Непревзойденная, неподражаемая: Эдна Мей Оливер

Заговорив в предыдущей заметке об Обри Смите, я тут же вспомнил еще одну англо-американскую актрису – Эдну Мей Оливер. И неслучайно. Она чем-то очень на него похожа: аристократизмом, внутренним и внешним благородством, манерами, англо-саксонским духом – одним словом, такая же стопроцентная англичанка. Однако есть и различия. У Эдны Мей Оливер была какая-то изюминка иронии, иногда сарказма, она порой взбалмошна, эксцентрична, а свое доброе сердце её героини часто прячут под маской эксцентрики.

Удивительная актриса, запоминающаяся раз и навсегда! Прожила не так уж много – 59 лет. Фильмография насчитывает около 50 фильмов, из которых, опять же, около половины доступны в сети. Я посмотрел их почти все, некоторые смотрел по нескольку раз. Вот, например, бабушка Дэвида Копперфильда — Бэтси Тротвуд в экранизации самого известного романа Диккенса. Кажется, что сам Диккенс писал эту бабушку с Эдны Мей Оливер – настолько достоверно она сыграна, как будто оживший образ из романа. Какая она в начале чёрствая, взбалмошная, не терпящая ничьего мнения, кроме своего. В то же время, очевидно, глубоко внутри за этой сухостью и внешней злостью скрыто доброе сердце – иначе не держала бы у себя в доме полусумасшедшего, безобидного старика мистера Дика. И как потом раскрывается образ бабушки, когда она борется с Мэрстонами за свободу и состояние маленького Дэвида, как разделывается с ненавистным отчимом и его сестрой. Внутренняя доброта, сдержанность в проявлении чувств, внешняя эксцентрика – как же это всё характерно для героини Диккенса!

Или вот другой пример, тоже экранизация романа Диккенса «Повесть о двух городах». Это интереснейшее произведение об эпохе Французской революции, причем в нём Диккенс с ужасом отвергает революцию и её кровавый режим, показывая свою позицию с художественной стороны в этом романе. За это, кстати, у нас в советские годы этот роман недолюбливали, а фильм этот, очевидно, и не показывали. Так вот Эдна играет в этом фильме героиню, которую я даже забыл, как звать. Помню только, что она, кажется, тётка одной девушки – то ли английской, то ли французской аристократки. И вот чтобы спасти свою любимую племянницу, она вступает в схватку с революционерами, причём не в переносном, а в самом прямом смысле. Я помню эту сцену, где она задерживает одну «пламенную революционерку», этакую Розалию Землячку 18-го века, вступает с ней в драку. Идёт напряжённая сцена, где её героиня с большим трудом, но всё-таки одерживает победу, хватает пистолет и убивает эту революционерку. Эта сцена навсегда мне врезалась в память, настолько она сильна и в идеологическом и художественном плане!

Играла она в фильмах и по произведениям классики: Шекспир, Диккенс, Льюис Кэррол, Джейн Остин, и в современных той эпохе фильмах. И везде была яркой, интересной, актуальной, непревзойдённой и неподражаемой. Она несла в своей игре дух Английской Традиции, великой Западной культуры, которая сегодня, к сожалению, почти исчезла. Потому-то сегодня мы так и тоскуем по таким фильмам и произведениям искусства. Бывает, сидишь перед экраном телевизора, переключаешь пультом десятки похожих один на другой безликих каналов с постмодернистским контентом, и вдруг мелькнёт чёрно-белая картинка, где краем глаза ты увидишь неправильной, вытянутой формы лицо Эдны Мей Оливер, её эксцентричные ужимки и движения, услышишь её высокий взбалмошный голос, и словно ожил девятнадцатый век, словно ты попал в Старую Добрую Англию. Начнёшь смотреть и забудешь про всё на свете. Так давайте же смотреть прекрасные фильмы с её участием, благо все мы имеем эту возможность, и они никого не оставят равнодушным!

Вадим Грачев

 

кинокультуратеатр