы.

    Необходимые специфические для такой манеры боя двигательные навыки, особенно выносливость и тренированность, мужчины вырабатывали, постоянно практикуясь в плясе и бойцовских состязаниях. Обычно состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее, для ловкости и координации. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, естественно, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров, большой популярностью он пользовался в артелях кулачных бойцов. Стоя удары наносились преимущественно ногами, так как руки были заняты холодным или огнестрельным оружием (его, безусловно, тоже пускали в ход). Именно поэтому в пляске вприсядку работе ногами уделяется больше внимания.

    Боевой пляс вприсядку был унаследован и Красной Армией. Правила смотров и состязаний остались неизменными, правда, движения были сильно «причёсаны». Другое дело — пляски на праздниках и на фронте. Это была не только тренировка тела и повторение способов боя, трудно переоценить воздействие музыки и пляски на боевой дух бойцов. Прадедовская традиция превращала измученных солдат в чудо-богатырей, зажигала в сердцах бесстрашие и задор. Не случайно Твардовский посвятил целую главу гармони и пляске на фронте в повествовании о Василии Теркине.

    Безусловно, когда плясать приходилось в снегу или грязи, то прыжки и «ползунки» не делали, оставались лишь приемлемые для обстановки коленца, но дух боевого пляса, воинский задор не убывали. Пляской разминали затёкшие в окопах ноги, грелись на морозе, снимали предбоевое напряжение. Много лет назад на фронте и в тылу, в деревнях и станицах это делали настоящие русские мужики.

  • Читатель

    «Часто приходится слышать, что молодежь деградирует, становится хуже от поколения к поколению. Кто-то с этим согласится. Но можно и по-другому посмотреть на вопрос: просто зло всегда вычурно и агрессивно, его всегда видно, а добро, оно скромное, и на первый взгляд даже неприметное, но стоит присмотреться, и можно так много вокруг увидеть добрых, умных, замечательных людей, в том числе и среди молодёжи».
    Совершенно верно! Далеко не всё так плохо в нашей жизни, как кажется на первый взгляд. Только о таких людях не все знают.

  • Остап

    Вадим, а Вы сами занимаетесь бузой?:) Бузите?:)

    • Грачев В.С.

      Изредка, при встречах с Денисом)

  • Yelena Reichmann

    Добрый День,

    Меня зовут Елена, мы с нашей семьёй живём в родовом поместье в Германии недалеко от Bamberg, Nürnberg.

    Мы проводим у нас встречи, семинары праздники, хороводы для русского и немецкого поселения.
    Наши друзья увидели Дениса и очень хотят у него поучиться в живую😊
    Есть ли возможность у Дениса провести у нас семинар?

    С благодарностью

    Елена

    • Грачев В.С.

      Спасибо Вам, Елена. Я передал Денису Ваше сообщение и электронный адрес. К тому же Вы легко можете его координаты найти, набрав в поисковике «Буза, Череповец, Денис Антипов» — там есть адрес и телефоны для связи.