История Византии Левченко

Вновь воскресенье — и вновь Византия. Приступил к чтению новой книги, монографии Митрофана Васильевича Левченко «История Византии. Краткий очерк», 1940 г.

Надо сказать, что со смертью Фёдора Ивановича Успенского в 1928 г. исследования по истории Византии в нашей стране практически прекратились. Для некоторых ученых занятие византинистикой стало вообще опасным делом для жизни. Так, в 1938 г. был расстрелян крупнейший византинист Владимир Николаевич Бенешевич, а также два его 26-летних сына-близнеца и брат Дмитрий. Поле византинистики вовсе опустело, поскольку эта наука никак не вписывалась в советскую действительность. История Византии в те поры поливалась грязью, и в ее адрес можно было только слышать определения «отсталая», «реакционная», «тупая», «скучная», «классово вредная» и так далее. Однако очевидно, что надо было дать какую-то картину византийской истории уже с новых позиций, в рамках марксистско-ленинской методологии. Вот эта-то задача и стояла перед М. В. Левченко. Он, кстати, родом из курской губернии, из г. Суджа. Два года назад мне даже довелось побывать в этом городе. Далее почти вся его творческая судьба была связана с Петербургом-Петроградом-Ленинградом. В мрачную для русской византинистики эпоху 1920-х-1930-х гг. он становится главой ленинградской школы византинистики, являясь своеобразным мостиком от старой науки времен Успенского к пышному послевоенному расцвету советского византиноведения.

Конечно, вся его книга насквозь пронизана коммунистическими идеологемами, например выразившимися в таких фразах: «…трудящиеся массы нашей страны вправе заинтересоваться историей Византийской империи, а советский историк должен удовлетворить этот интерес и дать научную историю Византии, построенную на основе марксистско-ленинской методологии», или «Гениальные высказывания И. В. Сталина на съезде колхозников-ударников, ярко и четко выявив действительные причины грандиозного краха Западной Римской империи помогают нам уяснить и ход исторического процесса в Восточно-римской империи». Это все сегодня, конечно, вызывает улыбку. Любопытно, что те авторы, которых он клеймит как «буржуазно-реакционных» (Острогорский, Диль и др.) сегодня как раз переизданы как великие классики, а самого Левченко уже мало кто и вспомнит.

Признаться, в свете всего сказанного у меня было предубеждение против этой книги. Однако, взяв сегодня ее в руки, и прочитав первую главу, я несколько изменил свое мнение. Если отбросить необходимые тогда «коммунистические заклинания», то книга может оказаться вполне дельной. Она небольшая, история Византии здесь представлена в весьма сжатом очерке (264 с.), и, может быть впервые здесь обращено внимание на социальную и экономическую историю государства. Понятно, что вся прежняя тематика, связанная с историей церковью и императорской власти, которая так поощрялась в Российской империи, здесь отброшена как неактуальная, об этом и говорит автор в предисловии. А вот социально-экономическая направленность, которой как раз не особо много прежде уделялось внимания, здесь представлена хорошо и очень четко. Например, ясно и понятно расписаны все категории населения, политические партии, даны экономические подоплеки политических и социальных событий. Причем даже о некоторых религиозных движениях автор судит опять же с социально-экономических позиций. Так что это словно другая крайность, по сравнению с прежней историей Византии. Истина, очевидно, где-то посередине, как это часто бывает.

В любом случае, спасибо М. В. Левченко за то, что в самую тяжкую эпоху опустошения византиноведения в России заполнил этот вакуум хотя бы этой небольшой книгой.

Совсем скоро, в разгар Великой Отечественной войны, наступит «Сталинский ренессанс», вновь будет дан «зеленый свет» византийским исследованиям. Выжившие в тяжких испытаниях византинисты воспрянут духом, и так возрадуются, что издадут в 1947 г. очередной выпуск «Византийского временника», причем в русле старой традиции, восхвалят покойного Успенского. Потом за это они получат по шапке от советских властей, дескать, вам позволили заниматься Византией, но это уже совсем другая история, не надо быть апологетами «буржуазной» науки, и уже в следующем выпуске (1949) выйдет покаянная редакционная статья «Против буржуазного космополитизма в советском византиноведении». Кстати, первый и второй выпуски временника по инерции еще имели двойную нумерацию: 1 (26) и 2 (27); начиная с третьего выпуска осталась только новая нумерация, чтобы показать, что этот временник никак не связан с предыдущим, «буржуазным». Много позже, в новейшее время (с 55 номера, 1994 г.), эта двойная нумерация будет восстановлена, а начиная с 2016 г., с сотого номера, будет восстановлена полная преемственность, и нумерация станет единой, со времен 19-го века, что в общем-то восстановит историческую справедливость, но это уже совсем другая история.

Вадим Грачев

историякультуралитератураобразование